К такому выводу пришло руководство «ОКБ Сухого», инициировав непростой, но необходимый процесс совершенствования своей системы управления предприятием.
Предприятиям оборонного комплекса приходится искать заказы на мировом рынке, а значит — конкурировать с более развитыми в организационном плане зарубежными компаниями. Это возможно лишь при наличии современных средств сопровождения продукции на всех этапах ее жизненного цикла.
Практически сразу после своего образования корпорация «Тактическое ракетное вооружение», объединившая 14 предприятий, среди которых действуют несколько конструкторских бюро, стала одним из основных российских разработчиков высокоточного тактического крылатого вооружения. В результате объединения множества организаций в составе корпорации оказались предприятия с различными уровнями развития в сфере ИТ. Некоторые из них уже имели опыт внедрения современных сетевых коммуникационных структур и интегрированных информационных систем, как конструкторско-технологических, так и уровня ERP. Вошли в корпорацию и предприятия, автоматизировавшие деятельность отдельных специализированных служб и подразделений. Наконец, были и такие предприятия, где внедрены отдельные автоматизированные рабочие места.
Отличительной особенностью корпорации является то, что в ней представлены все этапы жизненного цикла продукции, начиная с уточнения технического задания, получаемого от заказчика, разработки и конструирования продукции и заканчивая ее производством, поставками и обслуживанием. Для управления жизненным циклом выпускаемых корпорацией изделий необходимо было обеспечить интеграцию всех имеющихся ИТ-ресурсов с целью создания единого информационного пространства и централизованное управление развитием информационных ресурсов всех предприятий корпорации.
Согласно принятой в 2005 году программе, корпорация намерена максимально бережно отнестись к ранее сделанным инвестициям в информационные системы. Основой для интеграции должна послужить система на базе продукта mySAP ERP, основной этап внедрения которой на головном предприятии корпорации близок к завершению.
Бесполезное разнообразие
Еще до внедрения ERP в конструкторско-технологическом и производственном блоках головного предприятия корпорации автоматизация была проведена достаточно широко: начиная с 2002 года внедрялась SolidWorks — разработанная одноименной компанией интегрированная информационная система класса CAD/CAM. Она охватывает деятельность как конструкторских, так и технологических подразделений, занимающихся подготовкой производства. С ее помощью разрабатываются программы для станков с программным управлением. Кроме того, в 2004 году была внедрена система коллективной разработки производственных процессов, созданная той же компанией. Благодаря этим решениям удалось вывести разработку новых изделий на качественно новый уровень.
В части направления, охватываемого методологией ERP, применялось множество различных платформ. В финансово-экономическом блоке и кадровой службе использовалась (и эксплуатируется до сих пор) система «Флагман». Ряд отделов был автоматизирован с применением продуктов «1С» и программных средств собственной разработки (их было несколько десятков). Конечно, используя такой набор систем, службы работали разрозненно.
«Финансовая информация рождается на рабочих местах, связанных с движением материальных объектов - со складом, логистикой и производством. Поэтому в первую очередь нужно внедрять именно производственно-логистическую функциональность», - Николай Васильев, руководитель ИТ-департамента корпорации «Тактическое ракетное вооружение» |
«ERP-проект был начат потому, что стало очевидно: проводившаяся до последнего времени информационная политика, которая была направлена на автоматизацию деятельности отдельных служб, перестала устраивать руководство холдинга», — считает Николай Васильев, руководитель ИТ-департамента корпорации.
«Лоскутная» автоматизация не могла удовлетворить потребности современного развивающегося предприятия. Требовалась единая интегрированная система, посредством которой могли бы согласованно работать все службы. Например, деятельность складов предприятия и цеховых складов тесно взаимосвязана. Если соответствующие системы разрозненны, то движение товарно-материальных ценностей на складах практически не поддается оперативному учету. Аналогичная картина сложилась и в производственном блоке: служба технологической подготовки производства и собственно производственные подразделения работали в различных информационных системах, связь между ними практически отсутствовала. Почти в каждом структурном подразделении имелся целый ряд вещей, которые не устраивали руководство.
Финансы — в последнюю очередь
Процесс выбора ERP-системы в корпорации протекал вполне традиционно. При проведении комплексной оценки решений, представленных на рынке, внимание обращалось на многие параметры: функциональность и практика использования в машиностроении, положение на рынке и возможности компаний-разработчиков и пр. Также оценивалась необходимая для развертывания системы сетевая структура и серверное оборудование.
Главным образом рассматривались «тяжелые» системы — бизнес-приложения семейств SAP, Baan, Oracle, а также несколько систем среднего класса. С учетом таких особенностей корпорации, как ее масштаб, территориальнаяя распределенность, перспективы роста, решение было принято в пользу продуктов компании SAP. При этом определяющими факторами стали их функциональные возможности, а также наличие хорошо зарекомендовавших себя в мире отраслевых решений. Большую роль сыграло и наличие надежного партнера, специализирующегося на решениях SAP, — компании УНТЦ ИНМАС, обладающей опытными специалистами с требуемым для выполнения проекта уровнем квалификации.
