Информационные технологии независимо от размеров компаний используются для решения таких традиционных задач, как управление финансами, имуществом, логистикой, трудовыми ресурсами, соблюдение платежной дисциплины
Транспортные компании, действующие на рынке, можно разделить на три основные группы. Первая — это крупные транспортные организации, которые можно назвать монополистами в своих областях. Как правило, это предприятия со значительной долей государственного капитала, обладающие достаточными средствами для внедрения крупных информационных систем. Их ИТ-стратегия направлена на постоянное наращивание и модернизацию ИТ, для чего ежегодно выделяется примерно одинаковый бюджет. Темпы и объемы внедрения информационных технологий этих компаний не имеют выраженной динамики.
Вторую группу составляют компании среднего и малого размера, для которых ИТ — это конкурентное преимущество. Их ИТ-бюджеты существенно меньше, и они реализуют единичные высокотехнологичные проекты для решения конкретных задач, внедряя менее дорогостоящие решения, позволяющие достичь определенных бизнес-целей. Темпы информатизации этих компаний зависят от конкуренции в отрасли.
Третью группу составляют транспортные компании, по сути являющиеся подразделениями предприятий и холдингов других отраслей. Их ИТ-политика и темпы информатизации определяются руководством предприятий, в состав которых они входят.
Независимо от размеров компаний информационные технологии используются для решения таких традиционных задач, как управление финансами, имуществом, логистикой, трудовыми ресурсами, соблюдение платежной дисциплины.
Внедрение ERP-систем сегодня является необходимым условием для первичного размещения акций компаний на бирже и заключения значимых контрактов на международном рынке перевозок грузов. Приобретая ERP-систему, транспортные предприятия часто сталкиваются с ситуацией неоправданных расходов из-за избыточности или, наоборот, недостаточности ее функциональности. Финансовый модуль системы может вполне удовлетворять потребности компании, но при этом логистика (например, в морском порту) может не вписаться в схемы ERP-системы — она намного сложнее.
К настоящему времени транспортники осознали необходимость создания единой системы, автоматизирующей деятельность бухгалтерии, финансов, договорного отдела. Интеграция приложений, по мнению Сергея Фирстова, главного инженера ЕИВЦ Екатеринбургского ИВЦ СП ГВЦ, филиала ОАО «РЖД», способствует повышению конкурентоспособности компаний. Востребованы и решения, обеспечивающие интеграцию систем предприятия-грузоотправителя и перевозчика.
Все знать
Стремясь к снижению издержек, транспортные компании интересуются технологиями, позволяющими оптимизировать процесс перевозки и управлять парком подвижного состава. В этой области все большую популярность завоевывают современные технологии определения местоположения транспортного средства и связанные с ними технологии диспетчерского управления. Возрастает потребность использования навигационных систем (в первую очередь на основе GPS) при сопровождении грузов и транспорта, а также специализированных систем на основе RFID.
Многие транспортные организации и грузовладельцы желали бы знать, где находится транспорт и груз в каждый момент времени, и иметь возможность передавать информацию водителю и получать от него данные. На рынке присутствуют компании, предоставляющие возможности отслеживать подвижной состав и грузы посредством различного навигационного оборудования. Правда, цены таких приемо-передающих устройств, монтируемых на автомашину, зачастую находятся за пределами возможностей большинства владельцев транспортных средств и грузовладельцев, поэтому сейчас в большинстве случаев транспортные компании используют транкинговую связь, но не исключено, что, когда мобильный WiMАХ начнет использоваться в промышленных масштабах, эта технология будет востребована и транспортными компаниями. Ожидается, что первыми такой возможностью воспользуются коммерческие, а затем и государственные транспортные компании.
Автоматизировать управление движением транспортные компании начали довольно давно, и к настоящему времени уже многие решения реализованы и успешно работают. Поэтому спрос на системы управления движением достаточно близок к насыщению.
