Если на заре компьютерной эры само внедрение информационных систем считалось прогрессом, то сегодня перед бизнесом стоит задача совершенно другого уровня — добиться максимальной эффективности как существующих, так и внедряемых ИТ-инструментов.

В здравоохранении ИТ сейчас используются минимально по сравнению с тем, что должно быть, полагает Григорий Ройтберг, президент клиники «Медицина». Таково мнение руководителя, запустившего процесс информатизации своего бизнеса задолго до того, как это стало общим трендом. Электронная медицинская карта в клинике функционирует уже четверть века, в 2010 году к ней предоставили онлайн-доступ пациентам — поистине революционный шаг для того времени, а пять лет назад здесь начали применять технологии искусственного интеллекта. Сегодня в ИТ-ландшафте «Медицины» насчитывается более 100 интегрированных информационных систем.

От этого сложного конгломерата руководство ожидает, прежде всего, улучшения качества медицинской помощи, сокращения ошибок, повышения вовлеченности пациента в процесс лечения и повышения эффективности работы организации в целом. О том, какие ИТ-проекты оправдали эти ожидания, а какие стали разочарованием, представители «Медицины» рассказали на конференции «Эффективная клиника», организованной ими совместно с Ассоциацией развития медицинских информационных технологий (АРМИТ).

«Для каждой задачи мы подбираем инструмент, который решает ее максимально эффективно — с наименьшими затратами», — подчеркнул Максим Петухов, директор службы информационных технологий клиники «Медицина». По его мнению, современная медицинская организация должна управляться исключительно на основе данных. Если нет данных, то нет объективной информации для принятия любых решений, как организационных и экономических, так и медицинских. Наличие системы бизнес-аналитики Петухов назвал «гигиеническим фактором». В настоящее время в клинике реализуют проект импортозамещения BI, хотя отечественным решениям до уровня мировых лидеров еще нужно расти.

Эффекты: качественные и количественные

Наиболее ярко эффект цифровизации проявляется в снижении количества медицинских ошибок. По статистике каждый врач совершает в среднем одну ошибку в год, в основном это ошибки при назначении лекарственной терапии, которые в США ежегодно становятся причиной 7 тыс. летальных исходов (открытых данных по России не приводилось). При этом 58% подобных ошибок можно предотвратить. По оценке Григория Ройтберга, средняя стоимость врачебной ошибки для клиники составляет 250-300 тыс. руб. Таким образом, затраты на внедрение системы контроля лекарственной терапии с помощью ИИ, которая позволила снизить количество ошибок в четыре раза, окупились менее чем за год.

Еще один шаг к уменьшению ошибок в медкартах сделали, автоматизировав в медицинской информационной системе (МИС) контроль использования «копипаста» — по наиболее значимым показателям система просто не дает использовать функцию вставки.

Клиника «Медицина»: эффекты и разочарования цифровизации
Максим Петухов: «Мы для каждой задачи подбираем инструмент, который решает ее максимально эффективно — с наименьшими затратами»

Применение ИИ в радиологии обеспечило одновременно и второе мнение, и колоссальное ускорение работы по описанию снимка, которая занимает 3 секунды против 20 минут в «ручном» режиме. При этом в 96-98% случаев мнение системы полностью совпадает с заключением врача.

Внедрение робота в контакт-центре для записи пациентов на исследование ПЭТ/КТ позволило сократить 6 ставок администраторов, cэкономив 6 млн руб. в год. Кроме того, автоматизированная система речевой аналитики с элементами ИИ прослушивает 100% разговоров, помогая контролировать качество обслуживания и вносить коррективы в процессы — это значимый фактор повышения качества, отметил Петухов.

Внедрение видеомониторинга также обеспечило повышение качества, безопасности и доверия пациентов, однако оценить его экономическую эффективность затруднительно.

Хорошо показали себя за шесть лет использования в стационаре cмарт-коврики для предотвращения падений, интегрированные с системой палатной сигнализации и оповещающие персонал о нежелательных событиях. Вместо 100 ожидаемых падений в год, из которых приблизительно 30-40% имеют тяжелые последствия, фактически происходят лишь 12. Соответственно, в клинике не видят смысла инвестировать в замену смарт-ковриков на систему компьютерного зрения.

Одна из основных причин роста расходов и отсутствия повышения эффективности и в России, как и в мире — гипердиагностика и избыточность назначаемых пациентам обследований, достигающая 30% назначений. В борьбе с этим явлением отлично зарекомендовала себя система контроля назначений и выполнения медико-экономических стандартов и клинических рекомендаций, которая помогает предотвращать последующие снятия с оплаты услуг со стороны страховых компаний.

Наряду с искусственным интеллектом, роботизацией и системами поддержки принятия решений к наиболее перспективным направлениям цифровизации в клинике относят информационную безопасность. «Оценить эффективность по направлению информационной безопасности крайне сложно, тут мы предпочитаем вкладываться превентивно, как в технологии, так и в организационные меры», — отметил Петухов.

А вот в реальную отдачу от носимых устройств для мониторинга состояния здоровья в «Медицине» не верят, поскольку пациенты быстро перестают ими пользоваться.

Не летит!

В числе ИТ-проектов, которые так и не «взлетели», — заполнение медицинской документации голосом. Около 10 лет в клинике пилотировали различные системы голосового ввода. Как отметил Петухов, качество распознавания речи за это время резко выросло, сейчас системы очень точно выполняют транскрибацию, проблема заключается в отсутствии экономического эффекта. Заполнение голосом занимает у врача почти вдвое больше времени, чем обычный набор на клавиатуре. Связано это, главным образом, с особенностями мышления людей. В свою очередь, Михаил Бахтин, помощник директора по медицинским ИТ ВЦЭРМ им. А.М. Никифорова МЧС России, также сообщил, что проект голосового ввода в центре «обоснованно отодвинули в сторону».

Изучили, но не стали внедрять в «Медицине» роботов-администраторов, отметив их дороговизну и низкую эффективность. Еще одним серьезным разочарованием стал проект автоматизированного контроля качества мытья рук. Корректно проконтролировать соблюдение всего алгоритма необходимых действий система не смогла, но к этому проекту в клинике еще надеются вернуться.

Планы

Несмотря на прекращение поддержки со стороны международных экспертов по стандартизации в области качества и безопасности медицинских учреждений JCI (Joint Commission International), в клинике настроены продолжать работу в этом направлении. «У нас большие планы по стратегии развития умной клиники на следующие три года, мы видели, как это делается за рубежом, и думаю, мы будем лучше», — заявил Григорий Ройтберг. Что касается уже апробированных в клинике решений, то «Медицина» планирует делиться ими с другими участниками рынка. Как сообщил Павел Ройтберг, генеральный директор компании «Цифровые миры», разрабатывающей программное обеспечение для клиники «Медицина», в 2025 году планируется сделать большую часть МИС, доступной по модели Open Source.