До сих пор ЖКХ фактически остается единственной отраслью России, не вставшей на рыночные рельсы. Ей в наследство досталось крайне запущенное хозяйство, поднять которое в одиночку государству не под силу. Объем ветхого и аварийного жилья в России увеличился за последние пять лет в полтора раза и превысил 111 млн. квадратных метров. Около 40% зданий, построенных до 70-х годов — а таковых примерно две трети от общего объема, — требуют капитального ремонта. Средний износ коммунальных инфраструктур составлял 57%, тем не менее государство ежегодно урезало финансирование ЖКХ, сократив его на порядок. По данным Росстата, с января по август нынешнего года стоимость услуг отрасли в среднем по стране подскочила на 13,2%, а с 2001 года возросла в шесть раз. Сегодня жилье и коммунальные услуги оплачиваются гражданами не менее чем на 95% их стоимости. С 2008 года в Москве цены еще вырастут.

Реформа буксует. Практически нет желающих взять на себя разоренное хозяйство: по оценке Минрегионразвития, суммарные затраты должны составить 2,14 трлн. рублей, риски велики и нет никаких гарантий будущим собственникам. Взятие управления в свои руки путем создания товариществ собственников жилья требует от граждан определенных навыков как построения взаимоотношений с подрядчиками, так и управления инвестициями, что осознается пока далеко не всеми. С другой стороны, ДЕЗы, монополизировавшие отрасль, акционировались и пользуются поддержкой муниципалитетов, чиня препятствия немногочисленным независимым
управляющим компаниям, которые принадлежат в основном к среднему и малому бизнесу и имеют сильную локализацию.

Чтобы активизировать преобразования, по инициативе президента было решено привести жилой фонд в порядок. Весной был создан Фонд содействия реформированию ЖКХ — государственная корпорация, призванная до 2012 года освоить 240 млрд. рублей. Из них около 100 млрд. планируется потратить на переселение жильцов из ветхих и аварийных домов, остальные — на капитальный ремонт. Чтобы получить деньги, муниципалитеты должны к январю 2009 года довести долю коммерческих предприятий, работающих в сфере ЖКХ, до 25%, к 2011-му — до 80%, а долю многоквартирных домов, управляемых товариществами, — до 5 и 20% соответственно. К тому же соинвесторами должны выступить муниципалитеты и жильцы, которые обязаны оплатить 5% капремонта.

Информационные технологии на службе ЖКХ

По мнению заместителя директора департамента государственных программ, развития инфраструктуры и использования ограниченного ресурса Мининформсвязи России Михаила Лучинкина, для развития ЖКХ в стране необходимо повысить качество предоставляемых услуг и сформировать конкретный рынок услуг в области ЖКХ; обеспечить прозрачность механизма расчетов между поставщиками и потребителями услуг; повысить эффективность расходования бюджетных средств, выделяемых на эксплуатацию и модернизацию инфраструктуры ЖКХ; обеспечить принятие и исполнение управленческих решений; улучшить расходование энергоресурсов; внедрить ресурсосберегающие технологии. Масштаб этих задач подразумевает, что дальнейшее развитие жилищно-коммунального комплекса должно осуществляться с применением новых методов управления, основывающихся на повсеместном внедрении и использовании современных технологий.

В рамках реализации федеральной целевой программы «Электронная Россия» создается типовое решение для управления ЖКХ в масштабах субъекта федерации. Информационная система управления жилищно-коммунальным комплексом должна включать централизованное хранилище данных для хранения полученной из различных источников и очищенной информации, подсистему ввода данных, интеграционный модуль для обмена с внешними информационными системами в поддерживаемых ими форматах, а также в формате XML, утвержденном в качестве регионального стандарта, информационно-аналитическую систему для анализа оперативных и накопленных исторических данных, информационный портал для обеспечения доступа граждан к информации об организациях ЖКХ и жилом фонде, взаимодействия участников для расчетов за услуги, а также обеспечения обратной связи с гражданами.

Интересен опыт других стран в области информатизации ЖКХ. Например, в Финляндии покупка–продажа квартиры не может быть анонимной, вся история квартиры известна и открыта — все сделано для того, чтобы облегчить человеку выбор. Управление недвижимостью осуществляется с помощью специализированных компаний, которые в свою очередь могут выбирать эксплуатирующие организации. Информационная система управляющей компании производит сбор и обработку фактических показаний о расходе ресурсов, биллинг, выставление счетов, реализует справочно-электронный ЖЭК, который у некоторых компаний предоставляет возможность удаленно контролировать показания приборов, состояние бытовой техники с автоматической рассылкой сообщений на мобильный телефон (интеграция с мобильными устройствами и через Internet достаточно широко распространены в Финляндии). Используя портал, жители могут увидеть список предоставляемых услуг, полные сведения о персонале компании — все это доступно при обращении по определенной ссылке. Электронный ЖЭК предоставляет в электронном виде любые справки, выписки из домовой книги, справки по текущему состоянию платежей, онлайновый доступ к показаниям счетчиков энергии, тепла и горячей воды, возможность заказа всех отчетных документов, расписание работы дополнительных заведений типа фитнес-центра или сауны, обязательной в доме, с заказом времени посещения. Примечательно, что в одном доме могут сосуществовать частное, муниципальное жилье и арендаторы помещений. В управляющей компании сосредоточена также финансовая информация о каждом владельце (например, сведения об ипотеке).

