Скорое вступление России во Всемирную торговую организацию наверняка приведет к расширению присутствия иностранных финансовых компаний.
Вот что говорят эксперты.
Повысить эффективность
Одна из проблем отечественных банков — низкая относительная производительность труда. Как следствие, услуги дороги и по сравнению с западными банками неконкурентоспособны. Это ведет, в частности, к значительному удорожанию кредитов (хотя, естественно, это не единственный фактор, влияющий на эффективные процентные ставки). Научиться «угодить» клиенту в хорошем смысле слова — вот что предстоит сделать отечественным игрокам.
Информационные технологии для банка — основное «средство производства». Если информационная система сможет обеспечить банку требуемое соотношение стоимости услуг и их качества, то услуги банка станут действительно конкурентоспособными. Насколько успешно тот или иной банк сможет перенести основные расходы с кассира на информационную систему (то есть минимизировать издержки за счет использования ИТ), настолько успешным он в итоге и окажется. Системы обслуживания пластиковых карт и счетов через Internet, электронные платежи — вот лишь некоторые из возможных технологий.
Безусловно, банкам предстоит научиться знать своих клиентов, вести историю взаимоотношений, в том числе кредитную. Для этого необходимо выстроить эффективные колл-центры и CRM-системы.
Потребуется серьезная работа по созданию реально работающих бюро кредитных историй и систем разделения информации между участниками рынка, что подразумевает наличие соответствующих хранилищ данных, обеспечение защищенного доступа к информации, разветвленной инфраструктуры для передачи информации.
В области информационной безопасности предстоит сместить фокус с традиционных технологических средств защиты информации на внутренние организационно-идеологические процессы. Безопасность информации — это доверие клиентов, имидж и, вообще говоря, факт существования банка как такового. Поэтому система управления информационной безопасностью должна занять такое же важное место в компании, как система менеджмента качества.
Разумеется, с массовым приходом иностранных банков еще острее встанет вопрос подготовки ИТ-кадров, а также сотрудников других подразделений, в том числе обучение использованию новых технологий.
Евгений Шаблыгин, президент компании «Инфосистемы Джет»
Стать стремительнее и гибче
По нашей оценке, само по себе вступление нашей страны в ВТО не повлечет за собой массового выхода на российский рынок зарубежных банков — наиболее крупные финансовые группы уже работают на нем. В то же время нельзя отрицать влияние этого события на усиление конкуренции в финансовом сегменте.
Усиление позиций западных финансовых компаний подталкивает российских игроков к поиску путей повышения скорости производственных процессов, снижения издержек, большей гибкости в маркетинге: им нужно будет быстрее разрабатывать и выводить на рынок новые продукты, видеть открывающиеся возможности. Поэтому сегодня банки проявляют интерес к внедрению CRM-систем и рассматривают их как способ повышения КПД на всех этапах работы с клиентом.
Еще один вектор интереса финансовых структур — аутсорсинг в сфере ИТ. Интересно, что западные банки, несмотря на свою бюрократию, активно передают рутинные процедуры сторонним сервисным компаниям. Российские банки тоже приходят к этому, но они более осторожны.
Пока западные финансовые структуры осваиваются в столице и других крупных городах, российские игроки все более продвигаются в регионы, поэтому для них по-прежнему актуально построение ИТ-инфраструктуры, внедрение «стандартных» и специализированных бизнес-приложений.
Современные ИТ-руководители вынуждены смотреть вперед и учитывать потребности будущего. Уже сейчас усложняется финансовая система, увеличивается число банковских продуктов и, разумеется, предъявляются новые требования к банковской информационной системе. В связи с этим можно рекомендовать банкам придерживаться общих подходов построения сервисно-ориентированной архитектуры своих приложений.
Станислав Павлюк, директор департамента систем взаимодействия с клиентами компании «АйТи»
Провести аудит ИТ
Приход новых конкурентов на рынок всегда вызывает повышенные требования к привлекательности тех продуктов, которые уже присутствуют на рынке. Как правило, вновь пришедшие игроки проводят широкомасштабные акции для захвата части рынка — западный капитал может себе позволить предложить конкурентные продукты российскому рынку. В этих условиях российским банкам необходимо повысить свою конкуренто способность за счет расширения спектра предоставляемых услуг (и каналов их доставки), их доступности и гибкости по отношению к клиентам, а также улучшения качества обслуживания.
Не последнюю роль в достижении этих целей играет состояние ИТ в банке. Современная банковская система должна позволять в кратчайшие сроки без серьезных доработок (в идеале вообще без них) выпускать новые банковские продукты, обеспечивать все современные каналы доставки (Internet-банк, мобильный банк и др.), поддерживать приемлемую скорость работы на больших объемах информации (это важно для крупных банков). Не меньшее значение имеет интеграционная платформа, на основе которой происходит интеграция банковских приложений — она должна предоставлять легкую в настройке и быструю интеграционную среду. Конечно же, наличие и правильное функционирование других современных технологий (CRM, хранилище данных и др.) не менее важно.
Естественно, одно только наличие различных систем в банке не является залогом их эффективного использования. Чтобы эффект был максимален, необходимо построить грамотную ИТ-архитектуру и организовать поддержу ИТ-службами бизнес-запросов от подразделений банка.
