Результаты исследования McKinsey демонстрируют картину, не намного оптимистичнее: ситуация, когда ИТ-руководитель подотчетен исполнительному или финансовому директору, наблюдается в 42% опрошенных компаний, еще
в 44% он подчиняется напрямую первому лицу.
Опрос руководителей компаний, проведенный Forrester, показал, что лишь 28% считают ИТ-руководителя инициатором инноваций в бизнесе и 30% — лидером в совершенствовании бизнес-процессов.
Трудно винить топ-менеджеров в том, что они не признают «руководящей и направляющей» роли ИТ в бизнесе своего предприятия. Они бы, может, и признали, но не понимают, каков реальный вклад ИТ в создание добавленной стоимости. От кого топ-менеджеры могли бы узнать об этом? В первую очередь — от бизнес-консультантов, преподавателей бизнес-школы, в которой они учатся, от ИТ-руководителей своего предприятия или организации. Если же топ-менеджеры не учатся в бизнес-школе, не пользуются услугами бизнес-консультантов, а ИТ-менеджеры не способны донести до высших руководителей пользу и значимость ИТ для предприятия, то изменения роли ИТ ждать не приходится.
Согласно данным уже упомянутого исследования McKinsey, лишь 43% компаний считают, что в состоянии определить области, в которых ИТ могут быть наиболее полезны бизнесу, не говоря уже о каких-либо практических шагах.
По информации компании Micro Focus, лишь 20% предприятий способны количественно оценивать вклад ИТ в бизнес. Из числа топ-менеджеров, пытавшихся измерить ИТ-активы, почти 60% составляют финансовые директора и лишь 37% — ИТ-директора.
По результатам исследования Кренфилдской школы менеджмента, 60% руководителей британских компаний не удовлетворены эффектом от ИТ-инвестиций, а 73% полагают, что для получения удовлетворительных результатов необходимы значительные изменения в ИТ-подразделениях. Это еще одна важная причина низкой роли ИТ-службы на предприятиях и в организациях. Кто мог бы развеять сомнения или переубедить топ-менеджеров? Вероятно, все те же лица — преподаватели бизнес-школ, бизнес-консультанты, ИТ-руководители.
По данным исследования Harvey Nash, о котором мы уже упоминали, мнение о том, что роль ИТ становится все более стратегически важной, разделяет лишь 61% опрошенных ИТ-руководителей (на 15% меньше, чем год назад), а 10% ИТ-директоров жалуются на то, что стратегическое значение их роли для компании ослабевает. Как результат, ИТ-руководители начинают поиск другой работы: 28% заявили, что уже уходят в компанию, где им будет отведена более значимая роль в бизнес-стратегии, а 29% активно занимаются поиском такой организации.
Аналитики IDC считают, что должность ИТ-руководителя вскоре исчезнет, уступив место руководителям по бизнес-информации или бизнес-технологиям. Такой менеджер должен иметь навык управления как финансовыми, так и человеческими ресурсами, себестоимостью, уметь оценивать риски, сокращать время вывода новых продуктов на рынок и понимать ожидания клиентов. От того, насколько современные ИТ-директора способны овладеть новыми знаниями, во многом зависят их перспективы, считают в IDC.
Если ИТ-менеджер не обладает подобным набором качеств, то не станет ли его переход в другую компанию бегством от самого себя? И не столкнется ли он с теми же проблемами, что были на прежнем месте?