К настоящему времени во многих российских городах часть городского общественного транспорта уже оснащена навигационными системами, позволяющими использовать различные системы диспетчеризации. Правда, пока в большинстве случаев для этих целей служит GPS-оборудование. Российские предприятия уже налаживают выпуск устройств, поддерживающих отечественную систему глобального позиционирования ГЛОНАСС. Компания «М2М телематика», например, сообщила об испытаниях своего абонентского ГЛОНАСС/GPRS-терминала M2M-Cyber GLX, который, как заявляют ее представители, продемонстрировал высокую точность определения координат и быстрый поиск спутников в сложных условиях передвижения по горным дорогам, в том числе при прохождении протяженных тоннелей.
Клиентам и сотрудникам
Транспортные компании стремятся к повышению качества обслуживания всех клиентов. Существенное конкурентное преимущество получают компании, имеющие возможность интегрировать свои информационные системы с системами грузоотправителя. Это позволяет экономить время на оформление перевозочных документов, управлять складскими запасами, прогнозировать загрузку мощностей предприятия, корректировать технологический процесс для достижения максимальной эффективности и, таким образом, уменьшать затраты на транспортную составляющую себестоимости продукта.
В настоящее время востребованы и решения, позволяющие организовать и упростить взаимоотношения транспортной компании с ее клиентами за счет повышения информативности предоставляемых услуг, расширения спектра услуг, увеличения количества обслуживаемых клиентов и т.п. (речь в первую очередь идет об информационных услугах, системах бронирования билетов и о многих других возможностях). В связи с этим транспортные компании проявляют постоянный интерес к контакт-центрам с системой распознавания речи.
Авиакомпаниям очень важно также оперативное взаимодействие с персоналом и эффективное управление им. Для этого необходимы технологические решения в области информирования экипажей воздушного судна о дальнейшей занятости по завершении определенного летного задания. Сейчас обычно это делают операторы, вручную составляя расписание. Решить эту задачу призван контакт-центр с расширенной функциональностью именно в области управления персоналом. Еще одна группа востребованных в авиакомпаниях решений — это построение зон беспроводного доступа пассажиров к Internet с обеспечением должного уровня безопасности.
Желая сократить издержки на печать билета и обслуживание пассажиров, международная ассоциация авиаперевозчиков IATA постановила со 2 июня 2008 года отказаться от бумажных билетов. От компаний, являющихся ее членами, по сообщению Сергея Кирюшина, директора департамента ИТ ОАО «Аэрофлот», требуется полностью обеспечить процесс поддержки безбумажной технологии. Но в России и некоторых аэропортах других стран (а аэропорты — это независимые от авиакомпаний коммерческие структуры) воплотить это решение в жизнь будет проблематично, так как потребуются серьезные изменения в их информационных системах. К тому же и законодательно в России не все вопросы еще проработаны: не отлажен процесс взаимодействия с таможенными службами, правила бухучета требуют наличия бумажных билетов, чтобы иметь возможность приобщить их к отчету о командировке, и т.д.
Все сохранить
В ближайшее время компании будут стремиться повысить надежность и отказоустойчивость используемого программно-аппаратного комплекса, а также эффективность использования ИТ за счет улучшения возможностей взаимодействия существующих решений. Большим спросом будут пользоваться проекты по консолидации вычислительных мощностей на базе центров обработки данных и созданию систем их обработки и хранения. Создание хранилищ данных необходимо транспортным компаниям для анализа и моделирования ситуаций в бизнесе. Внедрение катастрофоустойчивого центра обработки данных, по мнению Дмитрия Геленкевича, начальника управления развития ЗАО «Армадилло Бизнес посылки», сегодня способно обеспечить наибольшие конкурентные преимущества транспортным компаниям.
Большинство транспортных компаний имеют разветвленную структуру, и для них крайне актуален вопрос организации доступа к централизованной базе данных из любого удаленного офиса, поэтому следующей по значимости «нишей спроса» является построение корпоративных сетей передачи данных.
