Бизнес и технологии
Новая волна
В течение следующего года ИТ-руководители должны уделить особое внимание тому, как новые технологии, например ведения виртуальных дневников (blogging) и Internet-радио (podcasting), влияют на бизнес, и быть готовыми к использованию этих технологий конкурентами - таково мнение аналитиков Gartner. Эти инновации ведут ко второй Internet-революции. Наступает период, когда бизнес не может быть удовлетворен лишь тем, что он доступен в режиме реального времени.
Похожая ситуация складывалась в начале тысячелетия, когда происходили большие перемены в использовании компаниями возможностей Всемирной паутины. В 2003 году бизнес почувствовал, что просторы Internet покорены. Сейчас надвигается новая волна таких технологий, и руководители должны изучить их возможности, прежде чем конкурирующие организации начнут их применять. Одна из важнейших задач - увидеть, как они могут сочетаться с уже используемыми компанией решениями.
Критически важный элемент
В связи с общим усложнением рыночных условий и ужесточением борьбы за клиентов многие компании уделяют в своих планах большое внимание постпродажному обслуживанию. Многие из них, в том числе сервис-ориентированные предприятия, ищут технологические решения для прогнозирования и оптимизации запасов запчастей, а также оценки соответствия уровня сервиса запросам заказчика.
Согласно исследованию Aberdeen Group, на большинстве предприятий (три четверти опрошенных) считают, что управление запасными частями (Service Parts Management, SPM) очень важно и даже критично для успеха компании.
Кроме того, 83% респондентов заявили, что эффективное управление ценами на запчасти принципиально для «финансового здоровья» их компаний.
Увеличение стратегической важности автоматизации SPM поднимает вопросы, касающиеся материальных выгод от автоматизации и критериев выбора наиболее подходящих приложений. В качестве самого важного критерия аналитики выделяют функциональность системы.
Как минимум, она должна включать планирование - возможность проверки наличия запчастей и их своевременной доставки клиенту; прогнозирование - возможность создания достаточно точных планов потребности в зап-частях; аналитику - возможность отслеживать тенденции в ценообразовании, спросе и т. п.
Новые решения старых проблем
Стареющие активы, меняющееся законодательство, растущие требования по безопасности поддерживают цены на решения для автоматизации управления активами предприятия (Enterprise Asset Management, ЕАМ) при общей тенденции к сокращению ИТ-бюджетов. Профессиональные менеджеры по управлению активами используют все доступные традиционные методы, и им нужны новые технологии для увеличения эффективности своей деятельности и сокращения ее стоимости.
Мировой рынок автоматизации управления активами предприятия, включая ИТ-активы, в текущий момент составляет 2,2 млрд. долл. и продолжит расти темпами 5% в год, к 2010 году достигнув 2,8 млрд. долл. По исследованию ARC Advisory Group, зрелость рынка в США и Европе создала много возможностей для поставщиков. Ожидания клиентов повысились, требуется больше консультационных услуг и улучшение сервиса.
Другие тенденции обнаруженные ARC, обусловливаются новыми технологиями, такими как Internet, беспроводные технологии, радиочастотная идентификация (RFID), а также растущими стандартами. Это отражается в развитии решений, предлагаемых ведущими поставщиками.
Усовершенствованные продукты способны обеспечить значительные преимущества для пользователей систем. Рынок ЕАМ, подстегиваемый данными тенденциями, вырастет на 10-20% в ближайшие годы, что станет ключевым фактором активности компаний на этом, вообще говоря, зрелом сегменте ИТ-рынка.
Технологии управления
Наболевшие вопросы крупных компаний
Самая большая проблема ИТ-директоров, согласно опросу, проведенному CIO Magazine, — это поиск и удержание талантливых специалистов. Любопытно, чем крупнее компания, тем этот вопрос актуальнее.
Так, большие сложности в кадровых вопросах отметили 20,6% респондентов. Среди фирм, имеющих более 5 тыс. сотрудников, этот показатель достигает 39%.
Другой заданный вопрос касался аутсорсинга, но ответы не выявили какой-либо серьезной тенденции. Около 47% опрошенных планируют отдать в аутсорсинг менее 1% ИТ-работ, а 21% предполагают привлечение аутсорсинга более чем для 10% работ. Аутсорсинг начинает восприниматься как обычное явление, но продолжает оставаться сценарием, доступным лишь крупным компаниям. Более мелкие компании это решение не слишком устраивает.
Техника безопасности
Безопасность как часть бизнеса
Уровень влияния специалистов в области безопасности на советы директоров растет, говорит исследование IDC. Причина состоит в том, что безопасность начинает рассматриваться как часть бизнеса, а не просто как ИТ-функция.
Глобальный опрос более 4 тыс. специалистов по безопасности показал, что 21% генеральных директоров являются высшей точкой ответственности в структуре компаний за безопасность - год назад эта цифра составляла 12%. Еще 11% опрошенных ответили более расплывчато - что ответственность лежит на ком-то из совета директоров.
