В рознице, дистрибуции и логистике даже небольшие колебания затрат серьезно влияют на прибыльность компании. Расходы на ИТ также входят в эти совокупные затраты. Так стоит ли гнаться за внедрением новых, поэтому, как правило, дорогих ИТ? Вот что считают э
Николай Зайцев, ИТ-директор сети «Л’Этуаль» и «Сефора»:
Гнаться нужно за теми ИТ, которые дают реальный выигрыш в конкретных условиях. Есть технологии полезные и бесполезные, причем для конкретного бизнеса и конкретных условий. Есть умелые и неумелые исполнители. Даже дешевая и хорошо проверенная технология может нанести значительный ущерб, если будет применяться неправильно. Однако при прочих равных условиях нужно, конечно, склоняться к более простым и понятным средствам.
Артем Бураченок, директор по развитию компании «Системные Технологии»: Если компания работает на устоявшемся рынке и конкурирует в основном по цене, то лучше выбрать проверенное решение, успешно используемое на данном рынке, иначе есть риск получить «сырое», в итоге более затратное решение. Если же компания делает ставку на отличие своего продукта или услуги от конкурентов, то одним из путей получить конкурентное преимущество для нее становятся инновационные технологии. Экспериментировать с ИТ придется также компаниям, которые работают на растущих рынках, где «правила игры» еще не сформированы. Для таких компаний важно наличие сильной и грамотной ИТ-поддержки внутри, это снизит затраты.
Сергей Романюк, директор по ИТ компании «Украинский ритейл»: Гнаться за модой и новинками в области ИТ — дело, на мой взгляд, слабо перспективное. Существенные затраты на новинки — это не всегда самое страшное. Страшно получить «сырое» решение, особенно если оно затрагивает основные бизнес-процессы предприятия.
Принятие решения о применении какой-то технологии должно базироваться на полном осознании всего комплекса преимуществ и недостатков, которые будут привнесены новой системой. И если о преимуществах консультанты и производители расскажут вам достаточно подробно, то о недостатках вы будете узнавать сами.
Самое главное — правильно оценить, какие именно конкурентные преимущества будут приобретены благодаря конкретной технологии.
Андрей Коржевин, менеджер по ключевым клиентам компании Red Tree: Отставание по уровню используемых ИТ может стать причиной несоответствия растущим потребностям рынка. Но надо помнить, что любое развитие может стать причиной нестабильности. Поэтому должна быть сформулирована позиция по отношению к будущим затратам на программные продукты. Выбор «самого дешевого» или «самого дорогого» может со временем привести либо к серьезным ограничениям в реализации потребностей, либо к приобретению заведомо избыточных возможностей.
Сергей Трофимов, директор компании «АвтоКод»: Вложения в ИТ — это вложения в перспективу. Их нужно делать как можно раньше, причем чем больше средств можно выделить, тем более перспективное решение можно получить, если осознавать, какую отдачу принесут эти вложения. Например, стоит ли в розничном магазине ставить аппаратуру доступа в подсобные помещения по отпечатку пальца? Скорее всего, нет. А вот информационная система для учета движения товара — насущная необходимость.
Александр Виноградов, старший консультант AT Consulting: Внедрение новых ИТ в логистике затратно для компании. Однако эти вложения направлены на приобретение конкурентных преимуществ за счет повышения операционной эффективности.
Масштаб ИТ-решения должен быть соизмерим с размерами бизнеса. Как показывают исследования Gartner, стоимость внедрения ERP-системы обычно составляет около 3% от выручки компании.
Андрей Сапожков, заместитель директора департамента продуктов SAP компании GMCS: По нашим наблюдениям, при выборе решения компании ставят на первый план его функциональность и оценивают соотношение цены и качества, поэтому все чаще останавливают выбор на более дорогих, но гибких, функциональных и легко масштабируемых системах. Большая часть относительно дешевых разработок требует постоянной доработки и, следовательно, дополнительных затрат.
Дмитрий Пухов, коммерческий директор компании SystemGroup: При выборе технологии необходимо учитывать стоимость всего цикла использования оборудования — от покупки и внедрения до сопровождения и затрат на расходные материалы. Средства, уходящие на поддержку дешевого оборудования, сопоставимы с суммой, сэкономленной на покупке оборудования известного брэнда с его сетью технических центров, гарантией, широким спектром услуг.
Дмитрий Садовников, начальник инженерно-аналитического департамента компании «Лоция Софт»: Основная часть затрат приходится не на лицензии, а на внедрение ПО и потери компании, связанные с его неправильным выбором. Нужно ориентироваться на необходимый данной компании набор функций, возможность их перспективного расширения, возможность масштабировать и развивать решение, простоту и сроки внедрения. При прочих равных условиях, естественно, разумно сделать выбор в пользу более дешевой системы.