Внедрение системы осуществляется в трех основных секторах: производственном, логистическом и финансовом, причем оно идет именно в такой последовательности. Это объясняется тем, что в первых двух областях на предприятии было наиболее плачевное состояние дел. Внедрение первых двух блоков было начато одновременно, но в силу ряда обстоятельств логистический контур был внедрен на несколько месяцев раньше.
Так как ИТ-поддержка финансовых служб худо-бедно устраивала, ее замену было решено проводить в последнюю очередь, хотя в большинстве проектов, как правило, первым делом внедряется именно финансовый функционал системы.
Поскольку финансовая служба должна готовить обязательные наборы отчетов, для автоматизации своей деятельности она вполне может внедрять специализированные системы. Проблема заключается в том, что при таком подходе система не будет связана с движением материалов и узлов.
В корпорации пошли по другому пути — решили сначала наладить учет материальных потоков, а уже потом привязывать к нему учет финансовый. Это связано с тем, что финансовая информация рождается на тех рабочих местах, которые связаны с движением материальных объектов на складах, в логистике и производстве. Такой подход более логичен, чем «автономная» автоматизация финансовой службы.
Впоследствии финансовый отдел также планируется перевести на продукт SAP. Это будет сделать значительно легче, так как там уже существует достаточно подготовленная почва.
Подводные камни
Сложности, с которыми пришлось столкнуться при проведении проекта, оказались вполне «традиционными». Прежде всего это неготовность данных, их разрозненность, отсутствие связанности, иногда даже их противоречивость. Процедура ввода данных, их выверки и подготовки превращалась в очень серьезную проблему. Другим «подводным камнем» стала неготовность персонала, причем на уровне как исполнителей, так и менеджеров. Руководство среднего звена, как правило, плохо понимает и цели внедрения, и его особенности.
Конечно, нужна серьезная совместная работа для того, чтобы все осознали замысел проекта. Внедренческой команде пришлось потратить очень много времени на разъяснение его целей и обучение персонала.
Со стороны пользователей сопротивления как такового не было. Скорее, это были индифферентность и нежелание осваивать новые технологии. Все понимают, что без внедрения современных информационных систем организации просто не выжить. Это осознается на всех уровнях, но прилагать дополнительные усилия никто не хочет. «Я убежден, что если внедрение таких сложных систем происходит без участия первого лица — того, кто определяет и финансирование, и дисциплину проекта, — успех обеспечить очень сложно. Если же генеральный директор заинтересован в достижении поставленной цели, она, скорее всего, будет достигнута», — говорит Васильев.
Важный нюанс: ERP-система, как правило, не рассматривается как часть системы управления предприятием. К сожалению, дальше разговоров о важности ее использования дело обычно не идет. Если решение является частью системы управления, то к нему со стороны управленческих процессов и должны разрабатываться требования. Когда это осознано, существуют хорошие шансы на успешное внедрение.
Особое внимание было уделено формированию технического задания. Нередко службы, деятельность которых приходится автоматизировать, плохо представляют свои потребности — это относится ко многим предприятиям, причем не только российским. Редкие руководители четко понимают, какие элементы функционала имеющейся информационной системы уже не соответствуют требованиям бизнеса, отстали от них и должны быть исключены, и тем более — чем их заменить. Подготовка технического задания, адекватно отражающего реальные потребности бизнеса, оказалась весьма хлопотным делом.
«Система должна удовлетворять вполне определенным требованиям, поэтому так важно правильно их определить», — подчеркивает Васильев. Разумеется, это непростая задача, поскольку необходимо уточнить и согласовать требования, относящиеся к различным функциональным блокам, иерархическим уровням, подразделениям, рабочим местам. Когда эти требования осознанны, внедрение приобретает стройность и от системы можно ожидать именно то, что она способна дать. И наоборот, не стоит от нее ожидать того, на что она не рассчитана.
Также пришлось столкнуться с несколькими техническими проблемами. К примеру, очень сложным для проектирования в системе оказался этап технологической подготовки производства (технологических процедур, конструкторской документации, инструментов, технологических карт и пр.). «Если до начала проекта этот процесс не был удовлетворительно автоматизирован другими средствами, обязательно возникают сложности. Были они и у нас», — признает Васильев.
Непростым оказался и процесс проектирования учета материалов. Номенклатура закупаемых и поставляемых средств, а также их динамика очень велики. Цепочки их прохождения в рамках производственных циклов длинные, имеется множество мест, где эти материалы и узлы используются. Тем не менее при внедрении ERP-системы критически важно выполнить эту трудоемкую процедуру и грамотно выстроить все эти цепочки на предприятии.
