В конце января «Ростелеком» организовал закрытую встречу на тему «Тренды ИТ-отрасли России в условиях санкций». На ней Кирилл Меньшов, старший вице-президент по ИТ Ростелекома, рассказал про самые актуальные темы: о влиянии событий 2022 года на отрасль, о ключевых вызовах, способных изменить ИТ-функцию в компаниях, а также осветил самые заметные технологические тренды 2023 года в России и мире.
Год для ИТ во всем мире был сложным, но технологии продолжают развиваться, пусть и не без проблем: из-за существенного роста учетной ставки интерес к венчурным инвестициям снизился. «Это относительно плохой период для стартапов и инноваций, наблюдаются сокращения практически во всех крупных ИТ-компаниях и падение их стоимости. Однако это не значит, что развитие остановилось вовсе», — поделился наблюдениями Меньшов. Экзотических проектов становится меньше, однако направления, уже успевшие стать мейнстримом, сохраняют темпы роста.
Кроме того, в прошлом году произошел раскол до сих пор относительно целостного технологического мира. Помимо антироссийских санкций, стали заметны ограничения технологического экспорта в направлении Китая. Это станет базой для будущего ИТ-миропорядка, в котором технологии не будут столь трансграничными и доступными. Этот серьезный тренд сегментирует ИТ-сообщество будущего и предоставляемые компаниями сервисы.
Наконец, в 2022 году четко проявилось явление, признаки которого отмечались на протяжении уже нескольких лет: приложения и сервисы стали появляться настолько быстро, что предыдущее их поколение не успевает уходить с рынка. В результате люди пользуются несколькими разными мессенджерами, используют одновременно и онлайн-, и офлайн-модели предоставления различных сервисов и т.п. Продукты разных поколений уже не сменяют друг друга, а сосуществуют и наслаиваются друг на друга.
Национальные особенности
«Находясь в России, мы не можем не следить за мировыми трендами, однако понимаем, что теперь придется следить не только за западным, но и за восточным миром, в особенности Китаем», — уверен Меньшов.
В течение этого и следующего года главной темой будет решение задачи импортонезависимости – локализации существующих и создания новых ИТ-решений. Это займет много времени и ресурсов, но при этом важно не отстать от происходящего «снаружи». Приходится смотреть, насколько важна та или иная технология: если раньше лидеры ИТ-отрасли могли себе позволить экспериментировать и пробовать практически всё, то теперь надо «фильтровать» технологии, исходя из их применимости.
Куда смещается баланс интересов российского ИТ-сообщества? По словам Меньшова, в фокусе оказались четыре направления. Первое из них – импортозамещение и устойчивость к санкциям. Не секрет, что многие санкции действовали и до 2022 года; крупные компании занимались импортонезависимостью достаточно давно, готовясь к негативному сценарию.
«Мы не увидели на рынке событий, показавших, что кто-то был абсолютно не готов – практически все компании продолжают успешно функционировать. Но одно дело продолжить работу, и совсем другое – продолжить развитие», — сказал Меньшов.
Вторым явным трендом стало повышенное внимание к информационной безопасности: с конца февраля началась массированная атака на российские ресурсы. Без потерь и инцидентов обойтись не удалось, но, тем не менее, готовность компаний также оказалась неплохой. Теперь всем без исключения приходится заниматься повышением защищенности компаний: в соревновании средств нападения и защиты невозможно остановиться.
Третьим направлением, в котором возникли проблемы, стали финансы. Помимо того, что ряд индустрий столкнулся с определенными финансовыми трудностями, у компаний появились новые ИТ-задачи и выросла стоимость владения многими системами. Ситуацию усугубил повышенный спрос на отечественные продукты: средние компании до последнего использовали зарубежные, в том числе облачные, решения, которые потребовали срочной замены. Аналогичная ситуация произошла и с «железом». Очевидно, в обозримом будущем ИТ-расходы компаний продолжат расти.
Наконец, больной точкой остается персонал. Рынок ИТ-кадров был перегрет еще до 2022 года, и у квалифицированных специалистов были зарплаты вполне мирового уровня. Отъезд части специалистов осенью еще сильнее обнажил недостаток кадровых ресурсов, а старт крупных проектов по созданию российских ИТ-решений создал дополнительный спрос и зарплатный прессинг. В 2023 году борьба за ИТ-таланты будет нарастать.
