Огромная номенклатура запчастей для модельного ряда, сложность ведения дел в автосервисах и автосалонах и развитие филиальной сети требуют применения в серьезных интегрированных решений в автобизнесе.
Крупные российские предприятия нефтегазового комплекса, металлургии, добывающих отраслей, машиностроения уже внедряют интегрированные системы управления предприятием. Логично предположить, что следующими глобальной информатизации подвергнутся предприятия малого и среднего бизнеса. Для них не менее важно иметь оперативный доступ к актуальной и достоверной информации для принятия своевременных бизнес-решений. Что несет с собой информатизация, обернется ли она затратами для предприятия или это эффективные инвестиции?
Выбор сделан?
На сегодняшний день торговля автомобилями — один из самых динамично развивающихся платежеспособных рынков. Чтобы определить наиболее предпочтительные направления по созданию отраслевых решений для средних предприятий, эксперты Межвузовского центра информационного менеджмента совместно с представителями Международной ассоциации дилеров (МАД) проанализировали, с одной стороны, объем потенциального, платежеспособного рынка в автодилерстве, с другой — наиболее известные решения и интегрированные системы для этих компаний и центров технического обслуживания автомобилей.
К сожалению, по нашей оценке, две трети из 560 компаний исследуемой генеральной совокупности (база данных Международной ассоциации дилеров) по уровню информационного и профессионального обеспечения несопоставимы с промышленными предприятиями, плохо представляют, какой эффект дают ERP-системы для бизнеса, и обходятся учетными системами, такими как «1С:Бухгалтерия», «Автосервис» (система компании «БК-Софт»), собственными разработками, и, как правило, программами доступа к складам компаний-производителей автомобилей. Около 20% проанализированных компаний сочетают свои разработки с перечисленными программами. И только 3% внедряют системы управления предприятием класса MRP/MRP II, ERP.
Помимо учетной системы в компании может стоять «фирменная» система заказа автомобилей или запчастей у производителя, а также, как правило, несколько регулярно обновляемых специализированных каталогов запчастей (у региональных дилеров они не всегда автоматизированы). На сегодняшний день стала актуальной задача интеграции этого разнородного программного обеспечения. Таким образом, с одной стороны, есть спрос на информационные продукты, с другой — традиционно встает вопрос о выборе системы.
Казалось бы, зачем вообще автодилерам системы класса MRP, ERP? «Однако, если проанализировать их бизнес с точки зрения стоящих перед ними задач, объемов продаж, связей с другими компаниями (сбытовой сетью), то станет ясно, что автобизнес нуждается в автоматизации и применении систем класса MRP II/ERP как никто другой» — считают руководители Международной ассоциации дилеров (МАД) [2]. Огромная номенклатура запчастей для модельного ряда, сложность ведения дел в автосервисах и автосалонах, развитие филиальной сети автосалонов и станций технического обслуживания (СТО) требует применения серьезных интегрированных решений.
Для крупных автодилерских компаний, таких как «?Гема», «Трейдинвест», «Ауди АГ», «Панавто», «ЛогоВАЗ-Беляево», «Автофорум», «Инком-Лада» и т. д., характерны те же бизнес-процессы, которые присущи крупным промышленным предприятиям и холдингам.
Опрос руководителей и топ-менеджеров автодилерских предприятий по применению отраслевых интегрированных решений [2] показал, что сегодня на рынке автоторговли пользуется спросом ряд систем: «Автосервис», Incadea, R/3, AIS@, InsTrok «Специализированное решение для автодилеров», IFS Appications, infor:com, «Парус» и ряд других.
Не рассматривая подробно достоинства и недостатки этих программных продуктов, можно отметить общие тенденции в использовании той или иной отраслевой функциональности.
- Нет автокомпаний, которые бы не использовали такие общие модули, как "Бухгалтерия", "Финансы", "Кадры" и т. д. Однако автодилеры все больше выбирают те системы, где имеется эффективная реализация и полный алгоритм расчета калькуляции себестоимости (запчасти плюс ремонт).