Преимущества интеграции
Большой удачей проекта стала интеграция эффективно работающей CAD/CAM-системы с ERP-приложениями. «То, что уже в самом начале проекта удалось состыковать две важнейшие системы, имеющиеся на предприятии, является несомненным достижением. Таким подходом, а главное — результатами могут похвастать очень немногие российские предприятия», — считает Васильев.
Важность этой задачи хорошо осознавалась еще до начала проекта, и к ее решению были приложены серьезные усилия. Уже осуществляется полностью автоматизированное общение в режиме реального времени между этими системами, результатом чего стало согласованное ведение основных данных, на которых строится вся дальнейшая работа. Вся работа служб предприятия, использующих ERP, основывается на спецификациях, получаемых автоматически из конструкторского блока. Более того, все изменения конструкторской документации и конструкционных решений сразу транслируются в ERP-систему (интерфейс для передачи данных был разработан совместно специалистами SolidWorks и SAP).
Другой примечательной особенностью проекта стало решение вопросов, связанных с защитой информации. Для этого пригласили специалистов Лаборатории испытаний систем и средств информатизации, специализирующейся в этой области. С их помощью развернули несколько рабочих мест, получив таким образом возможность работы с закрытой информацией.
Модули производства и логистики уже работают в режиме опытной эксплуатации с реальными данными. Внедрение финансово-экономического модуля находится на подходе к этапу опытной эксплуатации. Скоро работа этих подразделений будет полностью переведена на SAP, и эти критически важные виды деятельности будут выполняться согласованно. В ближайших планах компании — внедрение блоков финансового мониторинга предприятия и управления недвижимостью на уровне корпорации (у нее имеется большое число объектов недвижимости самого разного назначения).
Кроме того, на головном предприятии планируется внедрение модуля управления качеством, а также модуля стратегического управления.
Использование возможностей
Прежде чем принять решение об инвестициях, любой хозяин или прогрессивно мыслящий руководитель поинтересуется, какой это даст эффект. Как только сформированы требования к системе, определены цели проекта, можно оценить перспективы возможной отдачи инвестиций.
«Достаточно распространенная сейчас ошибка — ожидание какого-то существенного экономического эффекта от внедрения ERP-системы. Она представляет собой важный инструмент для успешной работы на рынке. Ждать быстрой окупаемости от ее внедрения необязательно», — подчеркивает Васильев. Скорее всего, система окупится «условно», за счет того, что позволит решать ряд задач, которые без ее внедрения просто неосуществимы. Например, с ее помощью удастся достигнуть необходимого уровня качества продукции, что в итоге поможет выжить на рынке. Тем не менее утверждать, что сама система решит все вопросы, связанные с качеством, конечно, нельзя.
Наиболее важно и актуально для большинства компаний научиться максимально использовать преимущества, которые способны дать интегрированные информационные системы.
Одно из них — четкая координация работы всех служб и оптимизация бизнес-процессов. Эффект от реализации этой, по сути, организационной работы будет весьма ощутим. То же самое касается и повышения качества продукции, и повышения производительности труда.
Не идеально, но верно
Важной особенностью оборонных предприятий является наличие информации, составляющей государственную тайну. Это серьезный аспект их работы, накладывающий отпечаток на организацию всей деятельности корпорации.
«Применение западных решений, как мне кажется, не может считаться идеальным вариантом для российских предприятий, особенно в оборонном комплексе. К сожалению, сегодня ни одна страна не способна все проблемы и актуальные вопросы решать в одиночку», — признает Николай Васильев.
В связи с этим необходимо использовать возможности международной интеграции. Создать конкурирующую отечественную систему того же уровня, которого достигли крупнейшие западные производители, очень сложно. Разумеется, нужно очень обдуманно подходить к использованию существующих решений. Есть области, в которых применение иностранных разработок можно считать недопустимым. И уж в любом случае, когда информация составляет государственную тайну, необходим целый ряд дополнительных мер с целью исключения любой возможности утечки информации.
Меняются угрозы, методы реакции на них, поэтому система мер по безопасности должна быть адаптивной. Необходимо постоянное повышение ее эффективности, требуется периодическое переосмысление существующих проблем. К счастью, эти вопросы вполне решаемы.
Корпорация «Тактическое ракетное вооружение»
ОАО «Корпорация ?Тактическое ракетное вооружение? образовано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 84 от 24.01.2002 и постановлением Правительства РФ № 149 от 13 марта 2002 года. Созданная на базе федерального государственного унитарного предприятия «Государственный научно-производственный центр «Звезда-Стрела» (г. Королев, Московская область), корпорация является одним из крупнейших объединений военно-промышленного комплекса России. В состав корпорации входят 14 крупных предприятий ВПК. Приоритетными направлениями ее деятельности являются разработка, производство, поставка и модернизация управляемых ракет и ракетных комплексов для Вооруженных сил РФ, а также на экспорт. Предприятие имеет 30-летний опыт международного военно-технического сотрудничества.