Государственные учреждения и структуры наверняка входят в круг наиболее крупных «корпоративных» пользователей информационных технологий в нашей стране. Государство уделяет этому внимание.
Государственные учреждения и структуры наверняка входят в круг наиболее крупных «корпоративных» пользователей информационных технологий в нашей стране. Государство уделяет этому внимание. Доказательство тому — Федеральная целевая программа «Электронная Россия». Расходы на ее реализацию должны составить десятки миллиардов рублей.
Значительные средства тратятся на ИТ и в субъектах федераций, и на уровне муниципальных структур и местных органов самоуправления. Причем, по нашим наблюдениям, ИТ-проекты наиболее активно осуществляются там, где местное руководство хорошо понимает, какую пользу ИТ могут принести госструктурам, и поэтому является горячим сторонником их автоматизации.
Между тем они могут дать многое: рост производительности труда сотрудников и уменьшение числа ошибок, повышение масштабов и качества учета госсобственности, сокращение издержек на управление, на работу с населением, на закупку всевозможных товаров для нужд госорганов, появление возможностей для оказания населению новых (в том числе платных) услуг, а также многое другое.
Проблемы автоматизации госструктур давно известны. На наш взгляд, в числе ключевых трудностей — проблемы финансирования, быстро стареющая нормативно-законодательная база и разрозненность между различными госструктурами. Следствиями этих проблем становятся нехватка квалифицированных ИТ-специалистов, морально и физически устаревшая инфраструктура, большие организационные усилия и затраты времени на интеграцию ИТ-систем отдельных структур и ведомств друг с другом и прочие.
Проблема финансирования — непростая, но, пожалуй, не самая страшная. Если ИТ-кадры имеют достаточно высокий уровень квалификации, то, как правило, они способны предоставлять нужные ИТ-услуги и при необходимости создать весьма оригинальные решения за приемлемые для государства деньги. (Хотя, конечно, чудес ждать не следует: если денег крайне мало, то едва ли можно рассчитывать на сколько-нибудь приемлемый уровень качества ИТ-служб.)
Устаревшая нормативно-законодательная база — серьезное препятствие в использовании ИТ. Внутри отдельно взятых госструктур имеется возможность использовать электронно-цифровую подпись, выдачей и подтверждением которой занимаются внутренние сертификационные центры. Аналогичный механизм «электронной печати» может быть использован и внутри «корпоративных» сетей. Несколько проблематичнее дела обстоят с бизнес-процессами, которые регламентируются нормативно-законодательной базой, рассчитанной исключительно на использование бумажных документов. Применение ИТ порой меняет их настолько сильно, что требуется внесение изменений в целый ряд нормативных актов.
Неприятная, но тоже вполне преодолимая проблема — разрозненность между отдельными госструктурами. Чтобы наладить электронный обмен информацией требуется преодолеть массу разногласий и противоречий между структурами власти и управления. Тем не менее известно немало случаев, когда госструктуры смогли договориться между собой и обеспечить информационный обмен (нередко взаимовыгодный) по отдельным направлениям работ. Как правило, об этом удается договориться структурам одного уровня (например, муниципального или уровня субъекта федерации).
Особо хотим отметить роль ИТ-руководителя в госорганизациях. От его организаторского, управленческого и технического таланта зависит очень многое: и подбор кадров, и объемы финансирования, и качество ИТ-услуг, и использование ранее созданной ИТ-инфраструктуры, и интеграция решений, и информационная безопасность.
Нужна ли такому руководителю информационной службы ИТ-стратегия? Мы полагаем, что нужна. Едва ли возможно обеспечить высокое качество работы ИТ-службы, не имея перед собой четких ориентиров и занимаясь исключительно «тушением пожаров» и латанием самых дряхлых «дыр». Надеемся, что наши материалы, посвященные ИТ-стратегии, помогут руководителям ИТ-служб выстроить свои планы по автоматизации госструктур.