Все мы время от времени принимаем личные решения о профессиональном росте. Иногда это решение о смене рода деятельности в поисках более интересной или хорошо оплачиваемой работы. Кому-то требуется понять, чем же хочется заниматься. А иногда это просто вопрос о том, какие курсы нужны, чтобы приобрести необходимые навыки. Учитывая современный акцент на «облако» и недостаточную зрелость обучающих программ по Exchange, локальным администраторам предстоит решить непростую задачу. Сообщение, недавно полученное от одного из читателей, вызвало у меня интерес, поскольку в нем была затронута весьма актуальная проблема. Процитирую это сообщение:
«Я работал системным администратором Exchange около 12 лет в нескольких компаниях. Мне нравится работать администратором почты, но в последнее время у меня возникает ощущение, что мои знания, относящиеся к диагностике Exchange, больше не углубляются. Что можно сделать, какие курсы посетить, чтобы глубже разобраться в вопросах диагностики Exchange? Microsoft закрывает программу Master и учебные курсы Ranger, и я не знаю, какие варианты доступны».
В этом письме опытный администратор Exchange поднимает вопросы о тех шагах, которые следует предпринять, чтобы развиваться дальше. Первый вопрос связан с тем, какие учебные курсы доступны администраторам Exchange, в частности работающим с локальной средой. Достаточно выполнить быстрый поиск, чтобы найти множество очных учебных курсов для администраторов Exchange в различных уголках мира. Но дело в том, что цель большинства из них — помочь специалистам получить сертификаты Microsoft (https://www.microsoft.com/en-us/learning/exchange-server-training.aspx), сдав экзамены 70-341 (базовый Exchange 2013) и 70-342 (расширенный Exchange 2013).
Много курсов можно найти и в Интернете, от бесплатной виртуальной академии Microsoft до платных курсов, проводимых такими компаниями, как Lynda.com (http://www.lynda.com/Exchange-Server-training-tutorials/5846-0.html) и Infinite Skills (http://www.infiniteskills.com/training/learning-microsoft-exchange-server-2013.html). Я не очень хорошо знаком с такими курсами, но подозреваю, что их успех в огромной степени зависит от знаний инструктора и его опыта использования технологии.
Но ни очные курсы в классе, ни заочное обучение через Интернет не дает ответа на вопрос. Любой специалист, имеющий 12-летний стаж работы с Exchange в разных компаниях, вероятно, может углубить свои знания, чтобы получить сертификат, или изучить новую версию Exchange без помощи курсов. Вопрос в том, как получить более глубокие знания, например советы по поиску неисправностей и детальные сведения об устройстве продукта, которые в прошлом группа разработчиков Exchange предоставляла в рамках программы Microsoft Certified Master (MCM).
У меня есть некоторые претензии к программе MCM, не в последнюю очередь из-за сомнительных экономических выгод как для Microsoft, так и для участников. Однако нет сомнений, что за несколько недель общения с разработчиками учащиеся приобретут знания, которые нельзя получить больше нигде. Поэтому мне очень жаль, что Microsoft закрыла программу MCM в 2013 году. Думаю, можно было перестроить структуру и способы предоставления услуг MCM (Exchange), чтобы сделать их более эффективными и экономичными. Но это дело прошлое, и MCM (Exchange) не вернуть.
Трудно (и затратно) продумывать, разрабатывать и предоставлять высококачественное обучение для технологии, которая находится в состоянии постоянных перемен. В условиях ежеквартального выпуска накопительных пакетов обновления для Exchange 2013 и Exchange 2016 составителям учебных курсов необходимо отражать последние новшества. Некоторые обновления, такие как Exchange 2013 CU4 (SP1), содержат очень много новых возможностей, тогда как другие предназначены в основном для устранения изъянов. Того же можно ожидать и от накопительных пакетов обновления для Exchange 2016. Все это создает трудности для авторов курсов, составителей экзаменационных вопросов и руководства по сертификации. Поль Робишо и я столкнулись с этой проблемой, когда вели курсы Exchange 2010 Maestro несколько лет назад. Мы можем засвидетельствовать, что пересмотр учебного материала по мере появления накопительных пакетов обновления — весьма утомительное занятие.
