Производство в холдинге «Евроцемент груп» охватывает полный жизненный цикл продукции — от добычи сырья до отгрузки готовой продукции, — поэтому предприятию необходимо как развитие систем АСУТП, так и автоматизация остальных бизнес-процессов, которая позволяет получать более достоверную информацию и, как следствие, повышает прозрачность деятельности и управляемость бизнеса.
«Чем выше уровень автоматизации нашего производства, тем выше качество производимой продукции, надежнее работают технологические процессы, выше конкурентоспособность», — считает Максим Заярузный, директор ИТ-департамента «Евроцемент груп».
Проект автоматизации холдинга рассчитан на несколько лет и состоит из последовательных фаз развития, начиная от автоматизации оперативных функций на региональных предприятиях и заканчивая решением задач стратегического управления в управляющей компании. В качестве основных задач, которые предполагается решить, рассматриваются автоматизация сбытовой деятельности (включая распределенные региональные сети), производственной деятельности в части ИТ-поддержки бизнес-процессов средствами ERP-системы, внедрение функций бюджетирования, управления персоналом, процессов материально-технического снабжения. В числе прочих направлений, например, интеграция с информационными системами контрагентов предприятия.
С прицелом на перспективу
Работы по автоматизации стартовали в 2003 году. Начали с создания комплексной системы управления, которая должна была обеспечить автоматизацию финансового и оперативного учета и управления, управления себестоимостью готовой продукции, процессами закупок материалов, хранением и отгрузками готовой продукции. Кроме того, необходимо было внедрить единые корпоративные принципы учета и создать единую базу нормативно-справочной информации (НСИ), в соответствии с которыми деятельность будет учитываться в единой базе данных.
Поскольку отведенные на проект сроки были ограничены так же, как и возможности ИТ-компаний по обслуживанию систем, выбор пал на российскую платформу «Парус-Предприятие 8» на базе СУБД Oracle. «Система оказалась эффективной по стоимости как внедрения, так и владения», — констатирует Заярузный. Дальнейший ход событий показал, что платформа оказалась и вполне масштабируемой, поскольку справилась с обработкой растущего по мере увеличения холдинга числа транзакций. К функциональным возможностям системы тоже не было претензий.
Правда, в ходе развития холдинга было принято решение изменить архитектуру информационной системы, выстроенной на базе платформ «Парус» и Oracle. Поначалу, когда в «Евроцемент груп» было всего четыре завода, предпочтением пользовалась распределенная ИТ-архитектура — на каждом заводе имелась своя база данных. Когда число заводов увеличилось, возросли затраты на синхронизацию данных, поэтому было решено создать единую информационную среду. Сегодня все предприятия холдинга работают с единой базой данных посредством выделенных проводных или спутниковых каналов связи. Проект был реализован за полтора года и охватил 2 тыс. пользователей и 20 производственных предприятий.
Проект требовал серьезного руководства и мониторинга. Генеральным подрядчиком была выбрана компания «ПБА Консалт». Сначала произвели внедрение на первом заводе, затем полученный опыт тиражировали на другие заводы компании. Когда заводов стало много, был организован проект по переводу бизнес-процессов в единую информационную среду.
Прежде чем начинать этот проект, нужно было получить ответ на вопрос, можно ли осуществить внедрение на базе уже используемой системы, или же потребуется приобретение нового продукта. Специалисты «Евроцемент груп» воспользовались тестовым центром IBM. Летом прошлого года было проведено комплексное тестирование информационной системы на возможность поддержки бизнес-процессов средствами «Паруса»: оценивалась внутренняя архитектура, ее логический предел, заодно уточнялись и требования к информационным ресурсам.
«Оказалось, что при разумном количестве пользователей, которые будут создавать нагрузку, система масштабируема в широких пределах. Кроме того, мы убедились в том, что система предъявляет весьма адекватные требования к ресурсам, — рассказывает Заярузный. — Мы поняли, что можем развивать автоматизацию, опираясь на выбранную платформу, и продолжили интеграцию. Это был внутренний проект: мы разрабатывали справочники, рисовали бизнес-процессы, готовили и утверждали регламенты по каждому виду бизнес-процесса, обучали пользователей, программировали. В итоге получили единое информационное пространство».