Около 77% респондентов заявили, что в следующем году ожидают увеличения своего влияния на советы директоров. Причинами этой тенденции являются схожесть организованных атак на ИТ-системы и растущие требования со стороны регулятивных органов. Большинство специалистов по безопасности считают соответствие требованиям ISO 17799 важнейшим приоритетом.
Как результат быстрых изменений в профиле сектора безопасности, число квалифицированных сотрудников выросло на 9% по сравнению с прошлым годом и составило 1,4 млн. человек. Тем не менее по-прежнему ощущается их нехватка.
Главными зонами инвестиций в информационную безопасность компаний являются беспроводные технологии, предотвращение вторжений, управление доступом и восстановление после катаклизмов.
Мобильная мишень
В 2006 году будет наблюдаться рост вредоносных программ, ориентированных на мобильные устройства. Они могут нанести весьма ощутимый ущерб, так как очень малый процент мобильных пользователей применяют антивирусное программное обеспечение. Мобильные вирусы начали активно плодиться в прошлом году, и их рост, по оценкам исследовательской лаборатории McAfee, идет в 10 раз быстрее, чем обычных компьютерных вирусов.
Более того, мобильные вирусы потенциально более опасны, потому что способны чрезвычайно быстро распространяться. Причиной этого служит именно пренебрежение использованием антивирусного программного обеспечения. По данным McAfee, Internet-пользователи просто не осознают, что мобильные устройства могут являться таким же объектом атаки, как и обычный компьютер.
Для компьютерных пользователей также есть нехорошие новости. В 2005 году наблюдался рост числа потенциально нежелательных программ (их стало на 40% больше), и в 2006 этот рост продолжится. Многие промышленные группы и государственные органы предпринимают активные меры по противодействию таким программам, что может несколько снизить наносимый ими вред.
Языком цифр
Мобильность транспорта
Мобильные технологии становятся инструментом, помогающим транспортным компаниям соответствовать постоянно возрастающим требованиям клиентов. Все без исключения операторы вынуждены предлагать сервис с жестко определенными сроками, собирать большое количество данных во время перемещения товаров и предоставлять широкий спектр информации клиентам.
Как показывает исследование компании Aberdeen, почти три четверти операторов считают мобильные технологии ключевым инструментом достижения конкурентных преимуществ. Кроме того, 87% опрошенных сказали, что усовершенствование обслуживания клиентов с использованием мобильных средств оправдало или даже превзошло их ожидания. Некрупные транспортные компании в результате применения этих технологий в среднем достигают 10% роста за счет эффективности использования транспорта, своевременной доставки и качества обслуживания.
Перевозчики планируют увеличить использование мобильных технологий независимо от текущего уровня их использования. Целых 80% опрошенных уже имеют заложенные в бюджет проекты в двух и более областях, таких как средства общения водителей, сбор информации о добавленной стоимости или автоматическая локация транспортного средства.
Сюрпризом стало то, что, согласно результатам исследования, 68% респондентов планируют использование технологий RFID уже в ближайшее время, хотя к настоящему моменту только 9% провели пилотные проекты, еще у 20% проекты по внедрению RFID учтены в бюджете.
МЭРТ предсказывает рост ИТ-рынка
Андрей Баутов
В период 2006-2008 годов опережающий рост сферы связи и информационных технологий является необходимым условием для повышения темпов конкурентного развития экономики, производительности труда, уровня жизни населения, решения вопросов занятости населения. В прогнозируемый период предусматривается дальнейшее развитие сетей подвижной связи, Internet, передачи данных, IP-телефонии, интеллектуальных сетей, внедрение управленческих информационных систем. На реализацию инвестиционных задач отрасли в 2006 году предполагается направить 160,5 млрд. рублей капитальных вложений, в 2007 году - 181,4 млрд. рублей, в 2008 году - 201,3 млрд. рублей.
Объем инвестиций в основной капитал в 2008 году по отношению к 2004 году в целом по отрасли увеличится в сопоставимых ценах в 1,2-1,3 раза. Основными источниками станут собственные средства предприятий и привлеченные средства (кредиты банков, заемные средства других организаций). Потребность в средствах федерального бюджета в прогнозируемый период составляет 12-16%.
МЭРТ отмечает, что в последние годы сфера информационных технологий развивается в направлении дальнейшего совершенствования национальной информационной инфраструктуры, расширения использования информационных ресурсов, новых информационных технологий. Развитие сферы информатизации связано с необходимостью создания информационного общества, превращения российского сектора информационно-коммуникационных технологий в одну из основных движущих сил страны.
К 2008 году объем рынка информационных технологий составит 432,3-485,4 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с 2004 годом в сопоставимых ценах в 1,2-1,3 раза.
Наибольшую долю (60%) в объеме продаж в 2008 году составят аппаратные средства, включающие настольные и мобильные персональные компьютеры, серверы, сетевое и коммуникационное оборудование, комплектующие, расходные материалы и др.
