Успешная конкуренция с более развитыми в организационном плане зарубежными компаниями возможна лишь при наличии современных средств сопровождения продукции на всех этапах ее жизненного цикла.
К такому выводу пришло руководство «ОКБ Сухого», инициировав непростой, но необходимый процесс совершенствования своей системы управления предприятием
В силу объективных причин российское авиастроение не может оставаться в стороне от технологических инноваций, свойственных мировой авиастроительной промышленности. Отечественные конструкторы и производители авиатехники активно работают на мировом рынке, сталкиваясь с неуклонно возрастающим давлением со стороны западных конкурентов не только в странах дальнего зарубежья, но и в пределах своей традиционной вотчины — на рынке России и стран СНГ. Условия жесткой конкуренции вынуждают авиастроителей совершенствовать технологии создания новых изделий, повышать эффективность своей деятельности, сокращая издержки и улучшая качество продуктов и услуг.
Конструкторское бюро «ОКБ Сухого» — всемирно известный разработчик самолетов марки «Су». Деятельность ОКБ многогранна. На основе проектного управления оно осуществляет разработку новых изделий для холдинга «Сухой». Для этих целей конструкторы используют технологии электронного моделирования создаваемых изделий. Активно развивается и деятельность ОКБ по обеспечению информационной интеграции и организационной координации взаимодействия проектировщиков, производителей, соисполнителей и заказчиков холдинга. Еще одно важное направление — генерация и выявление интеллектуальных активов холдинга, их продвижение на рынок и обеспечение необходимой защиты.
Основа управления
Важным шагом в развитии системы менеджмента компании стало начатое в прошлом году развертывание EPR-системы. Этот шаг был необходим, поскольку для эффективного управления сложным хозяйством конструкторскому бюро требуются средства, обеспечивающие слаженную работу сотрудников и менеджеров ОКБ в рамках единого информационного пространства.
«Если основу ИТ-поддержки базовой деятельности производственного предприятия составляют модули ERP для управления производством и материально-техническим обеспечением, то для нашего предприятия крайне важно обеспечить четкую поддержку управления проектами», — подчеркивает заместитель финансового директора ОАО «ОКБ Сухого» Елена Барболина |
«Если основу ИТ-поддержки базовой деятельности производственного предприятия составляют модули ERP для управления производством и материально-техническим обеспечением, то для нашего предприятия крайне важно обеспечить четкую поддержку управления проектами», — подчеркивает заместитель финансового директора ОАО «ОКБ Сухого» Елена Барболина. В ОКБ с давних пор используется «классическая» линейно-функциональная структура управления (для реализации проектов создаются временные проектные команды из сотрудников штатных подразделений), поэтому ОКБ стремится выстроить систему управления проектами, позволяющую четко координировать работу проектных команд.
В ОКБ имеется свое опытное производство, поэтому «традиционные» EPR-функции ему также требуются. Кроме того, необходима интеграция ERP с другими системами, в частности со средствами календарно-сетевого планирования и программными комплексами, которые используют в своей деятельности конструкторы.
«Дебаты о том, нужна ли предприятию нашего типа ERP-система, шли достаточно долго и эмоционально, — вспоминает Барболина. — Даже рассылая приглашения к участию в тендере, мы и наши коллеги старались избегать аббревиатуры ERP, заменяя ее на формулировки ?требуемая функциональность системы? или просто ?решение?. Тем не менее большинство поставщиков решений предложили проекты создания информационной системы на основе одного из продуктов класса ERP — Oracle E-Business Suite, SAP R/3, BAAN и др.». После долгих раздумий руководство ОКБ приняло решение о развертывании комплексной системы управления предприятием на базе Oracle E-Business Suite. Соответствующий проект стартовал в 2004 году, в качестве консультантов в нем работают специалисты компании «Борлас-Ай-Би-Си».
В середине прошлого года началось формирование информационной инфраструктуры для проектного менеджмента. Созданием соответствующей системы, построенной на базе интеграции решений Open Plan компании Welcom Software, с проектными модулями Oracle E-Business Suite («Проектные контракты», «Проектный учет», «Управление ресурсами проектов»), занялись консультанты из ЛАНИТ.
Как известно, российский бухгалтерский и налоговый учет подвержен частым изменениям. «Заверения зарубежных компаний, которые внедряют ERP-системы, в том, что они смогут оперативно вносить изменения в соответствии с постоянно обновляющимися требованиями российского бухгалтерского учета, не вселяли в нас уверенности. Поэтому мы изначально решили, что бухгалтерская система должна быть российской. Адекватная поддержка изменений законодательства была в числе наших главных требований к ее разработчикам», — пояснила Барболина.