Робот не заменяет человека, а управляет им
Важнейшим направлением, которое придется развивать независимо от складывающейся ситуации, является искусственный интеллект. Большинство людей не чувствует в повседневной жизни его яркого проявления, привыкнув к умным колонкам, ассистентам в смартфонах и голосовым роботам. С этой точки зрения радикальных изменений в ближайшем будущем точно не произойдет. Дело в том, что даже самым горячим сторонникам ИИ стало очевидно, что большинство людей не слишком хочет общаться с машиной. Очень малый процент населения при обслуживании предпочитает человеку робота. Зато приобретает популярность та часть решений, которая обычно находится в тени: пусть машины пока не слишком хорошо заменяют человека, но им удается неплохо людьми управлять.
«Как известно, таксистам и курьерам выдают заказы вовсе не живые диспетчеры, да и в самом Ростелекоме монтажники получают задания от робота с алгоритмом искусственного интеллекта», отметил Меньшов. Таким образом, ИИ не замещает человека, чего многие боялись, а начинает управлять им. Оптимизировать логистику и распределение заказов – гораздо эффективнее, чем создавать человекоподобного робота и учить его вести осмысленный диалог. И, что немаловажно, для этого уже есть все необходимые технологии. Можно сказать, что ИИ подкрался к нам там, где его не ждали.
С другой стороны, очевидны огромные прорывы в технологиях, которые находятся в стадии демонстрации возможностей. Например, появилось большое количество генеративных алгоритмов, способных создавать лица людей, картины художников в различных стилях, писать стихи и музыку. В 2022 году не было проектов по их бизнес-применению, однако рано или поздно кто-то сможет их коммерциализировать. Компании, считающие себя лидерами, должны внимательно смотреть на эту сферу ИИ и пытаться продвинуться в ней раньше конкурентов.
Государство как лидер цифровизации
Россия сильно отличается от многих других стран тем, что у нас цифровизация общества и бизнеса в значительной степени стимулируется со стороны государства. Реализуется большое количество проектов, сильно меняющих экосистему государственных сервисов. Если вовремя не научиться использовать появляющиеся сервисы, компания рискует остаться «за бортом».
«Важно понимать, как государство видит развитие цифровизации, чтобы каждый бизнес был готов к инновациям. Мы все говорим, что хотим инноваций, но когда они неожиданно приходят, многие оказываются не готовы», — подчеркнул Меньшов. Количество новых сервисов, запущенных на госуслугах, действительно впечатляет. Они продолжат появляться и в будущем, и каждому бизнесу нужно знать, что именно будет меняться вокруг него: когда именно можно будет использовать цифровой профиль клиента, Единую биометрическую систему или государственные данные, получаемые по СМЭВ.
Из недавних примеров можно выделить электронные права и документы на транспорт. Теперь человеку необязательно их возить с собой, поэтому все организации, которые связаны с обслуживанием автомобилей, должны научиться принимать QR-коды. Еще более масштабные изменения произойдут после появления цифровых паспортов – все, кто раньше занимался сканированием, должны будут принимать их в электронном виде.
Что касается «децифровизации» — возвращении к бумажным процессам, о котором стали говорить после массового ограничения зарубежных технологий, то этот вариант «Ростелекомом» всерьез не рассматривается.
«Перед нами стоит сложная задача: разработать отечественные решения на собственной технологической базе, и трудно понять заранее, с каким счетом закончится этот футбольный матч», — резюмировал Меньшов. Было бы большим преимуществом создать собственные технологии – без проблем унаследованных систем, с использованием микросервисной архитектуры, на современных фреймворках, с применением искусственного интеллекта. Другое дело, получится ли это сделать.
По мнению Меньшова, ключевым фактором успеха должен стать поиск баланса между двумя подходами. С одной стороны, полезно иметь конкуренцию, подразумевающую наличие в каждой нише нескольких продуктов. Но надо понимать, что если распылять свои силы, то высок риск создания множества «недорешений», каждое из которых не достигнет западного уровня. Для ряда отраслей просто необходимо создание единых ИТ-продуктов, что очень нехарактерно для российского менталитета.