- Для дилеров западных компаний обязательным условием является стыковка с компанией - поставщиком автомобилей. Это требование должно обеспечиваться в предлагаемой компанией-разработчиком функциональности именно в рамках интегрированного решения. Поэтому в этих случаях важно включение модуля "Импортер-Дилер", который обеспечивает взаимодействие по поставкам между дилером, импортером и производителем и доступность на складах поставщиков.
- Многие разработчики интегрированных систем управления предприятием (например SAP, Microsoft Business Solutions и ряд других) предусматривают стыковку с другими подсистемами, в частности, предоставляя пользователю возможность связи и обновления в реальном режиме времени фирменных каталогов запчастей производителя автомашин, справочников и технологических норм времени (технологических карт), динамики изменения складов. В условиях ужесточения борьбы за клиента оперативность этой информации исключительно важна для компании [2].
Руководители компаний-дилеров АО «АвтоВАЗ» (именно эти компании составляют костяк МАД) заинтересованы в интеграции используемых систем управления с программным обеспечением «АвтоВАЗа» для оперативной координации работы в области финансовой и транспортной логистики, построения интегрированной отчетности.
Почти половина из опрошенных руководителей автодилерских компаний на первое место поставили наличие в системах управления предприятием эффективных алгоритмов прогнозирования продаж автомобилей и запчастей по регионам.
В каждой из представленных на российском рынке системе управления предприятием, ориентированной на автоторговлю, есть интересные решения.
Так, система компании «1С:Рарус», созданная на базе платформы «1С:Предприятие», применяется почти в 40% компаний — автодилеров и предприятий автосервиса. В ней имеется технологичный алгоритм учета автомобильных шин по набору характеристик: типоразмерам (радиус, ширина, высота); профилям (радиальный, диагональный и т. п.); сезонности; индексам нагрузки и скорости. В программе имеется возможность вести контроль сборки и разборки агрегатов (комплектов) с учетом накладных расходов, реализован удобный способ учета консигнации (реализации) автозап-частей. Кроме того, система поддерживает возможность учета текущего, гарантийного ремонта, предпродажной подготовки и тюнинга.
Линейка продуктов компании АИС@ применяется многими крупными предприятиями, поскольку ее проекты делаются для бесспорных лидеров автобизнеса, например автокомпании «Элекс-Полюс», Major Auto, «Автолайт» и ряда других. В этих продуктах имеется очень интересное решение: встроенная база данных рецептов приготовления красок в зависимости от типа краски, ее базы, кода, моделей автомобилей, рецептурные справочники, справочники по кодам красок; описан бизнес-процесс учета заказов краски «на вынос», степени готовности данных заказов и т. д.; реализованы учет и списание красок, цветовых компонентов, расходных материалов, контроль за движением товаров на складе кузовного цеха. Можно также отметить интересную реализацию модуля анализа бизнес-процессов по всем видам деятельности автосервиса. Кроме того, компания заявляет о наличии решений для автохолдингов.
Система Incadea (разработка одноименной компании, созданная на базе платформы Microsoft Business Solutons-Navision) обладает гибким интерфейсом и быстрой настройкой отраслевых решений. Предусмотрено использование режима реального времени при подготовке заказов для связи с компанией-производителем. Следует также отметить сильный модуль финансового анализа.
Функциональность, реализуемая другими поставщиками ПО, такими, как КФС (можно отметить внедрение IFS Applications в компании «АЗР Автомобиль — Звезда Руси»), «ЭпикРус» (внедрение infor:com в компании ROLF Holding и «Лионъ») является предметом дальнейшего анализа, и будет представлена нашим читателям после окончания больших проектов, которые ведут эти компании.
Для оценки решений различных компаний-производителей информационных систем Межвузовским центром информационного менеджмента, проводившим анализ, использовалась методика оценки степени автоматизации через коэффициент автоматизации [3]. Физический смысл коэффициента автоматизации заключается в учете влияния функциональных возможностей и ТСО, выбранной комплексной информационной системы на эффективность ее использования в бизнес-решениях компании.
