Согласно новым прогнозам IDC, к 2030 году кумулятивный эффект от использования искусственного интеллекта в бизнес-процессах и улучшения с его помощью продуктов и услуг будет оцениваться в 19,9 трлн долл., а его вклад в глобальную экономику достигнет 3,5% мирового ВВП. Влияние ИИ на рабочие места будет ощущаться во всех регионах мира, внося существенные изменения в деятельность контакт-центров и бухгалтерии, в процессы перевода с одного языка на другой и инспекции оборудования. Соответствующим сдвигам способствуют и бизнес-лидеры, которые почти единодушно (98%) считают искусственный интеллект приоритетным направлением для своих организаций.
Воздействие на глобальную экономику
В 2030 году каждый новый доллар, потраченный на решения и услуги ИИ, принесет в мировую экономику 4,60 долл. в виде косвенных и индуцированных эффектов. Это будет определяться:
— увеличением расходов на ИИ-решения и услуги, обусловленным ускорением внедрения ИИ;
— дополнительными экономическими стимулами для тех, кто применяет искусственный интеллект, возникающими за счет увеличения производства и появления новых источников дохода;
— влиянием на всю цепочку поставок средств ИИ и дальнейшим увеличением доходов всех ее участников, включая поставщиков отдельных компонентов для ИИ-решений.
В 2024 году инвестиции предприятий, направленные на оптимизацию операционных расходов и сроков реализации проектов, заметно выросли. Автоматизация рутинных задач и повышение эффективности за счет использования искусственного интеллекта влекут за собой серьезные экономические последствия, приводя к формированию новых рынков и изменению отраслей и конкурентной среды.
Влияние на занятость
Большинство участников опроса, организованного IDC, считают, что в течение следующих двух лет некоторые (48%) или даже большая часть (15%) аспектов их работы будут автоматизированы с помощью искусственного интеллекта. При этом 3% сотрудников полагают, что их рабочие места будут автоматизированы полностью. Появятся и новые должности, такие как специалисты по этике ИИ и промпт-инженеры. Оценивая интенсивность взаимодействия ИИ с человеком и уровень повторяемости задач, организации будут определять роли, подлежащие полной замене искусственным интеллектом и средствами автоматизации. Но если задача технологий заключается в расширении возможностей человека, о его замене роботами речи не идет. Должности, где социальным и эмоциональным способностям людей отводится решающая роль (например, при уходе за больными), или принятие решений предполагает учет этических факторов и осмысление, выходящее за рамки цифр, в любом случае останутся за человеком.
Методология исследований
В ходе анализа экономического влияния искусственного интеллекта IDC выделяет три типа его воздействия на экономику.
— Прямой эффект заключается в получении поставщиками бизнес-решений и сервисов искусственного интеллекта доходов от продаж своих продуктов непосредственно конечным пользователям.
— Косвенный эффект связан с цепочками поставок ИИ и выгодой для клиентов. Он учитывает влияние, которое поставщики технологий оказывают на регион или страну в результате деятельности, связанной с предоставлением средств искусственного интеллекта.
• Обратные косвенные эффекты отражаются на цепочках поставок и отраслях, обеспечивающих ресурсами сегменты, в которых используется ИИ.
• Прямые косвенные эффекты – это последствия для тех, кто внедряет ИИ (за исключением потребителей, которые также выигрывают от внедрения технологии искусственного интеллекта за счет повышения производительности, роста доходов и улучшения других бизнес-параметров).
— Индуцированный эффект вызван расширением производства. Он характеризует влияние, обусловленное экономическими стимулами и ростом доходов домохозяйств, связанных с цепочкой создания стоимости ИИ, на всех уровнях прямого и косвенного воздействия. Люди будут вкладывать часть своей заработной платы в экономику, создавая тем самым дополнительный экономический эффект.
Моделирование экономического воздействия имеет важное значение для любого поставщика, который хочет оценить востребованность своих продуктов и сервисов в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Благодаря ему не только предприятия, но и правительства получают возможность принимать обоснованные решения при прогнозировании потенциальной отдачи от инвестиций в технологии.