Компания Gartner опубликовала отчет «Магический квадрант по решениям для управления мастер-данными» за 2020 год, в котором приводится исследование рынка интегрированных программных решений класса Master Data Management.
Лидерами квадранта аналитики Gartner назвали компании Informatica и TIBCO Software. Из известных на российском рынке компаний в квадранте отмечены также IBM и SAP — они вошли в число «претендентов» (Challengers). Также в отчете впервые упомянута российская компания — «Юнидата», и хотя она не попала в сам квадрант, аналитики отметили ее в списке «похвальных отзывов» (Honorable Mentions) — компаний, чьи интегрированные MDM-решения заслуживают внимания. Также в этот список попали Software AG, Syncsort и ряд других компаний.
Как отмечают в Gartner, движущей силой развития рынка MDM на сегодняшний день выступают проекты и программы цифровизации и цифровой трансформации. На рынке продолжают доминировать традиционные крупные поставщики, имеющие специализированные предложения, вместе с тем, растет интерес к новым игрокам и нишевым вендорам.
В области ценообразования наблюдается переход от покупки традиционных лицензий к приобретению подписки на локальные и облачные варианты решений. После того, как в 2018 году наступил переломный момент в восприятии облачных технологий (в тот год ими пользовались 57% опрошенных клиентов), облачные технологии получают все большее распространение. Что касается продаж, то около 80% рынка MDM приходится на Северную Америку и Западную Европу, тогда как доля Восточной Европы составляет около 2%.
Удовлетворенность клиентов решениями MDM в целом относительно невысока: только 51% опрошенных клиентов заявили, что полностью довольны своим поставщиком, и лишь 53% клиентов сообщили, что полностью удовлетворены услугами и поддержкой, предоставляемыми поставщиками, с которыми они работают. Наиболее высокие показатели продемонстрировала Informatica: 95% ее клиентов сообщили о том, что они полностью довольны решениями и сервисами компании.
Подавляющее большинство опрошенных клиентов решили привлечь к внедрению систем MDM сторонних специалистов, и лишь 9% организаций взялись внедрять MDM своими силами. По оценкам Gartner, затраты на внедрение корпоративного решения MDM в два-три раза превышают затраты на приобретение лицензий. Среднее время развертывания в 2018 году составляло 8,2 месяца.
В качестве ключевых технологических тенденций рынка MDM аналитики выделили встраивание и дальнейшее наращивание возможностей искусственного интеллекта и машинного обучения, а также большое внимание поставщиков к удобству использования и усовершенствованию пользовательских интерфейсов, в частности, предназначенных для бизнес-менеджеров.
Среди других функциональных возможностей современных решений MDM — управление потоками документов и бизнес-процессами, загрузка, синхронизация, интеграция с другими решениями, предоставление различных бизнес-сервисов, а также моделирование данных, обеспечение качества и семантики информации, управление иерархией (в том числе расширенное), поддержка управления политиками в области данных, возможность различных способов развертывания (как на локальных площадках, так и в облаках) и использования с применением разных сценариев (как для поддержки текущих операций, так и в аналитических задачах) и пр. Разумеется, решения MDM должны быть достаточно производительными, масштабируемыми, обладать высокой доступностью и безопасностью.