Сегодня надежность и жизнеспособность информационных технологий - всего лишь стандартное условие участия любого ИТ-директора в игре под названием бизнес.

Сегодня надежность и жизнеспособность информационных технологий — всего лишь стандартное условие участия любого ИТ-директора в игре под названием бизнес.

Однако от преуспевающего ИТ-директора ожидают большего. По результатам эксклюзивного исследования удалось выделить четыре комплекса навыков, которые дадут вам все шансы для победы.

Никому не нравится попадать в плен стереотипов. Тем не менее мы своим исследованием «Положение ИТ-директора» пытаемся навязать вам жестко определенные архетипы ИТ-директоров. Совершенно ясно, что, читая его, вы думаете: «Я не подпадаю ни под одну из этих категорий. Чтобы справляться со своими обязанностями, мне приходится решать задачи, стоящие перед разными архетипами, и делать много чего еще, о чем здесь не говорится вовсе».

И вы правы. Выделяя четыре типа ИТ-директоров — бизнес-лидер, агент-инноватор, эксперт-технолог и мастер преобразований, — мы всего лишь пытаемся определить современные требования к ИТ-директорам. Кроме того, мы хотим показать все многочисленные роли, которые вам, быть может, придется играть по мере продвижения по карьерной лестнице, и неограниченные возможности, открывающиеся перед вами. Это всего лишь попытка сопоставить ваши деловые качества и навыки, такие, как лидерство и умение управлять проектами, с долгосрочными и краткосрочными целями, которые компания может поставить перед ИТ-отделом. Не исключено, что вам придется одновременно решать задачи, стоящие перед всеми четырьмя архетипами, в компании, где ИТ являются стратегическим и конкурентным преимуществом. Мы не знаем, кто вы — молодой ИТ-директор, накапливающий навыки, необходимые для роста в недавно созданной компании, руководство которой только начинает открывать для себя преимущества ИТ, или разочарованный мечтатель, работающий на компанию, где ИТ рассматриваются всего лишь как заменяемый инструмент, одним из основных достоинств которого должна быть дешевизна.

Вы можете не разделять наше видение основных категорий ИТ-директоров либо сказать, что есть и другие, которые мы выпустили из виду. Мы будем очень рады услышать мнение каждого. Несмотря на все наши попытки разделить вас на группы и выделить ваши основные качества, существует один аспект профессии, который не вписывается ни в какие рамки и является непременным условием успеха любого ИТ-директора. Это то, что называется полезностью информационных технологий. Вы можете обладать эмоциональным интеллектом, присущим бизнес-лидеру, либо навыками управления проектами, необходимыми технологическому эксперту. Но, если полезность ИТ, позволяющих бизнес-специалистам выполнять свои обязанности, не соответствует предъявляемым требованиям, а расходы не сокращаются, а растут, то очень скоро вы потеряете работу. И можете в этом даже не сомневаться.

В данном случае мы имеем в виду не период работоспособности систем. «Руководство не волнует период работоспособности 99,9% ваших проектов, за исключением работоспособности бизнес-процесса или мощности непрерывного обслуживания», — говорит Питер Вейл, директор Центра исследований информационных систем и старший научный сотрудник школы менеджмента Слоана Массачусетского технологического университета.

Мы будем говорить о периоде работоспособности бизнес-процесса. Требования к периоду работоспособности постоянно возрастают. Согласно исследованию Уоррена МакФарлана, профессора по бизнес-администрированию Гарвардской школы бизнеса, доля организаций, которые могли бы отключить свою ключевую ИТ-систему на значительный период, составляет порядка 10% от общего количества. Десять лет назад этот показатель равнялся приблизительно 35%. «Это реальное подтверждение того, что ИТ становятся все более неотъемлемым элементом деятельности организаций», — говорит он.

Таким образом, значение ИТ, а значит, и ИТ-директоров сегодня как никогда высокое.

 

Деньги и здравый смысл

По иронии судьбы умение управлять полезностью ИТ не рассматривается как ценный деловой навык, это требование, предъявляемое ко всем. «Сперва непременным условием вашего участия в игре является умение находить и реализовывать решения, — говорит Майкл Джеррад, вице-президент и ведущий аналитик исследовательской компании Gartner. — Затем требования возрастают и от вас ждут уже большего».