Результаты расчета коэффициента автоматизации 150 автодилерских компаний позволили сделать следующие выводы.
Прежде всего, конкуренция программных решений на рынке автодилерства заметно ужесточится, поскольку бюджет более половины компаний-автодилеров позволяет приобретать серьезные системы, и туда устремятся производители программных продуктов в борьбе за рынок средних предприятий. Уже сегодня производители программного обеспечения могут предложить много интересных комплексных решений.
С другой стороны, в отличие от крупных промышленных предприятий, большинство руководителей автодилерских компаний еще не оценили эффективность комплексной информатизации на основе интегрированных систем управления. От того, насколько подготовлено руководство таких предприятий к пониманию проблем информационных технологий, будет зависеть скорость принятия решений по выбору интегрированных систем управления и, соответственно, темпы нарастания интенсивности предложений программных продуктов.
Автодилерские компании привыкли к быстрому возврату инвестиций. Поэтому даже самые крупные из них выделяют на автоматизацию не более 2-4% своего бюджета, причем на ERP-системы выделяется примерно треть этих средств. Руководителям, которые готовы пойти на реорганизацию имеющихся собственных систем управления предприятием или на внедрение новой системы, консультанты как раз и должны демонстрировать, что такие проекты являются не затратными, а инвестиционными. Судя по результатам опросов руководителей автокомпаний [1], менеджеров этого уровня особенно интересует, когда вернутся вложенные на автоматизацию средства, какой будет получен эффект с точки зрения увеличения доли рынка и повышения конкурентоспособности.
Важным доводом в пользу внедрения интегрированной системы управления компанией становится повышенный интерес автодилеров к управлению отношениями с клиентами (CRM) и вопросы безопасности данных, имеющих особую значимость для «белых» дилеров в конкурентной борьбе [2].
Все больше автокомпаний интересуются полноценными технологиями Internet-порталов для создания объективных конкурентных преимуществ, позволяющих, с одной стороны, разгрузить подразделения по продажам и приему заказов, с другой — организовать более качественный сервис для партнеров, например при заказе запчастей, постоянно расширяя ассортимент сопутствующих товаров, аксессуаров для автомобиля.
По прогнозам экспертов ряда компаний и организаций (МАД, Market-Visio, Moody`s | KMV), в ближайшие годы число автомобилей в стране возрастет, а сами автокомпании постепенно будут приходить к пониманию роли информационных технологий в конкурентной борьбе, в проблемах автострахования, автоматизации СТО [2].
Многие компании, занимающиеся торговлей и техническим обслуживанием автомобилей, представляют собой холдинги разнообразной отраслевой направленности: торговля продуктами, автоперевозки, операции с недвижимостью и т. д. (К таким холдингам относятся, например, компании «Гема», «Трейдинвест», «Элекс-Полюс» и многие другие). Решения для автодилеров, представленные компаниями «1С-Рарус», MBS Incadea, infor:com и т. д., не имеют отраслевых версий, удовлетворяющих бизнес-процессам таких холдингов. Возможно, в скором времени следует ожидать предложения специализированных решений для холдингов, важную составляющую бизнеса которых представляют автодилеры.
Для повышения эффективности технологии управления автокомпаниями можно в рамках таких решений предложить рассмотреть специализированный подход к выбору путей автоматизации. Для отдельных автопредприятий нижнего уровня холдинга это могут быть быстро внедряемые, тиражируемые решения — например, такие системы, как mySAP All-in-One, InsTrok, AISC и ряд других. На верхнем уровне — корпоративная система для сбора и обработки интегрированной информации, контроллинга, построения OLAP-отчетов. Такой системой может стать, например, R/3, на основе которой за последние два года был создан ряд интересных решений, в том числе в компании «Даймлер-Крайслер — Автомобили РУС», либо система IFS, развернутая в компании «АЗР Автомобиль — Звезда Руси».