Многомерный учет
На большинстве машиностроительных предприятий основным объектом учета, управления и планирования является заказ или проект. В «ОКБ Сухого» типичный проект охватывает разработку или выпуск какого-либо изделия. К проекту «привязываются» все элементы учета. Принадлежность к конкретному проекту рассматривается как самостоятельный аналитический признак, который должен найти отражение во всех операциях, имеющих отношение к данному проекту, и может быть использован для изучения обстоятельств реализации проекта.
Размах работ, выполняемых в рамках проектного управления в «ОКБ Сухого», огромен. Только в 2005 году ОКБ вело 40 крупных программ НИОКР. В их реализации участвуют как проектные команды ОКБ, так и команды предприятий-соисполнителей, над выполнением каждой программы в среднем трудится от 70 до 300 предприятий-смежников. Сложность расчетов с соисполнителями и контрагентами обусловлена не только их большим количеством, но и разнообразием видов деятельности: предприятие выполняет научно-исследовательские, опытно-конструкторские и экспериментальные работы, связанные с созданием и модернизацией самолетов, разрабатывает авиационную технику для мелкосерийного производства, оказывает услуги по ремонту и поставкам запасных частей, осуществляет внешнеэкономическую деятельность.
Без внедрения автоматизированной системы бухгалтерского учета обеспечить оперативность и точность взаиморасчетов было бы крайне затруднительно. Применявшийся ранее фактически ручной учет с использованием электронных таблиц Excel был очень трудоемок и не позволял быстро и без ошибок рассчитывать себестоимость исследовательских, конструкторских и других работ в головном офисе и филиалах ОКБ. Между тем цена ошибки может оказаться слишком высокой — неточности в расчетах способны повлечь за собой большие финансовые потери, а также претензии со стороны контрагентов и фискальных органов.
Выбор ERP-системы — процесс длительный и сложный, в то время как ситуация с бухгалтерским учетом не позволяла затягивать принятие решения по этому вопросу, поэтому, не дожидаясь внедрения Oracle E-Business Suite, специалисты ОКБ были вынуждены приступить к выбору информационной системы для автоматизации бухгалтерского и налогового учета.
«Мы рассматривали три системы: «БОСС-Корпорацию», Platinum и «Парус». Руководствовались следующими главными критериями: наличием успешных проектов, поддержки СУБД Oracle, хорошего технического сопровождения. Кроме того, нас интересовали возможности «классического» консалтинга по внедрению ПО, вопросы интеграции с другими системами, имеющимися на предприятии, и послепродажное обслуживание (учитывая специфику нашего предприятия, мы понимали, что без доработок обойтись не удастся)», — вспоминает Барболина.
К тому времени основные решения, касающиеся выбора ERP-системы, уже были приняты: именно Oracle E-Business Suite легла в основу информационной управленческой системы предприятия, а СУБД Oracle стала корпоративным стандартом ОКБ десятью годами ранее.
«Надо сказать, что практически во всех системах, которые мы изучили, функции учета затрат были развиты слабо. Возможно, потому, что учет затрат — это область, которая сильно зависит от специфики конкретного предприятия, — считает Барболина. — Система «Парус» была ближе всего к нашим требованиям. Мы пришли к выводу о том, что объем доработок будет меньше, если мы выберем именно ее». Таким образом, выбор был сделан в пользу корпорации «Парус». Большое зна-чение сыграло и наличие у разработчика лицензии на выполнение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Финансово-хозяйственный бонус
В ходе проекта средствами «Паруса» были автоматизированы учет основных средств и нематериальных активов, банковских и кассовых операций, расчетов с подотчетными лицами, с поставщиками и заказчиками, товарно-материальных ценностей. Также автоматизированы учет затрат на производство, капитальных вложений, себестоимости и финансовых результатов НИОКР.
В середине первого квартала 2006 года ожидается запуск первой очереди интегрированного решения, охватывающего «Парус» (модули бухгалтерского учета и управления закупками, складом, реализацией), корпоративные системы управления проектами и календарно-сетевого планирования Open Plan, финансовые модули Oracle E-Business Suite и модуль управления персоналом.