Именно поэтому средняя зарплата ИТ-директора по сравнению с 2002 годом выросла на 1%. В организациях, где ИТ рассматриваются как преимущественно тактический инструмент (согласно исследованию Вейла, таких организаций примерно 40% от общего количества), управление полезностью ИТ становится не более чем продуктом потребления. «Я думаю, что в этих компаниях уровень зарплат ИТ-директоров не возрастет, а снизится. Численность ИТ-отделов будет постепенно сокращаться, а их функции — передаваться аутсорсерам», — печально предсказывает Вейл. А ИТ-директора получают достойное вознаграждение за управлению полезностью ИТ, только когда им приходится реанимировать полуразвалившиеся ИТ-компании.

 

Четыре архетипа

Разумеется, ИТ-директора, которым приходится восстанавливать работу ИТ-служб, обладают совокупностью навыков, значительно превышающей стандартный набор умений и качеств ИТ-менеджера. Они — реформаторы, а это требует выдающихся лидерских качеств и навыков управления переменами. Поэтому неудивительно, что оплата труда ИТ-директора — реформатора наиболее высокая.

В принципе наши четыре архетипа обладают различными наборами навыков и способны на большее, чем просто управление полезностью ИТ. Компании, которые нуждаются в таком ИТ-директоре, как правило, сперва обращаются к услугам технологического эксперта, помимо стандартного набора навыков обладающего опытом руководства проектами и глубокими технологическими знаниями. Такой эксперт способен более оперативно разрабатывать и реализовывать ИТ-решения, а это крайне важно. В противном случае он рискует быть переведенным в разряд обычных ИТ-директоров. В самом деле, этому архетипу приходится сталкиваться с наибольшим количеством проблем с точки зрения прав на участие в управлении компании, доступа к источникам информации и личного вознаграждения.

ИТ-директора — бизнес-лидеры должны прежде всего обладать хорошими коммуникационными качествами и недюжинными знаниями в области бизнес-процессов. Они в состоянии укрепить ведущую роль ИТ в процессе управления компанией и ведения бизнеса. Для выполнения тяжелой практической работы они могут нанимать ИТ-директоров — технологических экспертов.

И, наконец, ИТ-директора — новаторы обладают способностью генерировать свежие мысли и создавать новые продукты и сервисы, подобно тому как это умеет делать специалист в своей области. В самом деле, эти ИТ-директора могут быть опытными бизнес-специалистами (согласно исследованию, у многих из них есть опыт в области продаж или маркетинга), кому посчастливилось (или кто проявил достаточный талант) найти свое место в компаниях, где ИТ-профессионалы ценятся так же высоко, как и другие квалифицированные специалисты. При этом наиболее талантливые могут подниматься по карьерной лестнице в сфере ИТ так же свободно, как и, например, в производственной или финансовой сфере. В таких редких компаниях ИТ-директоров оценивают по их инновационному потенциалу, а все высшее руководство обладает знаниями и опытом в области ИТ, говорит Джеррард из Gartner.

 

Ваш архетип

ИТ-директора, обладающие некоторыми или всеми навыками, присущими какому-либо из этих архетипов, имеют реальные возможности для развития (и увеличения личного дохода). Дело в том, что они не просто руководят ИТ-отделом, а трудятся над поддержкой бизнес-процессов и, бывает, даже управляют ими. «Руководство компании будет ценить того ИТ-директора, который в большей степени нацелен на оптимизацию бизнес-процессов, нежели систем, — говорит Джеррад. — Все чаще ИТ-директорам поручают инновационные функции, поскольку они видят целостную картину ключевых непрерывных процессов».

Оказавшись в нужных условиях, то есть в компании, где информационным технологиям отводится стратегическая роль, вы сможете преобразовать процессы таким образом, что производительность всей компании значительно увеличится — такой вывод сделали Вейл и его коллега из Массачусетского технологического института Джорджа Вестермана на основании своего исследования компаний, в которых ИТ-специалистам даются полномочия для преобразования бизнес-процессов. В таких компаниях, где ключевые процессы еще четко не определены (например, предприятия нефтегазовой и химической промышленности), успех напрямую связан со способностью ИТ-специалистов к преобразованиям. «Спрос на таких ИТ-директоров крайне высок, а их зарплаты растут», — говорит Вейл.