Идеология двухуровневой автоматизации в целях полнофункционального интегрированного управления и комплексной поддержки сложных бизнес-процессов автодилерских компаний на базе мощного инструментария существующих информационных сред позволит представить внедрение интегрированной системы как инвестиционный проект с быстрой окупаемостью и возможностью эффективного развития как автодилеров, так и других направлений бизнеса компаний.
Литература
- Анализ уровня развития тенденций информационных технологий в автодилерстве. Отчет Межвузовского центра информационного менеджмента. - М.: Синергия, РЭА им. Плеханова, 2003. - 89 стр.
- Выступление А. В. Миронова, генерального директора МАД.- Тольятти: материалы ежегодной сессии МАД. - Инфомад, 2003.
- Безкоровайный М. М., Львов В. М.. Инструментально-моделирующий комплекс для оценки качества функционирования информационных систем. - М.: Синтег, 2000. - 120 с.
Сергей Бажуткин — генеральный директор компании «Звездный-Лада», член Международной ассоциации дилеров
Софья Кузнецова — профессор, руководитель Межвузовского центра информационного менеджмента, sof-kuznecova@yandex.ru, sofia@immc.ru
Марина Колбецкая — доцент РЭА им. Плеханова, эксперт Межвузовского центра информационного менеджмента
Специфика предложения
Оптимальное решение в области автоматизации управления предприятием должно сочетать в себе высокую производительность, масштабируемость и требуемую функциональность. Выбор осуществляется, как правило, по следующим аспектам: наличие функциональных модулей, покрывающих все бизнес-процессы предприятия, возможность внедрения с минимумом риска и при определенных гарантиях для достижения планируемого результата, системная поддержка при внедрении и продуктивном использовании системы.
Как показывает анализ, из 85 компаний-производителей программных продуктов [1], предлагающих свои решения на российском рынке автоматизации управленческой деятельности, у 50% предприятий, в зависимости от отраслевой принадлежности, есть возможность выбора от 8 до 30 различных решений по автоматизации бизнеса. Это не мало, но и не много, так как этот выбор осуществляется не только в терминах бизнеса, но и «конвертируется» в технические и экономические требования к информационным системам.
Однако большинство программных продуктов и решений сосредоточено в традиционно экономически мощных отраслях. Для средних предприятий, в частности занимающихся продажей автомобилей, на рынке информационных технологий значительно меньше предложений, около десятка, как от западных, так и от российских компаний-производителей.
Расчет коэффициента автоматизации автодилеров
На рисунке представлен итог расчета коэффициента автоматизации (Кавт) для семи автокомпаний, использующих комплексные информационные системы.
- "АЗР Автомобиль Звезда Руси" IFS.
- "Автоцентр Шкода" - собственные разработки автоматизации бизнес-процессов.
- Musa motors "Автосервис".
- "Tойота Моторс", Екатеринбург Incadea.
- СИМ Incadea.
- "Автолайт" AISC, АИС@.
- ЗАО "Даймлер-Крайслер Автомобили РУС" - SAP R/3.
Коэффициент автоматизации автокомпаний |
Кавт = < Средний уровень автоматизации> х <Средняя оценка КИС> / 100%
Интегральный показатель «средняя оценка КИС» рассчитывался с учетом вероятностной оценки функционирования комплексной информационной системы на единицу затрат по проекту. Показатель «средний уровень автоматизации» рассчитывался в соответствии с количеством внедренных функциональных модулей и степенью их вклада в окупаемость инвестиций в информационные технологии.
Кавт является показателем, учитывающим большинство факторов, связанных с внедрением информационных систем.