Гораздо проще обновить контент и выпустить новые версии, поэтому ePublishing принесет пользу, если авторы и издатели будут внимательно отслеживать приложения и своевременно обновлять материалы, когда Microsoft выпускает обновления. Мы используем этот подход для ведения электронной книги Office 365 for Exchange Professionals (http://thoughtsofanidlemind.com/2015/09/17/launching-office-365-for-exchange-professionals-2 nd-edition/). Это трудоемкая работа, но благодаря ей книга всегда содержит актуальную информацию. Мне известно, что Эндрю Хиггинботам (обладатель сертификата MCM) и Поль Каннингем в ближайшем будущем выпустят электронную книгу по диагностике Exchange. Надеюсь, что эта книга также будет своевременно обновляться.
У меня нет однозначного ответа на вопрос, где найти материал для углубленного изучения сервера Exchange. Но, вероятно, даже более актуален другой вопрос: каким образом администраторы Exchange смогут совершенствовать свои навыки в мире, в котором технологии меняются с головокружительной скоростью?
«Облако» — фактор, сегодня оказывающий самое большое влияние на развитие Exchange. Среди преимуществ Exchange 2016 — технология, разработанная для нужд Exchange Online и перенесенная в локальную версию, особенно в части высокой доступности. Однако в будущем появится совсем немного функций для локального использования. По этой причине всем администраторам Exchange полезно уделить внимание происходящему внутри Office 365, особенно в области гибридных соединений, со всеми вытекающими последствиями, в том числе для синхронизации каталогов и процедуры единой регистрации. Даже если ваша компания не планирует использовать Office 365 в ближайшем будущем, я рекомендую установить и поддерживать собственный тестовый клиент Office 365. Это недорогое средство обучения, которое может принести пользу как отдельным сотрудникам, так и компании.
Я бы пошел дальше. Среда Office 365 имеет огромные отличия от локальной среды Exchange. Для многих компаний электронная почта становится первым рабочим приложением, перемещаемым в «облако», но чрезвычайно полезными могут оказаться и другие части Office 365, вплоть до замены традиционных УАТС при использовании нового плана E5. Замена старого файлового сервера Windows службой OneDrive для бизнеса, создание новой платформы совместной работы вокруг групп Office 365 или реализация внутренних средств видеообучения и связи на основе видеопортала Office 365 — вот три примера преимуществ, которые можно извлечь из Office 365.
В области администрирования существует множество тонкостей, которые необходимо освоить, чтобы понять, как работает Office 365 и что делать в случае неисправностей. Очень пригодится понимание Azure Active Directory и служб данных Azure; по-прежнему полезными будут и навыки использования PowerShell. Отчеты Office 365 и мониторинг требуют подхода, отличного от применяемого на локальных серверах, особенно в присутствии гибридных соединений. Контролировать изменения может быть нелегко, поэтому придется подумать, каким образом можно использовать первый выпуск с клиентом.
С появлением «облака» необходимость обучения и наращивания профессиональных навыков сотрудников никуда не исчезает. Они просто меняются. Другие сдвиги технологической парадигмы изменили способы получения знаний, и эта проблема останется, как бы Microsoft, Amazon, Google и другие компании ни совершенствовали «облачные» службы.
Мой совет читателю: не замыкаться в локальной среде. Даже если условия вашей текущей работы определяются локальными серверами, полезно подумать о будущем и разобраться в происходящем внутри Office 365. Выясните, почему ваши навыки для работы с Exchange в этой среде одновременно остаются прежними и становятся иными. Активность переносится в «облако». Вам необходимо суметь перейти в него, когда представится удобный момент.