Под контролем
Наличие единой среды позволило систематизировать процессы на предприятиях. Например, благодаря автоматизации удалось существенно облегчить процесс организации отгрузки готовой продукции. Была создана система сбора заявок на отгрузку: ответственные менеджеры регистрируют заявки, на основе которых осуществляется отгрузка, распределение адресной погрузки цемента и отслеживание его доставки до адресата. Отгрузка отражается во всех структурах холдинга: контролируется выполнение планов отгрузки, клиентам выставляются товарно-транспортные накладные, счета-фактуры и т.д.
Унификация учетных процессов существенно упростилась после создания единой базы НСИ. Оно было значимо для компании еще и потому, что топ-менеджерам очень важно иметь идентичную оценку одинаковых процессов, происходящих на предприятиях холдинга.
Интеграция
Для повышения эффективности работы необходимо было не только внедрить платформу приложений, но и обеспечить ее интеграцию с АСУТП предприятий, а также с системами партнеров и с банками.
Производство на данный момент автоматизировано частично, и развитие АСУТП и производственного учета — одна из основных текущих задач. В первой половине 2008 года планируется внедрить функции производственного, а точнее — технико-экономического планирования. Сейчас идет стадия отработки первых участков и перевода их в опытную эксплуатацию.
«Когда говорят о полном цикле автоматизации, подразумевают наличие АСУТП и MES-систем, их интеграцию с ERP-системой, работу с данными в режиме экономического времени, учет процессов техобслуживания и ремонтов, управление складскими запасами. В таком объеме это еще не реализовано, — поясняет Заярузный. — Недавно начат проект по реализации поагрегатного планирования обеспечения материально-техническими ресурсами, это планирование будет осуществляться на базе сформированных комплектов по оборудованию в связке с бухучетом и отражением фактических показателей. Уже закончена опытная эксплуатация, предстоит тиражирование наработанной методики».
Организован обмен информацией между системами АСУТП и базой данных, которую использует «Парус». Например, осуществлена интеграция с системой весового хозяйства: независимо от того, где была произведена отгрузка (в Москве или на Урале), вся информация о весе продукции, отправленной вагонами или автотранспортом, поступает в единую базу и обрабатывается в соответствии с едиными регламентами компании.
Если отдельная система АСУТП не может обеспечить обмен или вовсе отсутствует на данном участке производства, то используется ручной ввод. Регламент обмена одинаковый и для систем автоматизации, и для ручного ввода, поскольку для ERP-системы поступление информации в режиме реального времени не очень существенно, информация вводится после завершения отдельных операций (отгрузка, замеры и т.п.).
С ростом компании объемы перевозок увеличивались, и обрабатывать растущее количество накладных без автоматизации стало очень сложно. Поскольку большая часть цементной продукции отгружается железнодорожным транспортом, возникает большой объем документации, связанный с оформлением перевозок, необходимо было интегрировать бизнес-процесс отгрузки с системой ОАО «РЖД» — «Этран», разработанной компанией «ИнтэлЛекс».
«Если компания отгружает пять вагонов в сутки, то с накладной в РЖД может съездить и человек, а если отправляется 2 тыс. вагонов в день, то затраты трудочаса на вагон — колоссальная цифра, — поясняет Заярузный. — Интеграция с РЖД осуществлена практически бесшовно, это полностью безбумажная технология. С помощью системы «Этран» мы передаем в РЖД информацию о том, что собираемся отгрузить, а от них получаем информацию о том, какой подвижной состав пришел к нам, какие вагоны».
Проект интеграции был реализован в прошлом году. Рамки проекта постепенно расширяются: добавляется и корректируется то, что не учли или недоработали. Если ранее обменивались только накладными, то теперь планируется наладить обмен планами и прочей информацией, необходимой для организации перевозок, чтобы сократить бумажный документооборот и техническую работу.
Интеграция с системами «банк—клиент» осуществляется таким образом, что пользователь не замечает загрузки-выгрузки данных. «Существует неуловимая грань между “просто работает” и “работает хорошо”, — отмечает Заярузный. — При интеграции с одним банком это не принципиально. Поскольку нам нужно обеспечить работу с десятками юридических лиц через систему с единой базой данных, учитывая требования различных банков, в том числе по системам защиты, требования интерфейсов, то в результате потребовалась полномасштабная разработка интеграции с банками как элемент финансовой схемы». Сейчас этот процесс практически поставлен на поток, для подключения нового модуля «банк—клиент» требуются лишь элементарные настройки и минимальные трудозатраты.
ИТ-поддержка
Обслуживанием основной системы и собственного ЦОД занимаются специалисты ИТ-департамента компании. В департаменте имеются службы администрирования, технической поддержки, внедрения информационных систем. Поскольку компания вертикально интегрированная, все службы подчиняются одной ИТ-политике и работают в рамках одной ИТ-стратегии.
