Модернизация одной из систем стала дополнительным стимулом к созданию единого информационного пространства компании «Востокгазпром»
Информация — важнейший ресурс предприятия, и важно, чтобы все сотрудники имели к нему доступ. Обеспечить взаимодействие специалистов разного уровня с целью повышения качества принимаемых решений — правильно и быстро — можно благодаря созданию единого информационного пространства предприятия.
«Востокгазпром», одна из крупнейших газодобывающих компаний Сибирского федерального округа, будучи дочерней компанией «Газпрома», представляет собой холдинг, в который входит десять предприятий, обеспечивающих полный производственный цикл: геологоразведка и бурение, добыча, подготовка, переработка углеводородного сырья. «Востокгазпром» занимается добычей и подготовкой газа и газового конденсата, но сейчас активно развивает также нефтедобычу и переработку углеводородного сырья. В холдинг входят основные предприятия (добывающее — «Томскгазпром», перерабатывающие — завод «Метанол», «Томскнефтегазпереработка» и «Новосибирскнефтегазпереработка») и разного рода сервисные предприятия.
Большинство основных дочерних предприятий на уровне управления технологическими процессами на кустах скважин, установках подготовки и переработки газа и нефти автоматизированы полностью, здесь до недавнего времени компания занимала лидирующие позиции в «Газпроме». Автоматизированы и вспомогательные производства: установки водоподготовки, котельные и т.п.
На уровне офисных служб в «Востокгазпроме», как управляющей компании, и в добывающем предприятии «Томскгаз-
пром» полностью автоматизирована работа различных служб на базе ERP-системы Microsoft Dynamics AX.
Столь высокий уровень автоматизации объясняется желанием достичь конкурентного преимущества при освоении сложных месторождений углеводородов (сложных по геологическому строению и труднодоступных) на основе самых передовых технологий геологоразведки и бурения, процессов добычи и подготовки сырья, а также информационных технологий. «Мы считаем, что ИТ — одно из наших преимуществ, и руководство холдинга уделяет этому направлению особое внимание», — поясняет Николай Марков, начальник управления информационных технологий ОАО «Востокгазпром».
Система управления производством
Месторождения, осваиваемые компанией с 1999 года, открытые и законсервированные в середине 60-х годов, расположены в считавшихся недоступными Васюганских болотах Западной Сибири. Изолированные, находящиеся в удаленных и необжитых местах, эти месторождения разрабатываются сегодня в экстремальных условиях низких температур, с очень низкой транспортной доступностью. Несмотря на это для «Востокгазпрома» критически важно иметь на промыслах высокопрофессиональных геологов и технологов для ежедневного участия в работах по добыче и подготовке газа. В связи с тем, что у компании не было эффективного способа передачи данных с месторождений в центральный офис в Томске, приходилось доставлять таких специалистов на вертолетах (что недешево) к месторождениям, где они работали вахтовым методом.
Для улучшения доступа к данным с месторождений, автоматизации сбора и анализа технологических и производственных данных с промыслов совместно со специалистами Томского политехнического университета (старейшего технического университета в восточной части России) в 2003—2005 годах была разработана система «Магистраль» класса MES с использованием среды разработки Borland Delphi и СУБД Microsoft SQL Server 2000. Эта корпоративная геоинформационная система управления производством позволила предоставить геологам, технологам и другим специалистам доступ к информации с промыслов из центрального офиса и осуществлять качественное оперативное управление производством компании. Система позволяла получать технологические данные от различных АСУТП, установленных на промыслах, и размещать их на совокупности распределенных серверов, находящихся на промыслах и в центральных офисах. Она осуществляла анализ собранных данных, позволяла работать с картами, мнемосхемами и технологическими схемами.
Система «Магистраль» создавалась для того, чтобы исключить работу высококвалифицированных специалистов на промыслах: решение дает возможность доставить технологические и производственные данные, необходимые для совместной работы специалистов, которые находятся вне контура технологического управления на промыслах и в офисной сети, и вести их обработку и анализ. Возможность специалистов промыслов взаимодействовать с более квалифицированными специалистами в Томске позволила ускорить принятие решений и их обоснованность.
«Система во многом нас устраивала, но по ряду показателей требовала модернизации, — вспоминает Марков. — Например, механизм репликации, реализованный с помощью SQL Server 2000, требовал доработки, так как наблюдалась неустойчивая репликация данных при передаче их в центральный офис». Требовалось также сделать систему более дружелюбной по отношению к пользователю — геологу, диспетчеру, механику, энергетику и т.д., нужен был пользовательский интерфейс, удобный для специалистов разных производственных служб.
