Сегодня мобильным банком сложно кого-то удивить. Пользователю удобно в той или иной степени управлять движением средств на своем счете с помощью приложений для мобильных устройств, да и вычислительная мощность смартфона ныне превышает мощность компьютеров NASA, управлявших посадкой космического корабля на Луну. Мир приложений для мобильных устройств многообразен. Многие из них проводят оплату с помощью таких же приложений через Интернет. Для банков наличие мобильных приложений и их многообразие — это еще и средство привлечения клиентов, а также доказательство своего передового опыта. Но вместе с этим появляются и проблемы. Пользователи часто не хотят и не умеют заботиться о безопасности своих мобильных устройств. А ведь в случае каких-либо неприятностей, связанных с банковским счетом, они всегда готовы обвинять банк. Обратимся к статистике.
Мировой рынок мобильных операционных систем
На мировом рынке мобильных операционных систем можно наблюдать нарастающую тенденцию перехода пользователей устройств, работающих под iOS и Windows Phone, на устройства с операционной системой Android. Обе операционные системы неуклонно теряют своих сторонников. Безусловно, этот процесс пока не стал лавинообразным, однако тенденция именно такова (см. экраны 1 и 2).
Экран 1. Распространение мобильных операционных систем на мировом рынке (http://gs.statcounter.com/#mobile+tablet-os-ww-monthly-201512-201612) |
Экран 2. Распространение мобильных устройств с различными операционными системами |
Как показано на экране 2, в прошлом году доля Windows Phone составляла всего 1,6%, iOS — 24,16%, в то время как устройств с Android было 65,12%.
Российский рынок
Как ни странно, рынок мобильных операционных систем в России демонстрирует другие тенденции, отличные от мировых. Операционная система от Google остается самой популярной, однако доля iOS и Windows Phone выше, чем на мировом рынке (см. экран 3).
Экран 3. Статистика распространенности мобильных операционных систем в России |
Как видно из экрана 4, доля Windows Phone на рынке Российской Федерации составляет 2,66%, что практически вдвое выше среднемирового уровня, iOS — 33,08%, что также превышает среднемировой уровень, а доля устройств с Android, наоборот, ниже и составляет 60,95%.
Экран 4. Мобильные операционные системы в России |
К какому выводу можно прийти на основе приведенной статистики? Очевидно, что подавляющее число банковских мобильных приложений будет работать под управлением iOS и Android. А как обстоит дело с безопасностью самих смартфонов на базе этих операционных систем?
Основная проблема мобильных устройств
Главной проблемой всех операционных систем для мобильных устройств является установка обновлений. И если с пользователями iOS все более или менее понятно, то устройства Android доставляют много хлопот. Рассмотрим состояние дел подробнее.
Начнем с iOS. Стоит признать, что, несмотря на все многообразие аппаратов iPhone, пользователи все же стараются обновлять свои операционные системы.
Как показано на рисунке 1, 80,4% устройств работают под управлением последней версии iOS. Таким образом, большинство пользователей iOS используют последнюю, наиболее защищенную версию операционной системы. Но банковским специалистам следует помнить, что в России довольно часто встречаются устройства с измененной версией операционной системы от Apple. И устанавливать банковские приложения на них нельзя!
Рисунок 1. Версии iOS по состоянию на 18 января 2017 года |
Теперь об обновлениях для Android. О проблемах с обновлениями для устройств на базе Android не слышал, наверное, только глухой. Несмотря на то что Google уже выпустил версию Android 7, многообразие версий данной операционной системы просто зашкаливает, что отражено в таблице и на рисунке 2.
Рисунок 2. Версии Android по состоянию на 9 января 2017 года |
Таким образом, получается, что под управлением последней версии Android работает всего 0,7% устройств. И даже если брать в расчет еще и предпоследнюю версию 6.0, то получится всего 30,1% всех устройств, то есть даже не каждое третье устройство. О чем это говорит? О том, что разработчикам мобильных банковских приложений придется ориентироваться на большое число версий.
Что делать?
Разработчики банковских приложений должны заранее предусмотреть следующее:
- Приложения должны перед установкой проверять версию мобильной операционной системы.
- Приложения должны устанавливаться только на последнюю или предпоследнюю версию мобильной операционной системы.
- Если устройство взломано, то приложение не должно устанавливаться.
- В случае если на устройстве под управлением Android разрешена установка приложений из независимых источников, банковское приложение устанавливаться не должно.
- Пользователь должен получать предупреждения о необходимости установки антивирусного программного обеспечения и регулярном его обновлении.
Надо сказать, что требования к клиентскому программному обеспечению уже возрастают. Правда, пока только требования к приложениям для персональных компьютеров. Например, в ноябре 2016 года Сбербанк России (https://online.sberbank.ru/CSAFront/news/view.do? id=688) заявил о том, что с 27 ноября в Сбербанке Онлайн прекращается поддержка устаревших версий веб-браузеров. Для корректной работы с программой Сбербанк Онлайн необходимо использовать перечисленные ниже (или более новые) версии браузеров:
- Internet Explorer 11.0 и выше;
- Яндекс.Браузер 15.9 и выше;
- Google Chrome 40.0 и выше;
- Mozilla Firefox 15.0 и выше;
- Opera 17.0 и выше;
- Safari 5.0 и выше.
Могу предположить, что не за горами и изменение требований к приложениям для мобильных устройств.