Когда специалисты администрации города Сургута приступили к созданию муниципальной системы электронных торгов, то оказались в состоянии правовой неопределенности. Дело в том, что уже была принята федеральная целевая программа «Электронная Россия», в которой был очерчен курс на автоматизацию процесса обслуживания госзаказа. А вот федеральный закон, регламентирующий, какие процедуры допустимы, а какие — нет, еще не был принят.
Мы остановились на системе «Горзаказ», разработанной компанией ЕТС (в начале осени 2007 года она влилась в состав ИТ-холдинга «Армада»). Цель внедрения электронной системы закупок состояла в том, чтобы привести процедуры и функции размещения муниципального заказа в соответствие с требованиями законодательства. Одновременно необходимо было повысить качество планирования, сократить затраты на подготовку и размещение заказа, автоматизировать оперативный учет и контроль за этим процессом. Очень важно было создать систему, которая позволила бы снизить роль человеческого фактора при размещении заказа.
В ходе внедрения системы команда проекта столкнулась с проблемами двух типов — технологическими и методологическими. На этапе опытной эксплуатации пришлось решать проблему обработки большого количества заявок, размещенных в системе. Для этого были внесены изменения в алгоритмы групповой обработки данных. В конечном итоге система стала более удобной в использовании. Например, теперь можно устанавливать значения критериев на группы лотов и изменять параметры у нескольких заявок, сокращая тем самым время на их обработку. Также в ходе доработки системы были построены новые отчетные формы.
На мой взгляд, самыми интересными в ходе проекта оказались наработки методологического характера, призванные сократить бюджетные расходы и создать прозрачный механизм размещения городского заказа. Мы составили подробный каталог товаров, работ и услуг, необходимых городу. С его помощью можно автоматизировать процесс консолидации заявок на однотипные товары.
Взаимодействие заинтересованных лиц
Созданное в ходе внедрения системы единое информационное пространство позволило обеспечить взаимодействие нескольких групп пользователей: бюджетополучателей, заказчиков, поставщиков, организаторов и контролеров.
Каждому зарегистрированному в системе пользователю назначается одна или несколько ролей в закупке, которые определяют доступные ему функциональные возможности системы. Он получает свои индивидуальные реквизиты доступа к назначенным ему возможностям системы.
Готовя заказ, пользователь вводит все данные, необходимые для автоматизированного формирования извещения о закупке. Далее проходит подтверждение лимитов заявки в органе контроля и координации, а затем она переходит в реестр закупок заказчика. После опубликования извещения и документации о закупке к заказу можно добавить разъяснения и изменения. Утвержденные заказы могут быть консолидированы по однотипным товарам и направлены в реестр закупок различными способам, предусмотренными федеральным законом.
Потом организатор осуществляет процедуру размещения заказа. Документы закупки формируются в системе автоматически. После их утверждения извещения и протоколы публикуются в открытой части системы. По итогам закупки готовится муниципальный контракт. Отчет по всем муниципальным контрактам размещается в реестре контрактов в открытой части системы.
Польза для города
Проведение торгов через систему «Горзаказ» снизило цены на 5—7% за счет укрупнения закупаемых партий однотипной продукции по консолидированным лотам.
Отчетность в системе отражает количество проведенных закупок: 768 закупок — способом «запрос котировок», 587 — открытым конкурсом и 31 закупка с использованием недавно запущенного в системе способа открытыхаукционов.
Внедрение системы электронных закупок состоялось в 2005 году. Сегодня благодаря тиражированию успешного сургутского опыта в других муниципальных образованиях на территории Ханты-Мансийского автономного округа реализованы восемь подобных проектов. На ближайший год запланировано внедрение системы еще в четырех городах автономии.
Надежда Артемьева — начальник управления по информатизации и сетевым ресурсам администрации города Сургута, anp@admsurgut.ru
Городская информатизация
Основная цель внедрения информационных технологий в Сургуте — повысить качество и уровень жизни населения, поднять эффективность управления всеми звеньями городского хозяйства, совершенствовать систему информирования и предоставления услуг населению органами местного самоуправления.
Одним из основных вопросов реализации политики в области ИТ в городе является создание единого информационного пространства, повышение эффективности использования информационных ресурсов. Применяемые в муниципальной информационной системе современные информационные технологии, программные и технические средства, сети передачи данных находятся на таком уровне развития, что максимальный эффект достигается при комплексном, системном подходе к вопросам информатизации. Разработка концепции, определение приоритетных направлений внедрения и многие другие основополагающие вопросы создания системы рассматриваются исходя, в первую очередь, из общегородских интересов.
Развивая информатизацию городских структур, администрации Сургута получает возможность своевременно анализировать обстановку и прогнозировать развитие, принимать эффективные решения и контролировать их выполнение. Кроме того, ИТ-технологии помогают повысить информационную открытость органов местного самоуправления, анализировать эффективность их взаимодействия с гражданами и организациями, оценивать качество предоставляемых услуг.