Регина Касонато: «Мы рекомендуем заказчикам тщательно контролировать архитектуру и планы развития ИТ и не доверять полностью эти вещи» сторонним поставщикам услуг» |
С ней беседует научный редактор еженедельника Computerworld Россия Михаил Зырянов.
Вы были свидетелями дискуссии, которая прошла в рамках первого российского CIO Форума. Какое впечатление произвели на вас здешние ИТ-менеджеры?
Я поняла, что ваши специалисты согласны с тем, что ИТ в настоящее время играют важную роль и что эту самую мысль необходимо донести до сознания высших руководителей предприятий-заказчиков. Ваши компании сейчас проходят сквозь полосу все более ускоряющихся изменений. Это становится для них серьезным испытанием — непросто бывает внедрять ИТ, поскольку этот процесс ведет к значительным переменам в работе простых пользователей. На мой взгляд, это явление представляет собой дополнительное испытание для директоров ИТ-служб. Их коллегам в Европе не приходится сталкиваться с такой скоростью и такими объемами изменений.
На большинстве предприятий статус ИТ-подразделений невысок. Руководители ИТ-служб обычно не являются менеджерами высшего уровня, не входят в совет директоров и по своему положению не могут существенно влиять на управление бизнесом предприятия в целом. Есть ли у них какие-либо способы продемонстрировать важность и пользу ИТ высшему руководству предприятия?
На мой взгляд, есть несколько факторов, играющих в данном случае существенную роль. Во-первых, это область индустрии, в которой работает компания. Например, ИТ играют очень важную роль в компаниях из сферы финансового бизнеса. Степень зависимости этих компаний от ИТ растет с каждым днем. Одновременно растут и возможности для демонстрации важности и полезности ИТ в финансовой сфере.
Важно также, какой продукт выпускает и продает предприятие. Если этот продукт является информационно насыщенным, то возможности для демонстрации мощи ИТ достаточно велики.
Наконец, играет роль внутренняя культура организации. Важно, чтобы ИТ-менеджер рассказывал своему руководству не только о возможностях технологий, но и о том, какую пользу они могут принести бизнесу конкретного предприятия, как они могут помочь в повышении эффективности работы персонала, в использовании интеллектуального капитала предприятия, как с помощью ИТ можно повысить степень удовлетворенности заказчика, эффективность поставщика. Кроме того, важно добиться эффективного использования ИТ, нужно научить пользователей с максимальной пользой применять их в своей работе.
Наряду с внутренними факторами будет расти и роль внешних, связанных с взаимовлиянием ИТ-систем поставщиков. Например, если компания работает в бизнесе авиаперевозок, то она должна быть уверена, что, скажем, «Проблема 2000» решена не только внутри нее самой, но и у партнеров по бизнесу, в том числе у других авиакомпаний. Компания не имеет рычагов прямого воздействия на партнеров, однако косвенное влияние на них, разумеется, окажет.
Значение ИТ-менеджера и дальше будет расти, особенно усилится его роль в управлении инфраструктурой предприятия и управлении знаниями. Кабели, сетевое оборудование, ИТ-услуги станут такой же естественной частью инфраструктуры, как, например, электропитание. На ИТ все больше будут замыкаться другие службы предприятия. На плечи ИТ-директора ляжет забота о том, чтобы ИТ-инфраструктура работала бесперебойно 24 часа в сутки все дни недели. Будет также расти роль ИТ-директора в управлении знаниями и информацией, в повышении эффективности их использования, ускорении прохождения в жизнь инноваций.
Хочу обратить внимание еще на одну деталь. Как правило, поставщики систем и поставщики услуг представляют своим заказчикам портфели решений. Такое положение дел ведет к изменению требований к руководителю ИТ-службы. Все меньше нужны ИТ-менеджеры, имеющие узкую квалификацию (знающие, например, как установить конкретный сервер или как настроить данный маршрутизатор). И все больше необходимы знания по управлению поставщиками, управлению проектами, управлению навыками сотрудников ИТ-отдела и прочему.
От руководителей российских компьютерных компаний мне довелось много слышать о просветительской работе, которую они ведут среди заказчиков, доказывая им, какую реальную пользу могут принести ИТ их бизнесу. Считаете ли вы правильным то, что эту работу осуществляют именно компьютерные компании, или было бы лучше, если бы этим занимались аналитики, консультанты?
Ситуация непростая. Предприятию следует понять, какую пользу принесут те или иные ИТ конкретно ему. Поставщики систем и оборудования заинтересованы в продвижении своих продуктов и в конечном итоге имеют целью показать преимущества своих технологий. Я не думаю, что независимые поставщики ИТ-услуг, такие как PricewatеrhouseCoopers или EDS, обладают совершенно независимой от вендоров позицией. Разумеется, поставщики услуг могут порекомендовать заказчику технологии, которые, на их взгляд, лучше подходят для данного заказчика, но они не будут абсолютно независимы в своих рекомендациях, поскольку у них есть конкретные цели, навыки, проекты работы с конкретными вендорами. Это и хорошо, и плохо. Хорошо — потому что они продвигают и внедряют технологии, которые сами не разрабатывают, потому что у них есть богатый опыт по оценке того, что какому заказчику лучше подходит. Но это и плохо, поскольку они внедряют технологии, зачастую не являющиеся для данного предприятия лучшим решением. Поэтому мы настоятельно рекомендуем заказчикам тщательно контролировать архитектуру и планы развития ИТ и не доверять полностью эти вещи сторонним поставщикам услуг. Недаром же большинство предприятий предпочитают выборочно пользоваться услугами внешних поставщиков.
Думаю, вполне логично, когда некоторые компании вроде GartnerGroup берут на себя работу по оценке и классификации продуктов и технологий. Мы не продаем ИТ-продукты или услуги, мы предоставляем заказчикам независимый объективный анализ и классификацию всего, что существует на рынке ИТ. Аналитики выступают в роли наблюдателей, сообщающих, что сейчас происходит в мире ИТ, чего следует ожидать в будущем и к каким изменениям в работе предприятий все это приведет. Кроме того, мы оказываем заказчикам помощь в принятии различных решений в области ИТ. Наша помощь касается и оценки конкретных технологий, и оценки степени их полезности при решении задач пользователей.
У нас есть множество программ по работе с высшими руководителями предприятий. В частности, мы поддерживаем тесные отношения с директорами ИТ-служб. Для нас очень важно, чтобы их доверие к нам, к нашей работе было как можно более высоким. Есть у нас аналитики, специализирующиеся на оценке использования ИТ в различных отраслях: финансовом секторе, здравоохранении, в государственных структурах и т. д. Помимо обычных предприятий нашими клиентами являются капиталисты, готовые рискнуть своим капиталом, и инвестиционные компании — в общем, все, кто хочет знать, что с собой несут ИТ, какую они могут принести пользу, к каким изменениям приведут и какие в связи с этим возникают риски.