Я понимаю, почему многим кажется фантастикой, как такой «монументальный» программный продукт, как система Office 365, может развиваться в столь быстром темпе. Огромное количество изменений говорит о том, какие громадные инженерные ресурсы компания Microsoft выделила на переход от локальных платформ к «облачным» и на сохранение технического превосходства над конкурентами. Поддержка широкого потока новых функций производит хорошее впечатление, по крайней мере на слайдах PowerPoint.
Проблема в том, что, несмотря на годы практики, Microsoft до сих пор не овладела искусством управления изменениями в Office 365. Нет ничего плохого в таком количестве изменений в системе, когда все обновления четко обозначены для клиентов и подписчики могут без труда управлять процессом внедрения. Однако в нашем случае дела обстоят иначе. В план развития Office 365 Roadmap не были включены все изменения, внесенные в прошлом году, некоторые программы не поддерживают возможность выборочного развертывания обновлений программы раннего доступа, а изменения, заметные для конечных пользователей, часто начинают применяться без необходимых в таких случаях предупреждений.
Инженеры и менеджеры продуктов, естественно, хотят как можно раньше увидеть результат своей работы в эксплуатации. Также понятно желание узнать, что думают потребители о новых возможностях и можно ли использовать внедрение этих возможностей для улучшения программного обеспечения. Отдавая должное Microsoft, я считаю, что функции Delve и Clutter — это хорошие примеры новых возможностей системы Office 365, которые были внедрены довольно грубо, но со временем значительно усовершенствованы. Механизм Office 365 Groups также был заметно обновлен, но, по мнению некоторых аналитиков, ему еще есть куда расти. Неполная интеграция с механизмом Power BI служит примером ситуации, когда изменение было вброшено в систему, хотя стоило подождать, пока оно не станет более надежным.
Однако я сомневаюсь, что многие из инженеров и менеджеров продуктов когда-либо пытались сопровождать развертывание новых технологий для большой группы пользователей и управлять им. Конечным пользователям, как правило, трудно свыкнуться с изменениями. Даже техническим специалистам нелегко отслеживать изменения и разбираться в ситуации, имея дело с двумя нововведениями за рабочий день.
С другой стороны, вполне возможно, что многие конечные пользователи просто не замечают происходящего, потому что клиентские приложения защищают их от последствий изменений. Если вы используете приложение Outlook Web App, то знаете все об изменениях в системе Office 365, так как пользовательский интерфейс постоянно обновляется. С другой стороны, используя приложения Outlook 2010 или Outlook 2013, вы бы не заметили никаких изменений по сравнению с прошлым годом, так как новые механизмы, внедренные за это время, никак не отразились на клиентских приложениях. Ситуация с мобильными клиентами несколько отличается, так как для них частое обновление является нормой, но и новые функции, такие как Office 365 Groups и Delve, можно будет увидеть только после того, как появится поддержка протоколов со стороны клиентских устройств или будут выпущены новые приложения.
Не исключено, что Microsoft наращивает скорость изменений, пока подавляющее большинство подписчиков системы Office 365 составляют представители малого и среднего бизнеса, менее чувствительные к потрясениям, вызванным обновлением программного обеспечения. Возможно, темп замедлится по мере того, как крупные компании будут переносить рабочие процессы в систему Office 365.
Я думаю, что у Microsoft предусмотрен механизм, позволяющий эффективно управлять изменениями в системе Office 365. План развития содержит много ценной информации, но очевидно, что пользователи не просматривают его настолько часто, чтобы оставаться в курсе последних изменений. Очень странно, что страница плана развития на сегодня в общей сложности включает 111 обновлений (21 запущено, 31 обрабатывается, 57 в разработке и 2 отменены). Это немного не соответствует тем «450 изменениям», о которых трубит Microsoft.
Приложение Admin App становится все лучше, но при этом оно не является инструментом для отслеживания изменений. Кроме того, мой опыт показывает, что загруженные администраторы заходят в центр сообщений Office 365, только когда у них есть «железобетонная» причина, обычно чтобы обнаружить активные простои.
Если специалисты Microsoft действительно хотят сделать жизнь администраторов проще, возможно, они могли бы рассылать по электронной почте ежемесячный сборник обновлений, содержащий ссылки на подробную информацию обо всех изменениях, произошедших в прошлом месяце, и обо всех новинках, запланированных к развертыванию в следующем месяце в рамках программ раннего и стандартного доступа. По крайней мере, тогда администраторы не смогут сказать, что они не знали, чего ожидать, если, конечно, функция Clutter не удалит сообщение c глаз долой.