Внедрение WMS-системы в территориально распределенной транспортно-логистической компании повлекло за собой кардинальные изменения в ИТ-инфраструктуре
В июле 2006 года компания «Русская логистическая служба» подписала соглашение с американским фондом прямых инвестиций The Great Circle Fund LP об инвестировании 20 млн. долл. на открытие в крупных региональных центрах по всей стране складов категории «А». Реализация этого проекта сулила компании выход на новый, более высокий уровень транспортных и складских услуг.
«Русская логистическая служба» оказывает комплексные логистические услуги, включая мультимодальные перевозки. Основанная в 1996 году компания активно развивалась, открывая в городах России представительства, которые действовали как самостоятельные юридические лица.
Новые складские объекты было решено расположить в Хабаровске, Самаре, Подольске, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, определив для них срок запуска в один год, начиная с февраля 2007 года. Приобретение и управление основными средствами и нематериальными активами на региональных складских объектах, организация систем складирования и учета, хранения грузов были возложены на созданную осенью 2006 года новую структуру — компанию «РЛС Недвижимость».
Зима 2006—2007 годов стала периодом тендеров, когда компания выбирала производителей оборудования и программного обеспечения, а также их поставщиков. При этом в основу было положено правило — необходим единый поставщик в своем секторе для работы на всех объектах, это правило распространяется и на консультантов. Такой подход позволяет обеспечить простоту обслуживания.
Одна из важнейших задач на тот период заключалась в том, чтобы выбрать систему управления складами (Warehouse Management System, WMS). Сложность состояла в том, что на тендерных просмотрах презентаций различных систем непросто выбрать именно ту единственную, «правильную». Компания основывала свой выбор на следующих параметрах: возможность реализации складских технологических процессов, удобство использования, возможность быстрой настройки и перенастройки собственными обученными специалистами под различных клиентов, использование не только современной безбумажной технологии (радиотерминалы штрихкодирования), но и бумажной. Разумеется, учитывалось и наличие локализованной версии, учебного центра и группы сопровождения, что особенно важно для складского бизнеса. Всего было рассмотрено семь различных систем. Немаловажным являлся также и ценовой параметр, поскольку единое программное обеспечение закупалось на пять объектов. В результате выбор пал на систему Logistic Vision Suite, предложенную компанией ant Technologies.
Одно из условий запуска объектов состояло в том, что склад компании и офис продаж складских и транспортных услуг должны размещаться компактно, тогда как раньше нередко офис продаж и разрозненные небольшие склады находились на разных площадках.
Для обеспечения работоспособности складских и офисных помещений необходимо было построить локальные сети, сети беспроводного доступа посредством Wi-Fi для работы радиотерминалов, организовать подключение к каналам связи — одним словом, построить внутреннюю инфраструктуру объектов, которая бы отвечала всем необходимым требованиям как со стороны WMS-системы, так и со стороны офиса, расположенного на объекте. Чтобы реализовать эти планы, требовалось закупить серверное, клиентское и сетевое оборудование, а также оборудование, необходимое для работы WMS-системы, заключить договоры с операторами связи, осуществить монтажные работы по прокладке структурированных кабельных систем и т.д.
Спецификация серверного, клиентского оборудования, программного обеспечения, необходимого для нормального функционирования WMS-системы, обсуждалась и согласовывалась с привлечением специалистов производителей и консультантов по внедрению.
«По отношению к WMS-системе все остальное программное обеспечение является вспомогательным, но если рассматривать складской объект как часть общей инфраструктуры компании, то WMS — лишь составляющая, один из функциональных блоков», — поясняет Михаил Смирнов, директор департамента информационных и бизнес-технологий компании «РЛС Недвижимость».
Было принято решение использовать оборудование и программное обеспечение мировых лидеров, которые имеют широкую региональную сеть сервисных центров по всей России. В качестве платформы баз данных был выбран продукт компании Microsoft SQL Server 2005, в качестве серверной программной платформы — Windows 2003, на рабочих станциях — Windows XP Professional и Office 2007. «Широкое использование технологий виртуализации позволило не только сэкономить средства, но и значительно упростить архитектуру и одновременно повысить безопасность информационного пространства компании», — уверен Александр Сураев, начальник отдела ИТ компании «РЛС Недвижимость».
Соблюдая принцип единого поставщика, закупили серверное оборудование производства компании HP, сетевое оборудование Cisco Systems, терминальное оборудование компании Symbol для WMS-системы и оборудование компании Zebra для работы со штрих-кодами.
Локализация или централизация?
