Что делать ИТ-специалистам любой организации, где эксплуатируются системы SharePoint и Office 365? Конечно, создавать информационные панели! Если мне не изменяет память, такое требование выдвигалось всеми клиентами, с которыми мне приходилось работать на протяжении последних нескольких лет. Возможность создавать информационные панели, содержащие отчеты для администраторов, часто бывает важнее, чем базовые функции продукта.
В локальной версии SharePoint предусмотрены базовые средства для работы с информационными панелями, построенные на основе таких компонентов, как служба Excel Services (в SharePoint 2016 не реализована) и другие, в том числе PerformancePoint. У каждой из них есть свои сильные стороны, и каждая выполняет свою задачу. Используя службы Excel, вы получаете возможность создавать проекты на базе электронных таблиц. В результате отпадает необходимость в обучении персонала, если, конечно, сотрудники уже умеют создавать диаграммы Excel или списки данных (см. экран 1).
Экран 1. Списки данных в Excel |
Такая схема приемлема, но она годится только для работы с файлами Excel, хотя, конечно, вы можете использовать данные из внешних источников в формате Excel. Кроме того, если вы переходите на версию SharePoint 2016, эта возможность теряется. Усовершенствования, внесенные в такие инструменты бизнес-аналитики, как PowerView и PowerPivot, позволяют исследовать данные с предварительным разбиением их на мелкие фрагменты, что дает возможность насыщать информационные панели богатыми диаграммами (см. экран 2).
Экран 2. Данные с предварительным разбиением на мелкие фрагменты |
Но надо сказать, что Excel не единственное решение. Широкие возможности предоставляет продукт PerformancePoint, оснащенный конструктором Dashboard Designer. Это приложение, по типу напоминающее Office, позволяет настроить соединения для получения данных, а также указать расположение данных (см. экран 3).
Экран 3. Конструктор Dashboard Designer продукта PerformancePoint |
С помощью этого инструмента вы можете создавать модели данных по всей цепочке вплоть до отчетов, которые собираетесь отображать. Они могут включать в себя любой тип соединений с интерфейсом ODBC, обеспечивающих данными информационную панель. Подкупает то обстоятельство, что данные из списка SharePoint List могут использоваться без каких-либо затруднений и затем применяться для создания необходимых пользователю отчетов и диаграмм (см. экран 4). Основные компоненты показаны на экране 5.
Экран 4. Формирование отчета |
Экран 5. Результаты отчета |
С помощью этих данных можно сформировать диаграмму, которая позволяет углубляться в детали, а также выполнять другие типы фильтрации (см. экран 6).
Экран 6. Детализация данных |
Сочетая указанные компоненты с такими средствами, как служба отчетов SQL Reporting Services, вы сможете создавать достаточно сложные информационные панели (см. экран 7).
Экран 7. Панель с данными службы отчетов SQL Reporting Services |
Как вы можете убедиться, локальная версия SharePoint предоставляет несколько ограниченный набор возможностей. Большинство компонентов Business Intelligence не были обновлены даже в версии SharePoint 2016. В бизнес-платформе Office 365 были реализованы все новые функции, такие как инструмент Power BI, обеспечивающий более эффективные процедуры проектирования, создания и публикации информационных панелей с помощью данных локальных систем, получаемых через шлюз Data Gateway, или «облачных» данных, поступающих через встроенные соединители.
Именно средство Power BI я рекомендовал бы пользователям, которые намереваются создавать информационные панели. Особо отмечу, что оно дает возможность встраивать их в сайт SharePoint. В сущности, если вы перешли на версию SharePoint 2016 или на SQL 2016 со службами SQL Reporting Services 2016, элемент отчетов может быть внедрен в локальную версию и в Power BI.
После добавления данных в Power BI — из Интернета или с использованием настольных приложений — вы можете компоновать различные элементы управления в соответствии со своими потребностями (см. экран 8).
Экран 8. Соединение локальных и «облачных» данных |
Углубляться в детализированные данные легко, поскольку они привязаны к тому компоненту, который, по вашему представлению, в них нуждается (см. экран 9).
Экран 9. Детализированные данные |
В результате перед индивидуальными и корпоративными пользователями открываются широкие возможности: достаточно щелкнуть мышью, и вы видите данные в том представлении, в каком вам нужно. Office 365 предоставляет потребителям превосходные средства для конструирования информационных панелей.
Разумеется, для этого требуется подписка на Office 365 с Power Bi и, возможно, локальные шлюзы данных. Перечисленные средства позволят вам создавать полноценные гибридные информационные панели.