Растет и их нагрузка. Исследование 2006 года показало, что теперь такими простыми инструментами, как блокировка возникающих проблем и решение поступающих вопросов, не обойтись. ИТ-директорам приходится находить способы управлять полезностью ИТ, при этом демонстрируя способности по крайней мере одного (а бывает, что и всех сразу) из четырех очень сложных архетипов. Согласно распространяющейся тенденции, в особенности когда управление бизнес-процессами все чаще делегируется ИТ-директорам, они начинают руководить этими процессами (как это делали бы операционные директора) после того, как завершают их преобразование.

Разумеется, это потребует от них значительных затрат времени. МакФарлан говорит, что ИТ-директора становятся похожи на его друзей, работающих в области банковских инвестиций. «Эта роль больше подходит именно для молодых людей, —говорит он. — ИТ-директора будут превосходными дедушками и бабушками, так как они смогут позволить себе уйти в отставку. Но из них получаются никчемные родители, поскольку они работают по 18 часов в день».


CHRISTOPHER KOCH. Beyond Execution. CIO MAGAZINE. JANUARY 1, 2007


 

Что показал хрустальный шар (десять предсказаний на 2007 год)

Майкл Фриденберг

  1. Текучесть ИТ-кадров (прежде всего ИТ-директоров) возрастет, поскольку генеральные директора будут ждать от них инноваций. Тип мышления ИТ-директоров кардинально изменится. Они будут ориентироваться скорее на поиск решений для увеличения роста и прибыли, нежели сокращения расходов. Поэтому им придется развивать и накапливать соответствующие деловые навыки.
  2. ИТ-бюджет, затрачиваемый на поддержание работоспособности систем, сократится на 80%. Это будет обусловлено тем, что современные технологии позволят ИТ-директорам значительно усовершенствовать свои унаследованные системы.
  3. Надежды, возлагаемые на сервис-ориентированную архитектуру, не оправдаются. Среди ИТ-директоров весьма распространено мнение, что сервис-ориентированная архитектура становится все более популярной. Однако это словосочетание является скорее слоганом, нежели наименованием настоящей структуры, которая (по крайней мере сейчас) делает информационные технологии более эффективными и производительными.
  4. Главная цель — завоевать лояльность клиента и его максимальное удовлетворение. Сущность новой концепции целевого управления будет заключаться в повышении уровня взаимодействия с клиентом через Internet.
  5. «Здравствуйте, я директор по маркетингу». По мере распространения Web 2.0 сбор, хранение и анализ данных по клиентам станет ключевой задачей директоров по маркетингу, решить которую они смогут лишь с помощью ИТ-директоров. Разве в вашу дверь еще не постучался директор по маркетингу?
  6. Борьба с мошенничеством примет глобальные масштабы. А на ИТ-директоров все чаще и чаще будет возлагаться ответственность за безопасность компании и сохранение доверия со стороны клиентов.
  7. Конфликт Windows и открытых исходных кодов сойдет на нет. В этом году компании-поставщики, пресса и ИТ-директора столкнутся с фактом, что бескомпромиссное взаимоотрицание уходит в прошлое.
  8. Электроэнергия станет еще одной головной болью для ИТ-директоров. Теперь в ваши обязанности будет входить контроль за расходами компании на электричество, которые будут включены в ваш общий ИТ-бюджет.
  9. Будет действовать закон таланта. Лучшей компанией является та, которая умеет привлечь лучшие кадры. ИТ-директора преуспеют, только если будут искать, обучать, направлять и вдохновлять членов своих команд. А также — если сумеют удержать их в своей компании.
  10. ИТ-директора станут подобны зебре. Зебра — это животное с черными полосками или животное с белыми полосками? Ни то и ни другое. Зебра — это зебра. ИТ-директора — это бизнес-специалисты со знанием технических аспектов или технические специалисты со знанием бизнес-аспектов? Нет, ИТ-директора — это ИТ-директора… лидеры в области бизнес-технологий.

Желаем удачного 2007 года! Постарайтесь получить удовольствие от гонки.


MICHAEL FRIEDENBERG. 10 Predictions for ’07. CIO MAGAZINE. JANUARY 15, 2007