На железнодорожных магистралях
Стратегическое развитие транспортной отрасли в нашей стране предполагает, что к 2020 году будет создана опорная сеть скоростного пассажирского движения (со скоростями до 200 км/ч) и высокоскоростных железнодорожных магистралей (со скоростью движения до 350 км/ч). В настоящее время РЖД занимается реорганизацией скоростного пассажирского сообщения на направлении Санкт-Петербург — Москва. Комплекс работ по подготовке соответствующего участка к новым скоростям включает обновление путевой инфраструктуры, систем электроснабжения, связи, автоматики и телемеханики. По планам РЖД, первые скоростные поезда начнут ходить по этому маршруту уже в будущем году, а высокоскоростные планируется запустить в 2012—2014 годах. Планируется организовать высокоскоростное движение и на участке Москва — Нижний Новгород.
В условиях роста скоростей ужесточаются требования к безопасности транспортных средств. Применение технологий RFID позволит, например, проверять прохождение железнодорожного состава на определенном участке пути и управлять переключением стрелочных механизмов, переводящих поезд с одного пути на другой в пределах одного участка маршрута.
Москва транспортная
Московская транспортная инфраструктура нуждается в модернизации, поскольку используется на грани своих возможностей. К примеру, проектировавшееся еще до войны столичное метро было рассчитано на перевозку максимально 5 млн. пассажиров в день, а сегодня число пассажиров, ежедневно пользующихся его услугами, составляет 13—14 млн. В перспективе до 2015 года планируется ввести в строй более двух десятков новых станций и выйти за пределы московской кольцевой автодороги (первая за МКАД станция метро должна появиться в Красногорске в конце 2009 года).
Построить метро планируют и в таких крупных российских городах, как Омск, Хабаровск, Челябинск. В качестве эталона в этих проектах рассматривается метрополитен Казани, который оснащен самыми современными технологическими разработками.
В Москве пересекаются два транспортных коридора — транссибирский и «Север — Юг», поэтому центральное место в программе развития системы городского транспорта отводится модернизации автомобильной инфраструктуры, что обусловлено в том числе недостатком дорог (их дефицит составляет около 400 км) и взрывным ростом автомобильного парка (ежегодно он растет в Москве на 200 тыс. автомобилей). По разным сведениям, ежедневно на дороги города выезжает более 1,8 млн. автомобилей, а в дневное время — одновременно порядка 400 тыс. машин.
Еще одна приоритетная задача городских властей — расширение и модернизация системы общественного транспорта. В настоящее время прорабатываются возможности открытия пассажирского движения по московской кольцевой железной дороге, ввод в действие скоростных трамваев, новых линий монорельсовой дороги. Важным элементом системы должны стать транспортно-пересадочные узлы (наиболее крупный из них намечено построить в районе московского Сити), обеспечивающие интеграцию (в том числе и с пригородным железнодорожным сообщением) различных видов городского транспорта столицы.
Реализации намеченных планов должны способствовать создание и совершенствование систем управления движением, информирования пассажиров, оплаты проезда (например, введение единого средства оплаты поездок на всех видах городского транспорта) и систем обеспечения безопасности.
В столице действует и постоянно модернизируется система «Старт» (создана специалистами МосгортрансНИИпроекта и включает центр управления, комплекс видеомониторов, светофоры, телевизионные камеры, информационные табло, управляемые дорожные знаки и другие элементы), позволяющая управлять движением транспорта в Москве из единого диспетчерского пункта.
Эксперты и представители компаний сходятся во мнении, что наиболее необходимыми для транспортников окажутся универсальные решения, максимально функциональные. Широко будут использоваться аппаратные средства, такие как портативные устройства, КПК, смарт-фоны, GPS-навигаторы. Для предоставления онлайнового сервиса и интеграции станут применяться новейшие Web-технологии и системы коммуникации. Однако выбор технологий будет зависеть, главным образом, от потребности заказчика в решении актуальных для его компании задач, круг которых в значительной степени будет определяться ситуацией на транспортном рынке России.