Наиболее перспективными направлениями развития ИКТ могут стать разработка новых технологий, создание программного обеспечения, в том числе по заказу для зарубежных компаний, организация которого не требует больших инвестиций в инфраструктуру. Рынки услуг и аппаратных средств также значительно вырастут, но их доля в составе рынка информационных технологий к 2008 году снизится до 25,7 и 59,8% соответственно.
Структура рынка информационных технологий |
Берегите персональные данные
Игорь Елисеев
Департамент правового обеспечения Мининформсвязи РФ готовит ряд законопроектов, имеющих прямое отношение к сбору, хранению и обработке информации. Прокомментировал ситуацию директор департамента Михаил Якушев.
Какие последствия для предприятий и организаций различных отраслей будет иметь принятие новых законодательных актов, касающихся работы с информацией?
По-видимому, здесь нужно вспомнить закон «О персональных данных» и то, какие аспекты работы с этими данными предстоит пересмотреть. Действительно, изменения произойдут очень серьезные, и последствия от применения этого закона будут носить для всех как организационный, так и психологический характер. При работе с персональными данными теперь должен учитываться такой важнейший принцип, как согласие лица, являющегося субъектом персональных данных, на сбор и обработку информации о нем. Клиенту уже нельзя отказать в предоставлении каких-либо услуг на том лишь основании, что он не согласен представить продавцу свои персональные данные.
Классический случай, который сразу приходит на ум, это получение покупателями дисконтной карты в универмагах. Одно дело, когда покупатель купил товар на определенную сумму и получил за это дисконтную карточку, а другое дело, если продавец требует заполнить какую-либо анкету, где указываются контактные телефоны, адрес проживания, ежемесячный доход и другая информация, которая будет использована в маркетинговых целях. Человек вправе знать, с какой целью собираются персональные данные, предполагаемый режим их использования, какие меры по защите установлены в той системе, где обрабатывается и хранится информация личного характера. Организация, запрашивающая такие сведения, обязана это все ему разъяснить. Кроме того, законом предусматривается регистрация в уполномоченном государственном органе всех информационных систем, имеющих дело со сведениями личного характера, с тем чтобы избежать необоснованного либо избыточного сбора персональных данных. Соответственно, при регистрации будет поставлен вопрос о принятых мерах по защите данных в информационной системе. Необходимо, чтобы эти меры были адекватными ситуации, позволяли выявлять источник возможной утечки и виновных в утечке информации. Уполномоченные органы будут проверять соответствие деятельности по сбору персональных данных требованиям закона.
Итак, теперь всем следует четко понимать, в каких случаях действительно необходимо собирать персональные данные, а в каких без этого можно обойтись. Скажем, для прохода на территорию какого-то предприятия достаточно предъявить охраннику паспорт. Никакого сбора персональной информации в этом случае не происходит. Но дело обстоит совсем по-другому, если охранник начнет переписывать паспортные сведения в свой журнал или заносить их в компьютер. При желании потом эту базу данных посетителей можно будет продать. Никакой логики в таком переписывании данных я не вижу.
Появятся ли в новых законодательных актах статьи, которые заставят предприятия более аккуратно относиться к своим данным (например, усилить меры по защите сведений о клиентах, представляющих коммерческую тайну, и пр.)? Насколько эти меры будут схожи с теми, что появились в последнее время в законодательстве США (закон Сарбейнса-Оксли и пр.)?
Да, как раз об этом я только что говорил. Придется пересмотреть состав персональных данных, которые собираются разными организациями, получить согласие от граждан на их сбор, а в случае передачи базы данных третьему лицу - письменное согласие всех граждан, чьи данные занесены в систему. Ведь все вопросы, связанные с обработкой персональных данных, - это отношения между двумя субъектами права, владельцем этих данных и оператором соответствующей информационной системы. Если речь заходит о передаче их кому-то еще, необходимо иметь письменное согласие владельца персональных данных, в противном случае любой человек вправе предъявить претензии к оператору информационной системы по поводу их несанкционированной утечки.
Разрабатывая свою законодательную базу, мы учитывали европейские директивы и законодательство США, в том числе в части, касающейся сроков хранения информации и обязанностей по ее уничтожению. У нас имеется несколько экспертных заключений, свидетельствующих, что закон, принятый Госдумой в первом чтении, соответствует мировым стандартам.
Какие возможности предоставит новое информационное законодательство предприятиям для борьбы с инсайдерами — штатными сотрудниками или представителями контрагентов, организующими преднамеренные утечки информации, которая может быть использована во вред предприятию или его контрагентам?
Вопрос о противодействии инсайдерам к нашему ведомству не имеет прямого отношения; выработкой соответствующих законодательных механизмов занимается Минфин или МЭРТ. Безусловно, все, что вы перечислили в своем вопросе, должно быть запрещено. Необходимо обеспечить запрет на инсайдерскую информацию, способную нанести вред той организации, в которой работает инсайдер. Но эта проблематика уже не имеет непосредственного отношения к закону о персональных данных. cio.ru
Игорь Елисеев - главный редактор журнала «Сети», ieliseev@networld.ru