«В 2006 году компания Microsoft анонсировала новые продукты и предложила нам их использовать, — рассказывает Марков. — Хотя продукты еще не были до конца русифицированы, мы приняли решение создать на их основе более совершенную версию MES «Магистраль». Согласно заявлениям вендора, СУБД Microsoft SQL Server 2005 должна была повысить эффективность работы с распределенным банком производственной и технологической информации системы «Магистраль» и упростить его поддержку, так как она имеет более совершенный механизм репликации данных. Кроме того, с помощью этой СУБД нужно было упростить и ускорить процесс получения корпоративной отчетности, а также повысить эффективность анализа данных».
В системе «Магистраль» стали использовать Microsoft Office SharePoint Server 2007 и пакет программ Microsoft Office System 2007, чтобы сделать удобной работу пользователей. Применение Office System 2007 дало возможность специалистам работать с любимыми ими таблицами Excel. Часть производственных данных вводится диспетчерскими службами разных уровней вручную, для этого на основе Microsoft Office InfoPath 2007 разработали соответствующую подсистему ввода.
Обновленная при технологической поддержке компании Microsoft версия системы «Магистраль» была создана за пять месяцев и к концу мая 2007 года уже прошла испытания. В период ввода системы в промышленную эксплуатацию продолжала функционировать предыдущая версия системы. Чтобы не нарушить производственный режим работы с данными, были созданы и сначала использовались в новой системе дубликаты баз данных. Подключение распределенных серверов шло последовательно: сначала развернули SQL Server 2005 на сервере в Томске, затем на сервере первого промысла и т.д.
Пользователей пришлось переучить. Во-первых, это было связано с тем, что изменился интерфейс системы. Кроме того, на основе Office SharePoint Server 2007 и SQL Server 2005 Reporting Services были созданы отчеты, востребованные менеджерами и топ-менеджерами. Их тоже нужно было научить тому, как, используя корпоративный портал, получать оперативную информацию в виде отчетов с промыслов.
Сегодня с системой работает более 130 пользователей, появилась возможность получать данные с ряда новых АСУТП: в сентябре 2007 была введена в строй дожимная компрессорная станция на Мыльджинском месторождении, которую автоматизировали, внедрив несколько новых АСУТП. «Нам удалось довольно легко и быстро подключить к системе «Магистраль» эти АСУТП, — констатирует Марков. — Сегодня мы можем получать данные от них в режиме реального времени и специалисты в центральном офисе могут, анализируя их, принимать обоснованные решения по работе дожимной станции». Сейчас с системой «Магистраль» интегрировано более десятка АСУТП. Обеспечивается обмен данными между серверами промыслов и сервером в Томске, для этого используются разные механизмы, в том числе репликация данных.
Каналы передачи данных
Проблема наличия качественных каналов для управления распределенной компанией существует всегда, и в данном случае она особенно актуальна. На промыслах «Востокгазпрома» на протяжении нескольких сот километров имеются собственные радиорелейные сети связи и передачи данных, где скорость передачи данных достаточно высокая. Но с некоторого места сети начинается канал до Томска с относительно низкой пропускной способностью. По этому каналу нужно было организовать передачу данных при работе с системой «Магистраль», ERP-системой Dynamics AX, обеспечить доступ в Internet и обмен электронной почтой, поэтому только часть технологических данных передается в центральный офис в режиме реального времени (некоторые параметры каждые 15 секунд), другая часть технологических данных и производственные данные — по определенному регламенту к требуемым моментам времени суток, с помощью механизма репликации, при этом данные, передаваемые в режиме реального времени, имеют наивысший приоритет.
Интеграция систем
Сегодня система «Магистраль» интегрирована с BI-системой Cognos в части ряда данных по уровням добычи, потерь, транспортировки углеводородного сырья и т.п. Данные о закупках для ремонтов и обслуживания оборудования промыслов передаются из «Магистрали» в ERP-систему.
Ее пришлось довольно значительно модифицировать, были созданы решения, часть которых, по мнению специалистов Microsoft, можно считать отраслевыми, например, расчет заработной платы сотрудников промыслов (учет северных надбавок, вахты и т.д.), что в стандартном решении просто отсутствовало. Созданы подсистемы по управлению имуществом, ценными бумагами, которые реализованы в среде Dynamics AX собственными силами.
Стандартное решение для управления складом также было модифицировано с учетом специфики газодобывающих предприятий. Решая проблемы интеграции систем, сотрудники управления ИТ порой были вынуждены отбросить отдельные унаследованные компанией системы и разработать в среде Dynamics AX дополнительные подсистемы, что, как показала практика, оказалось удобнее и эффективнее.
