В далекие 60-е широкое распространение получила практика, в соответствии с которой даже крупные компании покупали время для проведения вычислений на компьютере (этот процесс носил название time sharing — работа в режиме разделения времени). Никто не хотел нести расходы, брать на себя лишние хлопоты или нанимать дополнительных специалистов для обслуживания локального оборудования. Подобная практика применяется и поныне, только теперь процесс называется «облачной» обработкой данных или проходит по категории «программное обеспечение как услуга». Но идея остается той же: вы решаете свои бизнес-задачи на чужих компьютерах.
Еще одно обстоятельство, оставшееся неизменным с тех пор: аппаратные компоненты настольных систем по-прежнему рассматриваются как «неизбежное зло». Когда-то пользователи проклинали свои ЭЛТ-терминалы с зелеными экранами. Технология развивалась — и они переключались на более мощные, компактные и высокопроизводительные настольные компьютеры, а сейчас, наверное, проклинают тонкие клиенты. Но здесь можно уловить некую общую тенденцию: даже если вам удается переложить на чужие плечи ответственность за серверы, обеспечивающие рабочей нагрузкой ваше предприятие, вы должны предоставить пользователям возможность эффективного взаимодействия с этими серверами. А это предполагает наличие того или иного аппаратного обеспечения… и множество хлопот.
Может быть, в идеальном мире мы вообще обходились бы без аппаратного обеспечения настольных систем. Но на грешной земле это невозможно. Давайте оставим в стороне всю серверную среду и сосредоточимся на трех критических важных аспектах развертывания настольных систем, которое нужно организовать должным образом, чтобы предоставить пользователям удобные условия для работы в рамках выделенного бюджета и в соответствии с условиями имеющихся соглашений об уровне обслуживания.
- Аппаратное обеспечение.
- Операционные системы настольных систем, приложения и доступ к данным.
- Поддержка и жизнеобеспечение.
Последний вопрос, вне зависимости от того, где вы размещаете свои настольные системы, следует рассматривать более глубоко, чем представляется возможным в рамках этой небольшой статьи.
Аппаратное обеспечение
Если оставить за скобками оборудование для нескольких узкоспециализированных областей, таких как производство видеопродукции, проектирование, связанное с интенсивной обработкой информации, а также решение задач по разработке программного обеспечения определенных типов, то аппаратные компоненты настольных систем можно отнести к категории предметов широкого потребления. Даже самые дешевые модели современных настольных систем располагают достаточными вычислительными ресурсами для обеспечения потребностей приложений Office, веб-бразуеров и т. д. Поставщики аппаратных компонентов не уделяют прежнего внимания вопросам производительности своих изделий (которая в конечном итоге определяется способностью специалистов Intel и AMD выжимать из своих процессоров все большую вычислительную мощность при сохранении ограничения на тактовую частоту в 4 ГГц) и переключаются на другие проблемы. Предусмотрена ли возможность модернизации оборудования? Насколько просто организовать его ремонт в «полевых условиях»? Является ли оно более надежным, чем изделия предыдущих поколений? А более дешевым? Вы можете располагать высококачественным, надежным оборудованием, обслуживаемым специалистами поставщика (что, кстати, делает его еще более дорогостоящим), или дешевым «железом» практически одноразового использования из разряда «работает — и ладно». Но, так или иначе, вы имеете дело с аппаратным обеспечением.
В этих условиях, однако, многие организации обращаются к альтернативному решению, которое считают более эффективным. Такие организации избавляются от своих локальных компьютеров и переходят на тонкие клиенты (или организуют включение в рабочий процесс личных устройств своих сотрудников) и обеспечивают доступ к рабочим настольным системам в «облаке» или в системах виртуализации, подобных тем, которые поставляются компаниями Amazon, Citrix и Azure. Впрочем, такой подход имеет свои недостатки.
Настольные системы
С точки зрения пользователей, это самый важный компонент. В большинстве случаев им буквально нет никакого дела до того, какой компьютер стоит у них на работе, если только он надежен и работает «не слишком медленно». Я взял это определение в кавычки, потому что «слишком медленная» машина для одного пользователя может быть вполне приемлемой для другого. Но пользовательские ожидания — это тема для совсем другого разговора. Настольная система может функционировать в «облаке», в среде VDI в центре обработки данных компании или на локальном компьютере. Пользователя интересует только одно: имеет ли он возможность задействовать инструменты, необходимые ему для работы.
