Сам принцип построения социальной сети Facebook (* — принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещенной в России. — Прим. ред.) не позволяет эффективно бороться с распространением дезинформации, полагают исследователи из университета им. Вашингтона. Их статья с результатами исследования эффективности мер, принятых в Facebook в конце 2020-го — начале 2021 года для борьбы с распространением дезинформации о вакцинировании против COVID-19, опубликована в журнале Science Advances.
Исследователи подсчитали количество публикаций на страницах и в группах Facebook, ориентированных на поддержку вакцинирования и противодействие ему, и взаимодействий с публикациями: репостов, комментариев, отметок «Нравится» и эмоциональных реакций. Затем они рассчитали тренды по авторегрессионной интегрированной модели скользящего среднего и сравнили прогнозы, полученные по данным за время до введения в Facebook мер борьбы с дезинформацией, с фактическими данными. Хотя количество публикаций ожидаемо снизилось, тренд количества взаимодействий с ними, который шел на понижение и до введения мер, существенно не изменился, а в антипрививочных группах понижение даже замедлилось.
Facebook опирается на создание сообществ вокруг того, что волнует людей, отмечают исследователи. Архитектура социальной сети позволяет относительно небольшой группе влиятельных лиц охватить большую аудиторию. Эти влиятельные лица затем могут формировать группы, специально предназначенные для создания сообществ, где пользователи могут обмениваться информацией, в том числе и ссылками на дезинформационные материалы, размещенные за пределами платформы. А алгоритмы ленты новостей Facebook учитывают взаимодействие с публикациями и показывают их тем, кто хочет их увидеть. Поэтому бороться с дезинформацией без изменения принципов построения социальной сети практически невозможно, заключают исследователи.