Многое изменилось в мире информационных технологий за последние 32 года, с тех пор как Microsoft выпустила Windows 1.0. Единственное, что осталось прежним, — сложность процессов миграции, или перехода на новую версию операционной системы, и развертывания обновлений. Если спросить пользователей, чего они хотят от миграции, вы получите ответ: плавного перехода с минимальными простоями и привычного взаимодействия с рабочим столом. Некоторые заявят, что вообще против миграции, но таких обычно немного.

Для чего нужна миграция

Существует много причин в пользу миграции на уровне настольных компьютеров. Две основные — безопасность и стоимость эксплуатации. Разработчики Microsoft неуклонно повышали безопасность настольных операционных систем; список технологий обеспечения безопасности, которых не было в старых версиях, производит сильное впечатление. Угрозы становятся все более изощренными, и Microsoft пришлось добавить такие функции, как запуск на первом этапе загрузки антивредоносного решения ELAM (https://docs.microsoft.com/en-us/windows-hardware/drivers/install/early-launch-antimalware) и управляемый доступ к папкам (https://docs.microsoft.com/en-us/windows/threat-protection/windows-defender-exploit-guard/controlled-folders-exploit-guard), превосходный способ защиты от программ-шантажистов, сам по себе достаточный повод задуматься о миграции. Безопасность — особенно серьезная проблема для компаний, все еще работающих с версиями операционной системы Windows 7 (и даже Windows XP), поскольку с тех пор угрозы значительно изменились, и усовершенствования, внесенные в Windows 10, в некотором отношении представляют самый начальный и не всегда достаточный уровень безопасности.

Операционные затраты — еще один важный фактор; миграция часто бывает привязана к аппаратным средствам и циклам обновления комплекса средств Microsoft Office, поэтому все больше компаний рассматривают вопрос виртуализации, чтобы разорвать зависимость от оборудования и обновлений настольной операционной системы. Даже компании, желающие сохранить физическое оборудование, может привлечь потенциальная экономия от работы с версией Windows текущего поколения на современном оборудовании.

Процесс миграции

На приведенном рисунке показана простая схема основных этапов процесса миграции.

 

Основные этапы процесса миграции
Рисунок. Основные этапы процесса миграции

Существует много разных подходов к тому, как проводить каждый этап; целые книги написаны о том, как выполнять, например, пилотные ИТ-проекты. Коротко рассмотрим каждый этап с позиций миграции.

Инвентаризация среды

Многие компании располагают развитыми системами инвентаризации и управления, с помощью которых можно получить ответы на вопросы типа «как много активно используемых настольных компьютеров работает с Windows 8.1 с пакетом обновления 2?» или «сколько ноутбуков Dell XPS 13 имеется в наличии?» Системы управления, такие как System Center Configuration Manager (SCCM) и Microsoft Intune, можно задействовать для инвентаризации, если вы располагаете достаточными средствами и развернули их. В противном случае вам, возможно, придется прибегнуть к менее эффективным методам, например запросить отзывы пользователей, подготовить средство инвентаризации и продвигать его через групповую политику или вручную выполнить инвентаризацию и настроить параметры систем. Ключевое условие на данном этапе — получить точную модель существующих систем, чтобы правильно планировать нужное состояние.

Проектирование требуемого состояния

Термин «проектирование требуемого состояния» подразумевает поиск вида, к которому мы хотим привести нашу среду в будущем. Более того, на данном этапе строится перспективный план для реализации ваших намерений. План для достижения нужного состояния при миграции должен содержать следующую информацию.

  • Что вы переносите из исходного пункта (необходима инвентаризация среды).
  • Что вы переносите в пункт назначения. При этом необходимо ответить на многочисленные вопросы, в том числе: на какую версию Windows выполняется переход? Вы остаетесь на физических настольных компьютерах, переходите в локальную виртуальную среду или перемещаетесь в «облако»? Как будет настроена целевая среда? Что делать в случае сбоя миграции или невозможности переноса систем?
  • Ваше расписание. Большинству компаний приходится выполнять миграцию в течение продолжительного периода, а не одним гигантским прыжком. Когда следует переводить тех или иных пользователей? Как выглядит расписание в целом и как на нем отражаются внешние события (например, начало учебного года, конец финансового года или сезон распродаж)?
  • Ваш бизнес. Вы выполняете миграцию для достижения определенных целей? Возможно, существуют бизнес-приложения, которые необходимо перенести, или особые требования нормативных актов либо соответствия к новой среде.

Цель данного этапа — помочь вам понять, какими должны быть возможности завершенной среды и как перейти из вашей текущей ситуации в нужное положение. Здесь невозможно потратить слишком много времени или уделить чрезмерное внимание деталям. Старая пословица — семь раз отмерь, один раз отрежь — лучшее руководство к действию. На этом этапе обычно не требуется вносить какие-либо изменения в среду.

Приступаем к созданию прототипа

Теперь вы приступаете к строительству среды, описанной на этапе проектирования требуемого состояния. Представьте, что вы строите дом: вы начинаете на пустом участке земли, вынимаете грунт, заливаете бетон для фундамента и начинаете возводить стены. Существует определенный минимальный объем работ, который необходимо выполнить, чтобы въехать в дом, но вы можете жить и в недостроенном доме. То же относится и к миграции: прежде чем выполнить пилотный проект, по крайней мере часть новой среды должна быть спроектирована, построена и протестирована. Например, для внутренних развертываний инфраструктуры виртуальных рабочих столов VDI потребуется создать среду гипервизора соответствующего размера, получить нужные лицензии и т. д., прежде чем можно будет перенести в рамках пилотного проекта один настольный компьютер. Но не обязательно полностью строить всю среду требуемого состояния. Расписание данного этапа часто составляют таким образом, чтобы согласовать развертывание различных компонентов с реальной миграцией.

