Для тех, кому приходится работать с текстом на экране компьютера, производители предлагают множество разнообразных программных продуктов. Однако чаще всего выбирать приходится из двух вариантов: Google Docs и Microsoft Word. Вопрос, какое решение лучше, относится к категории экзистенциальных, и должен сказать, что сам я бился над ним довольно долго. Каждое решение имеет свои достоинства и обладает рядом важных функций, которые не реализованы в конкурирующем продукте. Я бы поступил так: поработал немного с одним программным решением, затем переключился бы на другое и через некоторое время вернулся к первому. После чего повторил бы весь этот цикл сначала.

«А каков же ответ на поставленный вопрос?» поинтересуется читатель. Ну вот вам «сухой остаток», для тех, кто привык, едва открыв книгу, заглядывать на последнюю страницу: пока я не могу утверждать, что одно из решений определенно лучше, чем другое. И вот почему.

Google Docs: опираемся на «облако»

Ключевой элемент этой службы — Google. Разработанные компанией средства искусственного интеллекта все ближе подбираются к заветной цели: стать эффективными помощниками человека как в составлении текстов, так и в исследовании материала.

С наибольшей очевидностью это демонстрирует вкладка Google Explore. Она позволяет разместить многие возможности Google внутри вашего документа. Как автор, готовящий материалы главным образом для Web, могу засвидетельствовать: это весьма эффективно.

Кстати, о среде Web. Разработчики Google Docs реализовали в своем продукте еще одну замечательную возможность. Когда пользователь выделяет слово и нажимает комбинацию клавиш Command + K или Control + K, система выполняет поиск в Web и может мгновенно снабдить найденный текст ссылкой. Если вы ведете блог или пишете тексты для публикации в Интернете, такая возможность вам очень пригодится.

Эта связь со средой Web проявляется и в других отношениях. Средства Google Docs с необыкновенной легкостью решают такие задачи, как распознавание терминов и названий в вашем тексте. Им известно, например, что Kotlin — язык программирования, а между тем Word норовит заменить это слово на Katlin. Я неоднократно убеждался на множестве примеров, что системе Google понятен смысл даже маловразумительных слов и фраз.

С годами я все больше склоняюсь к использованию Google Docs и должен сказать, что тому есть еще одно практическое обоснование: я никогда ничего не теряю. После каждого нажатия клавиши в начале соответствующего файла появляется сообщение All changes saved in Drive («Все изменения сохранены в Google Drive»). Чтобы найти более раннюю версию файла, достаточно ввести несколько символов в поле поиска Google Drive. Когда ваш документ размещен в Google Drive, ощущение такое, что он у вас всегда под рукой.

Наконец, платформа Google Docs предусматривает возможность одновременного редактирования документа несколькими пользователями. Это общеизвестный факт, и к нему вряд ли можно добавить что-то существенное. Правда, аналогичная функция применительно к файлам, объединенным через хранилище OneDrive, реализована и в пакете Word, но я все же считаю, что Google Docs с этой задачей справляется лучше.

Word: качество ваших текстов повысится

Google Docs — не единственная платформа, незаметно помогающая пользователю более эффективно работать с текстом. Мощным потенциалом в этом отношении обладает пакет Word, что делает его весьма привлекательным продуктом.

В частности, реализованные в нем функции Researcher и Editor расширяют границы возможностей текстового процессора. Модуль Researcher, во многом напоминающий вкладку Explore решения Google, дает пользователю возможность искать значения терминов, определять слова или получать короткие справки из Википедии. Кроме того, вы можете включать в текст цитаты, которые будут форматироваться автоматически.

Но что особенно важно, благодаря использованию программы Word вы действительно начнете писать лучше. Программа с большей эффективностью выискивает повторяющиеся фразы, клише и другие средства выражения, от использования которых в текстах лучше воздержаться (см. экран).

 

Редактор Word побуждает пользователя работать над текстом
Экран. Редактор Word побуждает пользователя работать над текстом

Редактор Word существует уже довольно давно и потому хорошо приспособлен для форматирования бумажных документов. Если вы оперируете более солидным набором шаблонов и для вас важно работать не в браузере, а в отдельном приложении, вы найдете в пакете Word множество достоинств.

Здесь стоит отметить, что специалисты Microsoft прекрасно справились с задачей усовершенствования офисных приложений для систем iOS и Android. Особенно эффективно эти программы функционируют на планшетах iPad Pro. Это важная платформа, особенно если учесть то внимание, которого она была удостоена на состоявшейся в этом году конференции разработчиков WWDC.

Наконец, не будем забывать про перо. Разработчики планшетов Microsoft Surface уделили большое внимание функции рисования; в результате пользователи получили в свое распоряжение несколько добротных средств для разметки документов. Если вы владелец такого планшета или просто любите размечать тексты на своем компьютере, имейте в виду, что Word предоставляет для этого широкие возможности.

И каков же вердикт?

Возможно, кто-то сочтет меня абсолютно бесхребетным существом, но должен признаться, что я использую оба решения. Когда я пишу статьи, то составляю их в Google Docs, а завершающие штрихи добавляю в редакторе Word. Что же касается общего потока работ, то средства Google Docs удобно применять для вставки ссылок и получения кратких аналитических фрагментов с помощью Google Docs Explore.

Работая с диском Google Drive, я могу быстро обращаться к нужным файлам со всех своих устройств. Разумеется, операционная система Windows располагает собственными инструментами для организации файлов, но, поскольку проекты, которые я веду совместно с коллегами, большей частью размещаются в Google Drive, есть все основания пользоваться преимуществами, реализованными в платформе Google Docs.

Тем, кто столкнулся со сходной дилеммой, я могу дать следующую рекомендацию. Поработайте с каждым продуктом неделю. В электронной таблице составьте список с различными категориями («Excel или Google Sheets» — это отдельная тема) и посмотрите, каким будет ваше заключение.,