Собственная бизнес-анали­ти­ка — одно из самых важных дополнений к платформе SharePoint в последних версиях продукта. Устанавливать многочисленные элементы базовой инфраструктуры или приобретать компоненты сторонних поставщиков больше не требуется; теперь можно просто создать все необходимое в SharePoint и приступить к работе. Использование средств бизнес-аналитики SharePoint можно начать следующим образом.

Прежде всего, необходимо выяснить, что доступно в локальной среде и какими возможностями можно дополнить «облачное» решение благодаря Office 365. В этой статье мы рассмотрим готовые к использованию и поддерживаемые возможности SharePoint 2013.

  • службы Excel;
  • PerformancePoint;
  • службы отчетов;
  • Power View;
  • службы Business Connectivity Services.

Перечисленные центральные компоненты обеспечивают способ использовать данные, опрашивать или просто визуально представлять их. Но бизнес-аналитика не только предоставляет диаграммы или панели мониторинга.

В Википедии можно найти следующее определение бизнес-аналитики:

«Бизнес-аналитика (BI) часто описывается как набор методов и инструментов для преобразования необработанных данных в осмысленную и пригодную для анализа информацию. Термин data surfacing связан с функциями бизнес-аналитики. BI-технологии позволяют обрабатывать большие массивы неструктурированных данных, чтобы помочь обнаруживать, развивать и создавать новые стратегические бизнес-возможности. Цель бизнес-аналитики — упростить интерпретацию больших объемов данных».

Если это так, то инструменты, составляющие SharePoint Business Intelligence, должны обеспечить простую интерпретацию используемых данных и позволить другим сотрудникам принимать взвешенные решения на основе этих данных. Поэтому рассмотрим доступные службы и выясним, что можно сделать с их помощью.

Службы Excel реализованы в SharePoint давно. Они располагают четырьмя основными интерфейсами:

  1. Веб-часть Outlook Web Access позволяет просматривать и взаимодействовать с динамической рабочей книгой с использованием браузера.
  2. Веб-службы Excel для программного доступа.
  3. Объектная модель ECMAScript (JavaScript, JScript) для автоматизации и настройки.
  4. API-интерфейс передачи репрезентативного состояния (REST) для доступа к частям рабочей книги напрямую через URL-адрес.

Эти интерфейсы составляют базовую систему, которой вы можете воспользоваться. Внутренние службы Excel гораздо более сложные. Компоненты служб Excel Services разделены между ролями приложения и веб-сервера внутри SharePoint (см. рисунок). Следует учесть, что эти службы удалены из версии SharePoint 2016 и добавлены в новый Office Online Server.

 

Компоненты служб Excel Services
Рисунок. Компоненты служб Excel Services

 

Включая необходимые функции, важно понимать, где находятся основные компоненты. Если обратиться к центру администрирования SharePoint, то внутри приложений-служб можно увидеть, что мы располагаем страницами администрирования для настройки основных параметров (см. экран 1).

 

Страница администрирования
Экран 1. Страница администрирования

 

Эти параметры позволяют указать, будут ли функционировать те или иные элементы. Одно из преимуществ служб Excel — возможность отображать файлы Excel непосредственно в браузере. В библиотеке документов можно включить режим браузера, выбрав нужный параметр, как показано на экране 2.

 

Включение режима просмотра файлов Excel в браузере
Экран 2. Включение режима просмотра файлов Excel в браузере

 

На самом деле этот параметр активен по умолчанию, поэтому любые загружаемые файлы Excel должны успешно загружаться в браузере. Теперь, после установки Office Web Apps, положение изменится, как показано на экране 3.

 

Просмотр в Office Web Apps
Экран 3. Просмотр в Office Web Apps

 

Если у нас имеется работающий файл Excel, не нужно, чтобы все открывали его для просмотра контента. Можно добавить веб-части служб Excel на страницу, а затем загрузить части файла Excel. Просто отредактируйте страницу, а затем выберите Insert («Вставить») и Web Part («Веб-часть»). Если при просмотре вы не видите никаких веб-частей служб Excel, следует включить нужную функцию в коллекции сайтов, как показано на экране 4.

 

Включение веб-частей Excel Services
Экран 4. Включение веб-частей Excel Services

После того как эта функция будет включена, вы должны увидеть категорию Business Data, обеспечивающую множество веб-частей (см. экран 5).

 

Категория Business Data
Экран 5. Категория Business Data

Для данного примера мы просто добавим веб-часть Excel Web Access. После того как веб-часть добавлена, необходимо присоединить ее к электронной таблице, использованной ранее (см. экран 6). Щелкните ссылку, чтобы увидеть панель инструментов (см. экран 7). Откроется панель инструментов с двумя элементами выбора в верхней части, как на экране 8.

 

Присоединение веб-части
Экран 6. Присоединение веб-части

 

Открытие панели инструментов
Экран 7. Открытие панели инструментов

 

Панель инструментов
Экран 8. Панель инструментов

Сначала выберем рабочую книгу (Workbook), которую предстоит использовать (см. экран 9). Завершив выбор, примените этот параметр, и веб-часть будет отображать данные из электронной таблицы, а затем на панели инструментов станут доступными различные параметры, как показано на экране 10.

 

Выбор рабочей книги
Экран 9. Выбор рабочей книги

 

Параметры панели инструментов для таблицы
Экран 10. Параметры панели инструментов для таблицы

Благодаря выбору этих параметров вид дисплея изменится на желаемый. После отмены выбора нескольких параметров веб-часть будет выглядеть примерно так, как показано на экране 11.

 

Измененная веб-часть
Экран 11. Измененная веб-часть

В зависимости от настроек вид веб-части может немного меняться. Например, если созданы именованные диапазоны, то можно сделать так, что второй элемент выбора будет показывать только эти значения (см. экран 12).

 

Именованные диапазоны
Экран 12. Именованные диапазоны

Как мы видим, использование простых возможностей Excel позволяет добавлять к SharePoint функции в стиле панелей мониторинга, создавая диаграммы и таблицы данных в Excel, а затем выдавая их в веб-частях SharePoint.

В следующей статье мы более подробно рассмотрим службы Excel, а также другие компоненты бизнес-аналитики для SharePoint.