Хотя средства в России появились, единого заказчика пока нет, мотивационная сфера не развита, руководители и муниципалитеты нижнего уровня не видят и не понимают выгод от автоматизации.

С точки зрения государства, использование ИТ должно обеспечить мониторинг состояния основных фондов ЖКХ и развития отрасли в целом; контроль за расходованием выделяемых бюджетных средств, повышение эффективности финансовых потоков и принятия управленческих решений в области развития ЖКХ. Предприятия отрасли получат фактический учет производства, транспортировки и потребления энергоресурсов в системах коммунальной инфраструктуры; поддержку бизнес-процессов управления субъектов рынка жилищно-коммунальных услуг; расчетно-сервисное обслуживание потребителей услуг с учетом «полного профиля клиента»; мониторинг состояния коммунальных сетей, за счет чего можно снизить потери при транспортировке ресурсов для оказания услуг.

Потребители смогут производить оплату за фактически потребляемые ресурсы, тогда как сегодня он оплачивает и технологические потери, которые могут составлять до 90% тарифа. Например, размеры счета за водоснабжение при оплате по факту снижаются на 60%, за отопление — до 50%. Это не столько актуально для Москвы, сколько для регионов. Также появится возможность использовать современные инфокоммуникационные услуги (широкополосный Internet, цифровое телевидение).

Требуются стандарты

Обеспечить взаимодействие с внешними системами можно лишь при наличии стандартов и регламентов, которые в настоящее время отсутствуют не только на межведомственном уровне, но и на разных уровнях одного ведомства.

Единые стандарты использования информационных и телекоммуникационных технологий предусмотрены в приоритетных национальных проектах «Образование», «Развитие АПК», «Здоровье», «Доступное и комфортное жилье».

За разработку технического регламента использования ИТ в сфере ЖКХ для регулирования рынка ответственны Мининформсвязи, Минпромэнерго, Минрегион, Минэкономразвития и Минздравсоцразвития России. Предполагается, что регламент «О требованиях к программно-аппаратным средствам учета потребления энергоресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве» позволит принять единые требования к обработке, хранению и предоставлению данных учета в сфере ЖКХ; совместить комплексы автоматизации учета энергоресурсов в ЖКХ на основе открытых стандартов; обеспечить более достоверный учет данных об энергоресурсах, услугах ЖКХ и состоянии коммунальной инфраструктуры; стимулировать развитие производства российского технологического оборудования и программного обеспечения для учета энергоресурсов.

Эксперты ожидают роста инвестиций в ИТ. Вероятно, наиболее востребованными окажутся системы электронного документооборота, порталы, IP-телефония в совокупности с видео, а также интеграционные решения, которые на рынке сегодня практически отсутствуют. Некоторые эксперты считают наиболее приоритетной методику «одного окна», обеспечивающую быстрое реагирование на запросы граждан. Эта методика предъявляет особые требования к интеграции данных.

В настоящее время в отрасли для обеспечения ИТ-поддержки основных видов деятельности используют решения компаний Microsoft, Oracle, HP, Cisco, Fujitsu Siemens, Sun Microsystems, InterSystems, а также разработки региональных компаний.


Основные показатели ЖКХ

Основные показатели состояния жилищно-коммунального комплекса (по данным Мининформсвязи РФ):

  • оборот отрасли жилищных и коммунальных услуг увеличился с 1,1 трлн. руб. в 2005 году до 1,3 трлн. руб. в 2006 году, ;
  • ежедневно предоставляются услуги на сумму свыше 2 млрд. руб., что составляет около 8 % годового объема ВВП страны;
  • более двух третей ЖКХ-организаций находятся на грани банкротства;
  • на начало 2006 года кредиторская задолженность российских предприятий в секторе ЖКХ превысила 320 млрд. руб., а дебиторская — 280 млрд. руб.;
  • объемы дотаций на ЖКХ из средств бюджетов всех уровней ежегодно растут: в 1996 году — около 4% ВВП, в 2000 году — порядка 8%, в 2007 году — 12% (прогноз);
  • инвестиции в основной капитал отрасли ЖКХ за последние десять лет сократились более чем в 2,2 раза;
  • уровень изношенности коммунальных сетей составляет почти 50%;
  • ресурсные потери при предоставлении жилищных и коммунальных услуг составляют от 30 до 90%.