Можно посоветовать банкам провести аудит ИТ, разработать ИТ-стратегию, направленную на развитие и совершенствование данных технологий и придерживаться ее.
Юрий Демченко, старший консультант компании AT Consulting
Модернизировать ИТ-инфраструктуру
Для российских банков договоренности по вступлению России в ВТО означает серьезное усиление конкуренции, особенно на розничном рынке. Повышение качества обслуживания и надежности потребует от банков изменений в области ИТ. Впрочем, ведущие банки уже сейчас активно наращивают и модернизируют информационную инфраструктуру. Например, в 2006 году основные инвестиции направлялись на построение центров обработки вызовов, центров обработки данных, сетей передачи данных.
Эти тенденции сохранятся и в 2007 году: сейчас больше, чем когда-либо, банкам стоит задуматься об обеспечении катастрофоустойчивости и удобства пользования банковскими услугами. Полагаю, что в 2007 году возрастет интерес к проектам по созданию интегрированных информационных сред. У российских банков, по примеру западных, появляются новые каналы доставки услуг, а значит, растет и число приложений. Для того чтобы все каналы работали корректно, приложения необходимо интегрировать между собой.
Среди крупных банков уже сейчас прослеживается тенденция к смене ключевой банковской системы на систему зарубежной разработки. Опять же, прежде чем внедрять новую АБС, необходимо выстроить соответствующую вычислительную платформу.
Вступление в ВТО может изменить расстановку сил не только в столице, но и в регионах, поэтому банки вместе с интеграторами займутся тиражированием инфраструктурных решений в региональных филиалах.
Иван Рубцов, заместитель генерального директора компании КРОК
Внедрить стандарты ИТ-управления
Со вступлением России во Всемирную торговую организацию отечественным кредитным учреждениям придется столкнуться с очень серьезной конкуренцией. Чтобы уверенно чувствовать себя в новых рыночных условиях, российским банкам потребуются отлаженность бизнес-процессов, их структурированность, четкое и прозрачное управление ими; расширение перечня предлагаемых продуктов и услуг в соответствии с международным опытом; ориентация на лучший локальный и общемировой опыт финансовой деятельности.
Передовые информационные технологии могут и, безусловно, должны стать мощным инструментом, позволяющим решать задачи развития бизнеса с минимальными усилиями и затратами. Для этого нужно, во-первых, провести в банке комплексный аудит всей ИТ-инфраструктуры и в случае необходимости выполнить реинжиниринг бизнес-процессов; во-вторых, внедрить международные стандарты управления ИТ-системами (например, ITIL); в-третьих, автоматизировать новые направления деятельности банка на основе высокотехнологичных решений с соответствующей функциональностью.
Андрей Галковский, заместитель генерального директора, директор по развитию бизнеса компании R-Style Softlab
Перейти на передовые решения
В условиях усиливающейся конкуренции существенно возрастут требования к оперативности расширения предоставляемых услуг, объемов операций и филиальной структуры. Немаловажную роль будут играть повышение качества и оперативности обслуживания при неуклонном снижении удельных затрат.
Эффективность работы банков и эволюционные процессы в значительной степени определяются возможностями используемых ими систем автоматизации. Для обеспечения требуемой конкурентоспособности отечественным банкам придется переходить на новые поколения решений; это касается как обеспечиваемой функциональности, так и используемых технологий. В большинстве случаев банкам придется перейти на интеграционные платформы, позволяющие максимально гибко трансформировать ИТ-инфраструктру под текущие потребности банковского бизнеса. Наиболее зрелой концепцией сегодня являются сервис-ориентированные архитектуры (SOA); многие их аспекты уже дошли до стадии отраслевых стандартов и реализуются ведущими производителями программного обеспечения.
Одной из наиболее важных в настоящий момент задач представляется широкое внедрение услуг электронного банкинга (интернет-банкинга, мобильного банкинга и телебанкинга), обеспечивающего полноценное дистанционное обслуживание клиентов с помощью специализированных электронных средств.
Александр Замятин, директор департамента информационных и телекоммуникационных технологий компании «ТехноСерв А/С»
Использовать фору
Если переговоры по вступлению в ВТО пройдут по «американской» модели и российский рынок будет открыт для филиалов западных банков, то последствия с точки зрения бизнеса достаточно прозрачны — это ужесточение конкуренции. С точки зрения ИТ на начальном этапе у российских банков будет очевидное преимущество — информационная система, соответствующая требованиям ЦБ. ИТ-департамент филиала западного банка, скорее всего, должен будет работать с тем же ПО, что и головной офис, следовательно, ему придется решать вопрос локализации и приведения этого ПО в соответствие с требованиями регулятора. Определенное время и ресурсы уйдут на приобретение и разработку решений для преобразования учетных данных, формирования отчетности, фронт-офисных функций.
Однако у западных банков тоже есть козыри, которыми они могут пользоваться при выходе на российский рынок. Десятилетиями они «обкатывали» наиболее эффективные технологии клиентского обслуживания, управления рисками и эффективностью бизнеса в целом. Российские же банки всерьез озаботились этими вопросами не так давно.
Денис Крикунчик, старший вице-президент компании ОТР