Системы дистанционного обучения позволяют повысить квалификацию и профессиональный уровень персонала компании на основе более высокого качества обучения, унификации знаний и подведения их к единым корпоративным стандартам
Функционирование и развитие компании требует обучения персонала. Чтобы охватить большую аудиторию, мотивировать сотрудников на карьерный рост и повышение квалификации, правильно и своевременно донести до них накопленные в компании знания, компании внедряют системы дистанционного обучения.
Для организации последовательного учебного процесса, контроля знаний и решения различных административных задач используют так называемые системы управления обучением (Learning Management Systems, LMS), которые позволяют получать детальные сведения о проводимом дистанционном обучении: количестве обучаемых, назначении им конкретных курсов, набранных ими баллах, сроках завершения курсов, количестве учебных часов, оплате и пр. С их помощью можно формировать разнообразные отчеты, отслеживать участие сотрудников в процессе обучения, анализировать активность использования отдельных курсов и многое другое.
В России сейчас представлено около десяти LMS-систем отечественных и западных производителей, которые пока используются только крупными компаниями.
Повышение личной конкурентоспособности
Стремительное устаревание знаний — одна из основных проблем современной системы образования. Все возрастающая конкуренция рано или поздно приводит любого специалиста к осознанию, что без постоянного обновления знаний и расширения сфер компетенции о карьерном росте не стоит и мечтать.
Классическое дистанционное обучение предоставляет образовательные услуги тем, кто нуждается в повышении квалификации или стремится найти или сменить профессию, а также позволяет людям с ограниченными физическими возможностями получить высшее образование, не выходя из дома.
По прогнозам специалистов, в скором времени обучаемый будет тратить до 40% времени на дистанционные формы образования, примерно столько же — на очные и 20% — на самообразование.
Оставаясь самым приемлемым по цене, дистанционное обучение стало доступным повсеместно. Кроме того, в среднем обучение по одному курсу длится один-три месяца, затраты времени на обучение минимальны. Пожалуй, одно из основных достоинств такого обучения — узкая специализация.
У себя дома
Например, в ОАО «Северсталь» был организован Центр дистанционных технологий негосударственного образовательного учреждения (НОУ) «Корпоративный университет “Северсталь”», обучение в котором базируется на платформе IBM Lotus Workplace Collaboration Learning (LWCL). Основная цель — дать сотрудникам современные знания в области эффективного управления людьми и процессами, повысить эффективность при подготовке и принятии решений. «С 2004 по 2008 год мы получили хороший опыт дистанционного (в том числе и группового) обучения различных категорий работников, — рассказывает Светлана Масюкевич, руководитель центра. — Учебные курсы системы электронного дистанционного обучения используются в различных обучающих и корпоративных программах развития персонала».
Дистанционный способ был выбран потому, что позволяет сделать обучение более гибким, так как нет необходимости присутствовать на занятии в назначенное время. Учиться можно на рабочем компьютере — прямо в цехе, и даже при сменном графике труда (например, ночью). Можно продолжить обучение дома на личном компьютере. Люди не отвлекаются от работы, следовательно, минимизируются потери для производственного процесса, простои и затраты на обучение. «Корпоративная система электронного дистанционного обучения привлекла внимание производственников еще и потому, что это хороший способ саморазвития и школа управления ценнейшим личным ресурсом — собственным временем», — рассказывает Масюкевич.
Чтобы дистанционное обучение положительно повлияло на результаты работы, просто пройти обучающий курс недостаточно. Все вовлеченные в обучение работники должны знать, на решение каких деловых задач нацелен курс. Обучение без постановки четких задач и связи результатов с решением этих задач обычно не дает эффекта, и высока вероятность, что немногие обучающиеся дойдут до конца, поэтому в компании «Северсталь» процесс обучения начинался вводным компьютерным тестированием каждого участника программы, с отрывом от работы. Это способствовало большей направленности самообучения, усиливало мотивацию участников. Во время тестирования был проведен инструктаж по использованию системы электронного дистанционного образования, участникам передали методические пособия, согласовали сроки прохождения этапов программы и даты сдачи тестов по курсам.
Тесты обычно встроены в корпоративную систему обучения и позволяют контролировать знания в процессе прохождения курсов. Это инструмент самопроверки, позволяющий сотруднику выявить свои слабые места, отследить не только результаты учебы, но и время, которое реально затрачено на учебный процесс. Именно таким образом обычно организуется сертификация знаний в системах дистанционного обучения: интерактивные тесты, результаты которых обрабатываются чаще всего автоматически.