«Сегодня мы имеем прозрачную систему позаказного учета, что очень важно для предприятия, выполняющего госзаказы для Минобороны России. Теперь для получения необходимой информации по конкретному заказу с любой степенью детализации требуется несколько минут», — говорит Дмитрий Млоток, заместитель главного бухгалтера ОАО «ОКБ Сухого». В настоящее время в три раза сокращены сроки предъявления затрат в различных разрезах для Министерства обороны, которое всегда выдвигало жесткие требования к их обоснованиям.
По мнению специалистов «ОКБ Сухого», удалось достичь высокого уровня контроля достоверности информации. Основной трудностью для бухгалтерских работников был расчет НДС. Пока расчет этого налога не был автоматизирован, бухгалтеры часто ошибались, что заметно повышало налоговые риски. Сегодня рядовые бухгалтеры от решения этой проблемы избавлены.
Автоматизация помогла предприятию устранить экономические потери, связанные с неучтенными затратами, в частности с незавершенным производством, не предъявленными заказчику в момент закрытия работ. Отсутствие возможности оперативно получать информацию о конкретном заказе приводило к ошибкам. Были случаи, когда затраты относили на уже «закрытые» заказы, по которым заказчик успел рассчитаться. Получить возмещение по этим заказам «задним числом» крайне сложно, практически невозможно: исполнитель теряет право на возмещение затрат, а полученная прибыль сокращается на количество неучтенных затрат. Эти затраты приводят к прямым потерям.
В 2002 году, например, такие потери в «ОКБ Сухого» составили 7 % оборота предприятия. Налоговая проверка за 2002 год выявила следующее: был проведен капитальный ремонт, все затраты собраны, но стоимость этого капитального ремонта своевременно на накладные расходы списана не была. Списание удалось сделать лишь в следующем отчетном году, это повлекло за собой штрафные санкции. «В системе «Парус» была сделана доработка, которая своевременно выявляла такие заказы. Тем самым мы исключили возможность подобных налоговых рисков», — не без гордости поясняет Млоток.
Удалось существенно ускорить и формирование отчетов по детальной расшифровке затрат по выполненным работам для финансового управления Министерства обороны (следует учесть, что количество оборонных заказов в рамках одной программы может доходить до сотни). Раньше на это у экономистов «ОКБ Сухого» уходило три месяца. Если финансисты заказчика находили какие-то ошибки, то процедура согласования повторялась. «Сейчас такой проблемы нет. Мы оперативно получаем качественную информацию по сводной группировке затрат вплоть до первичных документов, — говорит Барболина. — Автоматизация процесса учета затрат значительно облегчила работу с Министерством обороны».
Кроме того, финансово-хозяйственные службы акционерного общества обеспечены оперативной и достоверной информацией, что позволяет управлять налоговыми рисками, расчетами с дебиторами и кредиторами, себестоимостью и ценообразованием. Например, если раньше цифры по дебиторско-кредиторской задолженности можно было получить 15-20-го числа следующего месяца, то сейчас это осуществляется в режиме реального времени — по мере того, как регистрируются счета-фактуры и передается банковская информация.
В настоящий момент руководство «ОКБ Сухого» рассматривает возможность автоматизации транспортной логистики. Модуль «Автотранспорт» позволит учитывать время, которое отработали водители, осуществлять оперативный контроль состояния каждого автомобиля и, кроме того, усовершенствовать учет и списание горюче-смазочных материалов.
«ОКБ Сухого»
ОАО «ОКБ Сухого» — одно из лидирующих предприятий авиационной промышленности России в области проектирования авиационной техники различного назначения. В стенах ОКБ создано более 100 типов самолетов и их модификаций, более 60 из разработанных типов выпускались серийно. Своей миссией компания считает обеспечение конкурентоспособности продукции марки «Су» на международном и российском рынке за счет ее технического превосходства и эффективности конструкторских и технологических разработок. В качестве главной цели компания выбрала формирование в рамках холдинга «Сухой» компании — разработчика и координатора создания наукоемкой и высокотехнологичной авиатехники ХХI века. Прибыль компании в 2004 году составила свыше 1 млрд. руб.
Среди основных направлений, на которых компания планирует сфокусироваться в период до 2010 года, — проектирование перспективных боевых комплексов фронтовой авиации; обеспечение эволюционного развития и глубокой модернизации многофункциональных истребителей семейства ?Су? ; разработка сопутствующей интеллектуальной продукции и услуг, сопровождающих авиатехнику холдинга на протяжении всего ее жизненного цикла.