Система электронного документооборота компании Optima Workflow также интегрирована с корпоративным порталом на базе Office SharePoint Server 2007. Внедряли систему сначала в дочернем предприятии «Томскгазпром» более восьми лет назад, а затем — в управляющей компании, немного усовершенствовав ее своими силами. Сейчас с ней продолжает работать большое число пользователей. «Эта система нас устраивает, — не сомневается Марков. — Однако часть документооборота осуществляется через портальное решение, которое очень понравилось пользователям». Сегодня портал используют и в производственной деятельности, и как источник новой информации, и для оформления заявок на автотранспорт, комнаты заседаний, пропуска и т.д. Поскольку все эти заявки проходят этапы согласования, эту часть документооборота оказалось удобнее вести через корпоративный портал. Таким образом, в области электронного документооборота получилось комбинированное решение.
Интегрировали портал и со средствами ИТ-поддержки, начиная с уровня Service Desk. Сегодня только отдельные небольшие комплексы программ и информационно-правовые системы не интегрированы в единое информационное пространство компании.
Единое информационное пространство
Сегодня можно считать, что единое информационное пространство компании «Востокгазпром» в первом приближении построено. Создавая его, пришлось решать множество задач по интеграции систем. В основном требовалась интеграция по данным, но частично и по функциям, также реализована интеграция с использованием возможностей Office SharePoint Server 2007.
Решение вопросов интеграции систем требует от управления ИТ серьезных усилий. «Ситуация осложняется тем, что если сегодня данные, зародившиеся на промысле, востребованы, например, пользователями трех интегрированных нами систем, то завтра может оказаться так, что к ним потребуется добавить — и очень быстро — еще и данные, скажем, из проектного подразделения, работающего в четвертой системе, чтобы всей совокупностью данных мог оперировать пользователь одной из первых трех систем, — рассказывает Марков. — Сегодня для решения подобных проблем мы анализируем возможность использовать SOA».
Служба ИТ
Поддерживает ИТ-инфраструктуру и все информационные системы небольшое управление ИТ, в котором 20 сотрудников обслуживают девять объектов: управляющую компанию и восемь дочерних предприятий. На управление ИТ ложатся задачи развития и сопровождения корпоративной сети, сегменты которой находятся на промыслах, в офисах, раскиданных по Томску, и в офисе в Москве. В состав управления ИТ входят также отдел по обслуживанию вычислительной и оргтехники и отдел информационных систем, сопровождающий большую часть приложений.
«Вот уже два года мы работаем с дочерними предприятиями на условиях внутреннего аутсорсинга, — рассказывает Николай Марков. — Между управляющей компанией и дочерними предприятиями заключены договора, подписаны соглашения об уровне обслуживания их ИТ-инфраструктуры. Наличие соглашений позволяет избежать многих недоразумений, между управлением ИТ и руководством этих предприятий сегодня полное взаимопонимание».
Переход на внешний аутсорсинг даже по отдельным функциям пока не планируется, так как руководство холдинга считает, что в «Востокгазпроме» должна быть своя служба ИТ. Отчасти это связано с тем, что сегодня в компании весьма сложные информационные системы и телекоммуникационное оборудование, два центра обработки данных и пр., и найти в Томске тех, кто мог бы обслуживать все это хозяйство на должном уровне, совсем непросто. «Стоимость такого аутсорсинга, скорее всего, будет очень велика, так как придется привлекать фирмы, которые могут решать такие задачи, из Новосибирска или Москвы, поэтому наше руководство задачу перехода на аутсорсинг ИТ пока не ставит», — отмечает Марков.
Уже более полутора лет для работы с пользователями в управлении ИТ применяется схема обслуживания в соответствии с рекомендациями ITIL. В системе Service Desk диспетчер принимает заявки от пользователей, назначает задание ИТ-специалистам, а после того как работа в заданные сроки будет выполнена, пользователю присылается запрос о качестве выполненной работы. Система Service Desk интегрирована с корпоративным порталом, через который принимаются заявки на получение тех или иных информационных ресурсов. Электронная заявка на ресурсы приходит к начальнику управления ИТ, после его согласования в электронном виде отправляется в тот или иной отдел управления, где определяется исполнитель работы. Затем информация поступает с портала в Service Desk, где фиксируется, что данный специалист будет занят на такой-то задаче, которая может занять столько-то времени, такая информация необходима диспетчеру при распределении других работ.
Система учета услуг, которые управление ИТ оказывает дочерним предприятиям холдинга, работает следующим образом: по окончании месяца объемы оказанных услуг насчитываются в системе Service Desk, а расчет стоимости услуг и составление финансовых документов осуществляются в подсистеме «ИТ-обслуживание» ERP-системы Dynamics AX, интегрированной с Service Desk.