Главное — понимать преимущества
Алексей Втулкин, начальник отдела вычислительных систем ЗАО "АЗР Автомобиль — Звезда Руси" |
Компания "АЗР Автомобиль — Звезда Руси" является официальным дилером концерна DaimlerChrysler по автомашинам марки Mercedes-Benz и работает на автомобильном рынке более десяти лет. За это время наши информационные системы менялись дважды. Сейчас запущена в промышленную эксплуатацию уже третья — шведская ERP-система IFS. Участвуя в каждом из проектов, я пришел к выводу, что автодилеры в ближайшее время будут использовать два типа систем: специализированные разработки отечественных компаний и западные пакеты класса ERP. Первый тип — для мелких и средних дилеров, второй — для автодилеров, чей бизнес не ограничивается только продажами автомобилей, а эффективность управления бизнес-процессами напрямую зависит от комплексной информатизации на основе интегрированных систем управления.
Большую роль в выборе типа системы всегда играли величина оборота компании-дилера, количество предлагаемых им брэндов, позиция производителя по отношению к своим дилерам. Важна также готовность руководства идти на финансовый риск и осуществлять возможные реорганизации. Главное, на мой взгляд, — понимание руководством тех преимуществ при предоставлении необходимых данных в режиме реального времени, которые могут дать информационные системы. И здесь шансы ERP, конечно, выше, поскольку в таких системах уже на этапе проектирования закладывается методология ведения бизнеса в более широком смысле, чем только продажи и обслуживание автомобилей.
На наш выбор в пользу IFS повлияла ее открытость, хорошие возможности по ее настройке, а также имя компании, занимающейся продвижением системы на рынке. Внедрение не обошлось без определенных трудностей, особенно это коснулось подразделения бухгалтерского учета. Была произведена реорганизация этого отдела, продиктованная открывшимися возможностями системы. Модули IFS, реализующие управление материальными потоками и работой станций технического обслуживания, настраивались и дорабатывались соответственно нашим процессам.
Весь ход внедрения подтвердил далеко не новое правило о необходимости постоянно работающей проектной группы, включающей топ-менеджмент компании. Если такая группа создана и работает, то трудно ошибиться в выборе ERP.
Мечты и реальность
Компания "Независимость", официальный дилер концерна Volvo, применяет в своей практике решение на базе Microsoft Business Solutions-Axapta, созданное компанией Columbus IT Partner. Сергей Корбан, руководитель проекта внедрения системы управления предприятием компании "Независимость", в числе ключевых преимуществ решения отмечает реализацию концепции единого информационного пространства, функционально насыщенные логистический и финансовый контуры, с помощью которых удалось обеспечить ИТ-поддержку сложного учета в холдинге, а также возможности модификации решения для удовлетворения потребностей компании. Вот как оценивает Корбан ситуацию в области автоматизации предприятий-автодилеров.
— В России весьма сильны ожидания купить решение "под ключ", хотя из практики возведения домов известно, что это мечты... Обустроить бизнес сложнее, чем построить дом, потому что бизнес не только подвержен внутренним изменениям, но и перемены во внешнем окружении (ни для кого не секрет, как непостоянно наше законодательство) также сильно влияют на него.
Можно много говорить о необходимости наличия в обсуждаемых решениях функциональности связи с системами производителей автомобилей в реальном времени (мечта, поскольку эти системы плохо приспособлены к такой интеграции). В то же время внутри компаний царит хаос, который может и должен быть упорядочен посредством применения систем класса ERP, обладающими достаточно жесткой логикой учета деятельности компании.
Что касается потребностей холдинговых структур (а практически все основные игроки российского рынка автомобильных дилеров являются таковыми), то отраслевое решение на основе MBS Axapta было создано для удовлетворения потребностей именно таких дилеров. Практический опыт применения подобного решения говорит о том, что автодилеры до конца не осознают важность и срочность такого подхода в условиях нарастающей конкуренции.
В числе наиболее важных критериев выбора готовых решений должны быть отраслевая функциональность, финансовый учет результатов деятельности в реальном времени, возможность развития системы, платформа, на которой создана система, а также сроки и стоимость внедрения. Также можно значит готовность предприятия-заказчика к переменам и его ответственность за конечный результат выполнения проекта.
— cio.ru