Когда вы анализируете особенности рабочей среды, важные с точки зрения пользователя настольной системы, не упускайте из виду следующие обстоятельства.
- Версию операционной системы Windows, с которой работают пользователи. Именно сложностью модернизации текущего парка настольных систем до уровня новой версии Windows (особенно в условиях, когда одновременно осуществляется модернизация аппаратных компонентов) в значительной степени объясняется набирающая силу тенденция перехода на «облачные» вычислительные устройства. Однако, если вы переводите пользователей на новую версию Windows в рамках более широкой программы модернизации, важно во всех возможных случаях обеспечить для них сохранение привычных настроек и данных.
- Пользовательский профиль, содержащий все настройки пользователя и хранимые данные. При переходе на «облачные» настольные системы «разбухание» профилей может оказаться серьезной проблемой, однако имеется несколько стратегий, с помощью которых вы можете держать этот процесс под контролем, и при этом пользователи сохранят необходимые возможности доступа. Кроме того, если пользователи часто переходят от одного компьютера к другому, они могут сталкиваться с проблемами совместимости профилей, если все эти компьютеры не работают под управлением одной и той же версии Windows.
- Производительность. Как часто вам приходилось слышать от работников компаний, с которыми вы сотрудничали, жалобы на «слишком медленный компьютер»? Когда важные задачи решаются медленно, пользователей это раздражает, и эффективность их работы снижается.
- Возможности сетевого соединения с «облачными» настольными системами, если вы работаете с ними. У пользователей, которые подключаются по медленным каналам связи или по каналам с большими задержками, работа продвигается хуже, чем у их коллег, располагающих более эффективными средствами связи. Поэтому выявление пользователей, которые сталкиваются с сетевыми проблемами, и работа по устранению таких проблем приобретают ключевое значение. Возможно, трудности, связанные с профилями и производительностью, доставляют пользователям «облачных» настольных систем особые неудобства, поскольку вы, вероятно, не располагаете возможностью полного контроля над тем, какие версии Windows установлены на «облачных» компьютерах и как они настраиваются.
Эффективное решение проблем, возникающих в четырех названных областях, — необходимое условие для обеспечения высокой эффективности работы ваших пользователей. Если вы будете следовать предложенным здесь рекомендациям, то наверняка добьетесь успеха.
Управление средой настольной системы
Ранее я уже писал о некоторых связанных с управлением профилями проблемах, с которыми сталкиваются пользователи сетевых офисных решений Office 365. Регулировать поведение пользователей всегда бывает непросто: каждый человек работает по-своему и имеет свои предпочтения. В то же время управление средой настольных систем имеет исключительно большое значение. Организациям, сделавшим ставку на продукты Office 365, важно получить максимальную отдачу от службы OneDrive for Business и ей подобных. Они в высшей степени заинтересованы в том, чтобы добиться максимальных результатов по таким показателям, как быстродействие, стабильность и безопасность. В условиях, когда Microsoft продолжает вносить в операционную систему Windows все новые изменения, обеспечивать безопасность, стабильность и быстродействие пользовательских настольных систем становится все сложнее.
Одно из решений
Справляться со всеми перечисленными проблемами помогает, например, продукт ProfileUnity. Он обеспечивает подлинную совместимость пользовательских профилей с различными версиями Windows, так что пользователи могут свободно работать в любой среде, состоящей из систем Windows различных версий, и не терять при этом ни привычных настроек, ни данных. Кроме того, в ProfileUnity реализованы технологии, обеспечивающие сокращение времени входа в систему за счет рациональной организации профиля и сжатия данных, а также выбор частей профиля, которые по усмотрению пользователя могут автоматически загружаться в фоновом режиме после регистрации. Развитые инструменты контейнеризации, реализованные в компонентах Profile Portability и ProfileDisk рассматриваемого решения, препятствуют «разбуханию» профиля, помещая данные Outlook и OneDrive в переносимый контейнер, который позволяет сокращать непроизводительные затраты в процессе синхронизации. Усовершенствованные средства настройки упрощают защиту данных профиля и их перемещение в ходе миграции. При переходе от Windows 7 к Windows 10, а также при внесении изменений в профили (которые по-прежнему вносятся в версии Windows 10) пользователи не сталкиваются с проблемами сокращения производительности и функциональности.