Основные функции ИТ-департамента — инновационная, а также поддержка непрерывности функционирования. На заводах ИТ-службы охватывают все потребности в автоматизации: администрирование, сопровождение программных и аппаратных систем, телекоммуникационных каналов, помощь пользователям в работе с компьютерами и приложениями.
Хотя о внедрении управления ИТ-услугами говорить еще рано, уже разработан довольно широкий набор инструкций для ИТ-персонала, регламентирующих что и как делать при различных событиях. Автоматизацию функций HelpDesk реализовали около полутора лет назад силами разработчиков на базе «Паруса». «В системе есть модуль управления деловыми процессами, — рассказывает Заярузный. — Он позволяет описывать регламенты, нормы, исполнителей, типы заданий, необходимые параметры и вопросы контроля, а также сбор статистики и по типам событий, и по срокам их исполнения».
Для мониторинга сети установлено специальное программное обеспечение. Служба администраторов круглосуточно отслеживает все значимые информационные ресурсы.
И снова кадры
Как известно, основная проблема в отрасли ИТ, выделяемая всеми специалистами, — дефицит грамотных кадров, а точнее — отсутствие на рынке труда квалифицированных специалистов. Зачастую кандидаты, претендующие на работу в ИТ-департаменте, не обладают квалификацией, соответствующей той зарплате, на которую они рассчитывают, поэтому приходится проводить «разведывательные действия» и приглашать кадры из ИТ-отделов, расформированных на других предприятиях, а также обучать студентов старших курсов.
Например, в компании были бы рады принять на работу специалиста по сетевым технологиям, но не могут его найти. В этой ситуации возникает «аутсорсинг по принуждению», как охарактеризовал это явление Заярузный. Например, если не хватает разработчиков, можно арендовать их на некоторое время у поставщика. Но есть «точка безубыточности», в которой компания выбирает, будет ли выполнять ту или иную работу самостоятельно или воспользуется услугами внешних ИТ-кадров. Если специалист должен отработать в месяц, например, 170 часов, а потребляемая услуга занимает только десять, то реализовывать ее самостоятельно невыгодно, а если на эту операцию тратится 500 часов в месяц и нужно иметь четырех человек для ее выполнения, то эффективнее опираться на штатных специалистов. Правда, при принятии окончательного решения не нужно забывать об организационных и прочих косвенных расходах.
«Все должно быть эффективно и экономически оправдано, — поясняет Заярузный. — Для оказания ИТ-услуг, которые нам дороже поддерживать своими силами, чем использовать услуги ИТ-компании, мы привлекаем аутсорсеров. Например, на внешнее обслуживание мы передали наш Web-сайт. Казалось бы, задача несложная, но для ее решения нужно собрать команду, разработать бизнес-процесс и т.д. Если же какая-то ИТ-услуга используется нами в “промышленных масштабах”, то эффективнее задействовать свои ресурсы. Все эти вопросы требуют также осмысления с точки зрения безопасности, надежности, целесообразности».
Ближайшие шаги
Сейчас идет развертывание системы управления кадрами и расчета заработной платы, которую планируется внедрить на десятках предприятий. Это полностью аутсорсинговый проект «Паруса». Начато создание системы верхнего уровня — бюджетирование и планирование на базе платформы «Парус».
Для анализа бизнес-процессов в разных отделах компании используется различное программное обеспечение. Сейчас начато их замещение семейством продуктов на базе Oracle. Пилотные проекты в начальной стадии уже ведутся силами специалистов компании «Крок». В рамках сотрудничества с этой компанией ведется не только внедрение программного обеспечения, но также поставка техники и аутсорсинг некоторых услуг (в частности, обеспечивается поддержка СУБД Oracle).
В обозримой перспективе планируется внедрить систему электронного документооборота, производственного учета, управления ремонтными работами, развить систему планирования материально-технических ресурсов.
«Евроцемент»
«Евроцемент груп» — международный вертикально интегрированный промышленный холдинг по производству строительных материалов. Производственная мощность предприятий, входящих в холдинг, составляет 35 млн. т цемента, 2 млн. м3 бетона и
3,5 млн. т заполнителей в год. «Евроцемент груп» входит в восьмерку крупнейших цементных компаний мира и объединяет 16 цементных заводов в России, на Украине и в Узбекистане, а также заводы по производству бетона, ЖБИ и карьеры по добыче нерудных материалов.