Как аргументировано ответить бизнесу на вопрос, почему ИТ — это так дорого? Как выявить в компании «латентных айтишников» и вырастить из них настоящих ИТ-специалистов своими руками? Экономическое обоснование затрат на ИТ, развитие цифровых компетенций, управление данными, интеллектуальный поиск по корпоративной документации, быстрая миграция на отечественное ПО — вот далеко не полный перечень насущных задач российских компаний в области цифровизации, которые нашли отражение в программе новогодней конференции сообщества цифровых управленцев «я-ИТ-ы».
Сообщество «я-ИТ-ы», насчитывающее около 2 тыс. ИТ-руководителей, активно прирастает новыми участниками, и традиционная встреча накануне Нового года, где сочетаются деловое и дружеское общение, помогает им быстрее влиться в коллектив. Новичков знакомят с основными видами активности, включая наставничество, конкурс проектов «КулибИТ» и конкурс красоты 'Beauty&DigITal', привлекают к интеллектуальному волонтерству. Так, учредитель «я-ИТ-ы» Павел Клепинин «объявил в розыск» социальный ИТ-проект, который для некоммерческой организации волонтеры выполнят бесплатно.
Развивается и интерактивная часть программы мероприятия: баттлы, дебаты. Самое яркое впечатление, конечно, производят тренировки переговорных навыков в «управленческих поединках». Наряду с ними, ИТ-директора участвовали в бурных дебатах о построении отраслевой системы нормативно-справочной информации и об импортозамещении ERP-систем. Консервативная точка зрения с небольшим перевесом закономерно одержала победу в обеих дискуссиях. Существенная часть российских предприятий, не обладающих таким объемом ресурсов, как гигантские цифровые экосистемы, не торопится внедрять новые технологии и пробовать новые подходы, однако постоянно держат «руку на пульсе» технологических трендов, выбирая подходящий для них момент.
Баттл сторонников и противников перехода на российские системы управления ресурсами показал, что непримиримых противоречий между позициями сторон нет. Апологеты принципа «Работает – не трогай!» вовсе не против импортозамещения как такового, однако в настоящее время не видят смысла форсировать процесс замены функционирующих решений в своей компании.
Довольно критично смотрят ИТ-руководители и на ставшие привычными методологические «нарративы». Так, Михаил Заборов, заместитель бизнес-архитектора компании «Спортмастер», «расшатывал устои», подвергая сомнению общепринятые представления о подходе Agile, о необходимости требований к программному обеспечению и сущности роли аналитиков.
«Agile — это вообще не про технические практики и организацию работы, это про установки и отношение людей к друг другу в процессе развития системы, — полагает он. — Откажитесь от понятия ‘заказчик’, выявляйте стейкхолдеров, подробно прописывайте их интересы и возможности влияния». Он также предложил коллегам отказаться от понятия «требования» в процессах развития системы и использовать вместо них понятие «исходный запрос», включающий потребности, интересы, ожидания, озабоченности, и т.п., а «нефункциональные требования» заменить на «качество». Для локальных кризисов доверия можно включать «машинерию с требованиями», но обязательно выключать, когда кризис купирован.
«Работайте в ситуации доверия, даже если контрагент вас разочаровывает, — призвал Заборов. — Все, что вы можете сделать, – это в среднесрочной перспективе заменить его. Те работы, которые уже начаты, все равно доделывать с ним или выкидывать».
Тему «дело в людях» развивал в своем выступлении и Дмитрий Лосев, директор по ИТ IEK Group. Он рассказал о реализации стратегии цифровой трансформации компании с опорой на собственные кадры и создании «Цифровой школы» (Digital School), позволяющей сотрудникам «примерить» новые цифровые профессии. Digital School включает Junior School, нацеленную на дальнейший переход обученных за счет компании сотрудников в ДИТ, Product Owner’s School, призванную переориентировать сотрудников с разработки функционала на метрики и прибыль, а также школу технолидеров, выпускники которой будут приносить пользу компании в своих подразделениях. Технолидеры освобождают ИТ-департамент от обработки мелких несложных задач, экономят деньги, самостоятельно проверяя гипотезы и делая прототипы, что заметно сокращает время от задумки проекта до его реализации. Это обычные сотрудники компании, имеющие экспертизу в бизнес-процессах и ПО, и желающие изменить мир вокруг себя к лучшему.
«Я не беру в технолидеры руководителей, так как у них просто нет времени», — пояснил Лосев. В результате реализации этой инициативы ИТ-служба компании не только получила обратную связь по своим продуктам, улучшила коммуникации с бизнесом и свои «мягкие навыки», но и приобрела амбассадоров цифровизации в бизнес-подразделениях.
Следующая большая встреча «цифрового братства» намечена на начало июля 2025 года.