Одно из достоинств этапа строительства — удобная возможность предусмотреть дополнительные меры предосторожности в расписании. Дело в том, что в зависимости от природы миграции небольшое число пользователей в рамках пилотного проекта обычно можно перевести на новую платформу в самом начале. Это позволяет профилактически контролировать среду и устранять любые возникающие проблемы, а также экспериментировать с инструментами и настройками, прежде чем их получат все пользователи пилотного проекта.

Кроме того, на этапе строительства прототипа удобно ликвидировать недостатки существующей среды, от которых следует избавиться до начала развертывания.

Пилотный этап

Во время проектирования нового самолета или ракеты инженеры планируют обширную программу испытательных полетов. У каждого испытательного полета есть конкретная цель, которая может быть простой (проверить выпускание и подъем шасси на разных скоростях) или сложной (маневрирование истребителей 2 на 2). Летчики-испытатели не импровизируют во время полетов, они строго следуют заданию на каждый полет, достигая поставленных целей. Ваш пилотный проект должен работать точно так же: укажите, что нужно доказать, протестировать или проверить, а затем позаботьтесь о том, чтобы все действия в пилотном проекте были ориентированы на достижение поставленной цели. Слишком часто пилотная программа на самом деле означает «выберите нескольких случайных пользователей и посмотрите, что испортится». Хорошая пилотная программа начинается со структурированного тестирования набора базовых функций — миграция одного пользователя, миграция группы пользователей, тестирование полученной в результате среды при выполнении повседневных задач, а затем переход к более сложным сценариям. Структурированное тестирование особенно важно, если вы переходите из традиционной настольной среды в «облако» или к виртуальным элементам. Потребуется время, чтобы научиться управлять «облачной» средой или гипервизором, в том числе получать поддержку поставщика в случае неполадок на пилотном этапе.

Хотя это действие не считается отдельным этапом, данный момент самый подходящий, чтобы познакомить пользователей с новой средой. Было бы прекрасно, если бы можно было развернуть новую настольную среду, не обучая пользователей, но в действительности необходимо выделить время для ознакомления пользователей с особенностями среды. Имея стабильную пилотную программу, вы можете проводить демонстрации, записывать обучающие видеофильмы или предоставить пользователям «песочницу» с ограниченным доступом к новой среде в процессе обучения. Не забудьте, что обучение, вероятно, понадобится и техникам группы поддержки. Не исключено, что потребуется дополнительный персонал, чтобы справиться с возросшим потоком запросов на обслуживание: «Не могу найти функцию X» — типичная жалоба на ранних стадиях миграции.

Развертывание

Основные события происходят на этапе полномасштабного развертывания. Этот этап миграции не сильно отличается от любого другого сложного технического проекта: вы определяете график миграции различных групп пользователей, а затем выполняете запланированные шаги, решая проблемы по мере их возникновения. Если этапы построения прототипа и пилотный проект выполнены грамотно, у вас не должно возникнуть серьезных новых проблем. Как правило, при проектировании данного этапа лучше проявлять осторожность; если вы планируете переносить 100 настольных компьютеров в неделю, а в действительности вам удается переносить 150, это лучше, чем планировать 150, а сделать 100. Не забудьте о праздниках, отпусках и других ограничениях, связанных с персоналом. Для успешного развертывания необходимо учитывать, что вы переносите среду, от которой зависит работа пользователей, поэтому делать это нужно так, чтобы они испытали как можно меньше неудобств.

К тому времени, когда начинается выпуск в производство, группа поддержки должна быть укомплектована, обучена и готова обслужить количество пользователей, переносимых каждую неделю; ваша новая среда должна быть стабильной и производительной, и пилотные пользователи должны без проблем трудиться в новой среде. Если любое из этих условий не соблюдено, это должно послужить предупреждением: остановитесь и решите проблемы, прежде чем начинать полномасштабную миграцию.

Эксплуатация

Этап эксплуатации немного скучен, поскольку вынуждает вернуться к тому, с чего вы начали: обычной поддержке и операциям управления в стабильной среде. На данном этапе выполняется повседневная работа по обслуживанию новой среды, в том числе исправление неполадок, с которыми сталкиваются пользователи, тестирование и применение регулярных обновлений безопасности от поставщика. Пилотный этап подобен подъездной дороге к процессу миграции, а данный этап — автострада; вы без затруднений движетесь на постоянной скорости (по крайней мере, до следующего крупного обновления от Microsoft).

Упрощение процесса

Правильный выбор инструментов позволит заметно упростить пилотный этап и выпуск в производство. Пользователи должны иметь возможность работать с минимальными неудобствами, и лучший способ удовлетворить эту потребность — продуманное проектирование, миграция профиля и управляемые решения разных компаний. Например, компания Liquidware предлагает пакет Workspace Environment Management, который поможет выполнить каждый этап миграции Windows, в том числе оценку и проектирование с использованием Stratusphere, и миграцию с помощью ProfileUnity User Management. Stratusphere обнаруживает установленные и используемые приложения и помогает оценить и подготовить оборудование для Windows 10. С помощью ProfileUnity можно без проблем переносить профили пользователей между любыми версиями Windows и значительно уменьшить трудоемкость миграции. Технология Profile Bridge, применяемая в ProfileUnity, позволяет поместить профили пользователей в контейнеры и без проблем работать с ними на разных версиях Windows, совместимых как в обратном, так и в прямом направлении. Благодаря функциональности ProfileUnity сокращается время перемещения и синхронизации, и вы можете выполнять развертывание на настольных компьютерах, ноутбуках, виртуальных и «облачных» системах, чтобы обеспечить пользователям привычную среду на всех устройствах одновременно.