Обучаясь самостоятельно, менеджеры по проектам Череповецкого металлургического комбината, одного из предприятий, принадлежащих «Северстали», получили возможность планировать свое развитие, сочетая его с рабочей деятельностью. Каждый участник программы мог видеть свой прогресс обучения в отчете, предоставляемом пользователю LMS-системой через корпоративный портал дистанционного обучения, и, кроме того, получал по электронной почте сообщения от администратора системы о подключении новых курсов и тестов, а также уведомления об учебном прогрессе группы. Куратор программы на производстве получал
отчеты об обучении группы и мог дополнительно мотивировать обучаемых.
«После прохождения обучения по программе “Базовые управленческие навыки менеджеров и специалистов по проектам” мгновенных карьерных изменений для сотрудников не гарантируется, хотя эффективность работы часто повышается за счет использования полученных знаний на практике. Были случаи, когда в процессе изучения электронного курса сотрудник находил решение производственной проблемы, которую безуспешно пытался решить в течение продолжительного времени, — вспоминает Масюкевич. — Поскольку общий уровень профессиональной подготовки менеджеров, уже прошедших обучение, вырос, со временем это должно положительно сказаться и на их карьерном росте».
Обучали персонал и по другим программам: «Мастер» — для мастеров и бригадиров; «Подготовка кадрового резерва» — для службы управления персоналом; «Основы управления на современном производстве» — для лидеров команд качества, мастеров, бригадиров.
Не следует забывать, что каждый, кто принимает участие в системе дистанционного обучения, несет ответственность за результат: менеджер планирует обучение так, чтобы оно было направлено на достижение результатов, сотрудники поощряются за участие в обучении и успехи. К сожалению, многие компании забывают, что обучение может быть эффективным, только если оно обязательное в начале и поощряется по завершении.
На чужой территории
Далеко не часто компании организуют собственные центры дистанционного обучения, а предпочитают пользоваться возможностями университетов, бизнес-школ и специализированных учебных центров. Для коммерческих компаний и госучреждений дистанционное образование — прежде всего возможность сэкономить средства на обучение сотрудников, получить необходимые в работе новые знания непосредственно на рабочем месте, без затрат на логистику и участие в очных учебных курсах.
Как подчеркивает Олег Евграфов, заместитель начальника одного из отделов управления «ТатАСУнефть», входящей в «Татнефть», очное обучение стоит дорого, а командировочные расходы всегда лимитированы. Действительно, практика показывает, что стоимость дистанционного образования может оказаться в несколько раз дешевле, чем очного. Предметом обучения при этом могут быть как базовые навыки, так и знания, специфические для данной компании.
Для предоставления образовательных услуг используются различные технологии. Наличие обратной связи — оперативного общения с преподавателем — необходимо, особенно при разборе материала, который нуждается в дополнительных индивидуальных комментариях. Для этого могут использоваться очные встречи, традиционная телефонная связь, IP-телефония, электронная почта, доска объявлений, системы мгновенных сообщений (Instant Messaging, IM), Web-конференции.
Наиболее популярны при корпоративном обучении и активно развиваются сегодня инструменты для проведения занятий в интерактивном режиме, так называемые «виртуальные классы», которые позволяют с помощью средств синхронной видеосвязи создать эффект присутствия студентов на реальном учебном семинаре. Например, для обучения и коммуникаций при дистанционном обучении специалистов управления «ТатАСУнефть» использовался виртуальный класс HP Virtual Room, где была реализована возможность видеть, слышать преподавателя, смотреть слайды курса с пояснениями тренера, задавать вопросы как посредством IM-системы, так и голосом через микрофон. «Все лабораторные работы выполнялись также удаленно в виртуальной лаборатории HP Virtual Lab, — рассказывает Олег Евграфов. — Было заранее сконфигурировано нужное нам оборудование, подготовлены индивидуальные пользовательские записи и пароли для доступа. Подключение к виртуальному классу и виртуальной лаборатории HP осуществлялось с обычных компьютеров в классе (обучение велось не на рабочих местах), где был доступ в Internet. У всех участников были собственные наушники и микрофоны для общения. Для общего удобства изображение с центрального компьютера было выведено с помощью проектора на большой экран, звук передавался через колонки. Преподаватель контролировал выполнение лабораторных работ, удаленно “захватывая экраны” компьютеров участников».
Как видим, несмотря на технологическую возможность самостоятельного обучения посредством дистанционного образования, необходимо широкое вовлечение людей, осуществляющих помощь в обучении, и мониторинг самого процесса обучения.