ИТ-инфраструктура, ранее имевшаяся внутри филиалов, не требовала больших вложений и серьезного обслуживания (в основном оно было передано на аутсорсинг). Внедрение WMS-системы повлекло за собой кардинальные изменения в ИТ-инфраструктуре. Стало очевидно, что автоматизация каждого объекта без всякого согласования с автоматизацией других не приведет к желаемому результату — не обеспечит руководству возможность получать аналитику по всем объектам, оптимизировать работу на местах, оценивать результаты по компании в целом. Необходимо было научиться рассматривать каждый объект как звено общей инфраструктуры компании. Когда стало очевидным, что управлять необходимо всеми информационными системами в комплексе, руководство приняло решение передать все функции ИТ-управления департаменту информационных технологий «РЛС Недвижимость».
Поскольку бизнес компании существенно зависит от работоспособности ИТ, а их остановка даже на небольшое время может привести к остановке работы компании и к большим убыткам, необходимо было, чтобы ИТ-инфраструктура стала масштабируемой и управляемой. «Правильным решением в этом случае является построение централизованной ИТ-инфраструктуры с единым центром обработки данных (ЦОД), в нем должно быть размещено серверное и сетевое оборудование, данные основных бизнес-приложений и инфраструктурных ИТ-сервисов, к которым осуществляется доступ со всех регионов и торговых представительств, — считает Смирнов. — Централизованные вычисления почти всегда дешевле децентрализованных. Как показывает практика, независимо от степени централизации стоимость централизованных вычислений оказывается на 5—20% ниже стоимости децентрализованных. Кроме того, централизованная архитектура позволяет организовать единую службу технической поддержки».
ИТ-специалистам компании удалось убедить ее руководство в необходимости создания ЦОД, призванного стать ядром для хранения всех систем и бизнес-приложений. Использование собственного оборудования позволило существенно удешевить проект.
Одна система — хорошо, а три — лучше
В ЦОД разворачивается три основных системы. Первая — бухгалтерская учетная система на платформе «1С: Предприятие 8.0», обслуживающая бухгалтерию и отдел кадров. Эти подразделения уже работают с ней, используя единую базу данных, в реальном режиме времени. Число пользователей системы при этом растет экспоненциально, поскольку количество сотрудников компании стремительно увеличивается в связи с активным расширением бизнеса. Растет число пользователей и других систем.
Второе приложение — система управления складом. Правда, работа с расположенной в ЦОД базой пока ведется не в режиме реального времени. «Это специфика систем, работающих по технологии “клиент—сервер”: нужен очень хороший, дублированный канал связи. Тестирование возможности работы по такой схеме пока не проведено», — поясняет Смирнов. В ближайшее время будет создана единая база данных по всем складским объектам для обработки ежедневной информации о работе складов.
Еще одно приложение, сдача в эксплуатацию которого близка к завершению, — система контроля транспортных перевозок (Transport Management System, TMS). Его функции охватывают весь цикл работы транспортных компаний, который включает быстрое принятие заявки, правильное ее оформление со всеми необходимыми клиенту параметрами, поиск транспортного средства, собственно перевозку, получение от перевозчика обратно документов со всеми временными отметками и, наконец, занесение всех данных в систему. В работах по внедрению принимает участие компания Navicon.
На сегодня система уже используется в автоотделе московского офиса для обработки заказов типовых клиентов. Действует цепочка: занесение заявки в систему, создание рейса, расчет стоимости перевозки, подготовка реестров. В ближайшее время планируется постепенно вводить в систему обработку заказов по автоперевозкам от «сложных» клиентов, подключить к работе в системе остальные отделы московского офиса (железнодорожный отдел, отдел сборных грузов, международных перевозок). По сути ТМS-система является диспетчерско-финансовым инструментом для получения информации по результатам транспортной деятельности. На базе этого же приложения развернута единая система договоров. Запуск TMS-системы в регионах должен быть осуществлен к первому июля 2008 года.
Склад за складом
Работы по открытию первого склада начались в феврале прошлого года в Хабаровске. Это было первое внедрение WMS-системы в компании. Здесь же была апробирована процедура по слиянию офиса по продажам логистических услуг с управлением складом. Затем был открыт склад класса «А» в Самаре и практически одновременно начались работы по запуску в эксплуатацию объектов в Подольске (сдан в декабре 2007 года), Санкт-Петербурге и Екатеринбурге (сданы в феврале 2008 года).
Телефония построена на объектах по-разному. Использовалось два подхода. Один — организация телефонии на гибридной основе, позволяющей использовать уже имеющиеся ресурсы, например аналоговую телефонную станцию. «Если канал Internet устойчивый, то наладить IP-телефонию с помощью аналоговой станции не представляет труда, — утверждает Смирнов. — С Самарой связь уже налажена: имеется единый номерной план, позволяющий общаться с удаленными офисами путем набора четырехзначного номера. В Подольске и Хабаровске система заработает в феврале».