Елена Кравцова, руководитель по работе с предприятиями розничной и оптовой торговли компании «HP Россия»: Вопрос не в том, выбрать дорогое или дешевое решение, а в том, какие ИТ наиболее эффективно и точно будут способствовать достижению целей компании. Некоторые компании уже на начальном этапе своего развития сделали выбор в пользу серьезного, хорошо зарекомендовавшего себя в отрасли ИТ-решения, потребовавшего серьезных инвестиций на начальном этапе. Но в дальнейшем именно это решение позволило эффективно управлять быстрорастущим бизнесом, осуществлять масштабную региональную экспансию и одновременно сохранять информационную прозрачность и управляемость.
Дмитрий Токар, директор по работе с корпоративными заказчиками сектора ритейла компании «Крок»: В среднем компании отрасли тратят на ИТ примерно 2—3% от оборота. Эти суммы сразу закладываются в бюджет, поэтому выбор решения ограничен размерами самой компании. Небольшие сети выбирают ИТ-решения по критерию максимальной отдачи при небольших вложениях и коротких сроках внедрения, отдавая предпочтение проверенным технологиям с ограниченным функционалом. Средним и крупным компаниям важно, чтобы решение изначально работало на развитие и расширение бизнеса, поэтому выбор делается в пользу продуктов и решений от ведущих мировых производителей, обеспечивающих долгосрочные результаты и увеличивающих капитализацию.
Oльга Герасимова, директор по развитию бизнеса компании Zebra Technologies в России и СНГ: Решение об уровне и стоимости автоматизации торгового или логистического предприятия должно соотноситься целями и задачами ИТ на данном этапе развития бизнеса компании. Если неправильно оценить свои перспективы, то в результате реализации ИТ-проекта вместо эффективных инструментов управления можно получить комплект дорогостоящих, но бесполезных технологий. Необходимо выбрать такую систему и такое решение, которые не просто оправдают инвестиции, но позволят оптимизировать ресурсы предприятия, сократить долгосрочные издержки и оперативно реагировать на изменения конъюнктуры высококонкурентного рынка.
Максим Максимов, начальник отдела аналитики и консалтинга компании СОЛВО: Говорить о том, что новые ИТ являются дорогими, а дешевые — проверенными, не совсем корректно. Ценовой диапазон решения определяется его функциональностью, а не новизной. Риски при выборе именно новых технологий могут существенно увеличить затраты на их внедрение. Это может поставить под угрозу даже само существование предприятия. Поэтому следует делать ставку на использование проверенных решений и надежных их поставщиков вне зависимости от стоимости.
Игорь Павлов, эксперт компании «Искон»: Небольшим розничным сетям и дистрибьюторским компаниям делать серьезные вложения в ИТ и в самом деле экономически невыгодно. Масштабы концентрации в секторе розничной торговли и дистрибуции сегодня таковы, что если компания настроена на усиление своих позиций на рынке и дальнейшее развитие, то инвестиции в ИТ — это не роскошь, а насущная необходимость.
Герман Кухарев, ведущий консультант компании R&K Consulting: Жесткая конкуренция и постоянные изменения на рынке стимулируют компании уделять больше внимания оптимизации логистики. Стоит ли в этих условиях гнаться за новыми дорогими технологиями? Безусловно, стоит, поскольку они помогут решить проблемы, связанные с планированием запасов, оптимизацией складских площадей и затрат на доставку, будут способствовать росту и расширению бизнеса.
Иной раз компания вкладывает большие деньги в новые складские площади, но при этом до 20% всех ее запасов имеют оборачиваемость 12 месяцев, а 90% прибыли приходится на 11% всех запасов. Ответ на вопрос, что дешевле и эффективнее в данной ситуации — построить новый склад или оптимизировать процессы — напрашивается сам собой.
Дмитрий Фишелев, директор по развитию бизнеса сервисных услуг компании «Инфосистемы Джет»: Чем выше требования к качеству ИТ-услуг, которые предъявляет бизнес, тем дороже решение. И если бизнес говорит, что ему это надо, значит, это действительно поможет ему зарабатывать еще больше. Если же у бизнеса нет четких требований к ИТ, то тогда, конечно, чем дешевле — тем лучше. Но по мере ужесточения рыночных требований компании, которые не научились использовать ИТ как бизнес-инструмент, неизбежно будут проигрывать в конкурентной борьбе.
Денис Стороженко, руководитель практики «Розница» компании Columbus IT Russia: Если компания небольшая и не планирует существенно расширять бизнес, а ее стратегия направлена на выживание и сохранение своей доли на рынке, то делать серьезные инвестиции в новые бизнес-технологии и ИТ не совсем разумно. Если небольшая компания планирует агрессивный рост, то использование новых ИТ — один из способов получить решающие конкурентные преимущества. Правда, при этом повышается степень влияния риска неоправданно больших инвестиций.
Если масштаб бизнеса значителен, то потери от небольших шероховатостей в управлении и бизнес-процессах могут быть ощутимыми. С другой стороны, даже небольшое повышение эффективности работы на отдельном участке может в итоге привести к значительному увеличению прибыли.