Но такой подход не всегда верен. «Например, решение Cisco на базе IP-телефонии в Санкт-Петербурге оказалось почти на 10% дешевле гибридного решения, поскольку сократились затраты на организацию и обслуживание инфраструктуры сети. Объект новый, все нужно было делать с нуля, поэтому нам удалось получить большую экономию на единовременных затратах, а также благодаря отсутствию необходимости иметь специалиста, одновременно обслуживающего и оборудование Cisco, и аналогово-цифровые станции», — рассказывает Сураев. Чтобы избежать возможного конфликта программного обеспечения Cisсo с оборудованием других вендоров, было решено приобретать все от единого производителя.
Проблемы
Основные проблемы возникают при взаимодействии с крупными интеграторами. Встречаются некомпетентные менеджеры, специалисты, выполняющие работы некачественно. Некоторые интеграторы отрицательно воспринимают небольшие объемы заказов, зачастую очень затягивают поставки, медленно реагируют на запросы, в результате сроки окончания работ удлиняются.
«Скорость реализации проектов сегодня очень важна, а простои в цепочках провайдеров и интеграторов приводят к задержкам в сдаче объектов и, как итог, к потерям прибыли. В то же время ссылки на некомпетентность подрядчиков руководство не воспринимает как серьезный аргумент, —делится Смирнов. — Кроме того, приходится часть работы делать самим, например, договариваться с поставщиками услуг связи, хотя это, на мой взгляд, — работа интегратора».
Возникают и проблемы обмена информацией с клиентами компании. Желательно, чтобы системы клиентов и склада были интегрированы. Но, по словам Смирнова, не всем клиентам это интересно: «Существует формат данных, которые система может прочесть, есть описания нужных полей. Многие клиенты соглашаются, но есть и те, кто считает, что электронная интеграция им невыгодна. Уверен, она существенно ускорила бы документооборот и защитила от большого числа ошибок, вызываемых ручным вводом».
ИТ и развитие
До начала преобразований в крупных офисах компании, кроме московского, не было штатных системных администраторов —
работы по ИТ-поддержке были переданы на аутсорсинг. В ходе проекта была создана структура, которая позволяет централизованно управлять информационными технологиями компании и развивать их по всей России. В центральном офисе в структуре отдела ИТ созданы служба системной интеграции (в ее функции входят поддержка и развитие ИТ-инфраструктуры компании) и служба поддержки бизнес-приложений (она обеспечивает работоспособность, оптимизацию и настройку систем «1С», TMS, WMS).
Сейчас на каждом из складских объектов, совмещающем и склад, и офис, планируется принять на работу по одному штатному системному администратору, который будет подчиняться начальнику ИТ-отдела компании и отвечать за работоспособность ИТ-инфраструктуры объекта.
Для технического сопровождения сетевого оборудования и телефонии по-прежнему используется аутсорсинг. «Количество объектов, а следовательно, и оборудования, будет расти, — говорит Смирнов. — В 2008 году планируется автоматизировать работу служб технической поддержки и внедрить процессы управления ИТ-услугами. Объединение критически важных компонентов технической поддержки в единое решение упростит работу пользователей и службы системной интеграции, поднимет качество обслуживания на новый уровень».
В 2007 году модернизированы офисы компании в Москве и Самаре. Были созданы, утверждены и реализованы стандарты в области программного и аппаратного обеспечения, а также типовых настроек в центральном и среднем региональном офисах. В результате удалось устранить многие периодически возникавшие проблемы. Разработанные стандарты позволили сделать решение по инфраструктуре масштабируемым, безопасным и достаточно простым с точки зрения подключения новых офисов.
Планы
У компании есть свой сайт, который в настоящее время модернизируется с учетом потребностей отдела маркетинга и рекламы. В ближайшее время вся компания перейдет на общекорпоративный почтовый сервер на базе Microsoft Exchange, установленный в ЦОД. К концу 2008 года будет создан полноценный портал. «Сотрудники, независимо от своего местонахождения, должны ощущать, что работают все вместе, в одной компании. На портале будет собираться информация из различных систем, формироваться единое информационное пространство. В конечном итоге это должно сплотить сотрудников и увеличить эффективность их труда», — считает Сураев.
Еще одно направление работ, которое будет активно развиваться в ближайшее время, — создание систем бюджетирования и формирования международной отчетности.
В феврале 2008 года планируется запустить в эксплуатацию складские объекты в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге, затем подключить к единой сети крупные офисы в Новосибирске, Краснодаре и Ростове-на-Дону. «Таким образом, уже в 2008 году наша компания будет иметь единую информационную структуру по всей России», — резюмирует Смирнов.