Собственная бизнес-аналитика — одно из самых важных дополнений к платформе SharePoint в последних версиях продукта. Устанавливать многочисленные элементы базовой инфраструктуры или приобретать компоненты сторонних поставщиков больше не требуется; теперь можно просто создать все необходимое в SharePoint и приступить к работе. Использование средств бизнес-аналитики SharePoint можно начать следующим образом.
Прежде всего, необходимо выяснить, что доступно в локальной среде и какими возможностями можно дополнить «облачное» решение благодаря Office 365. В этой статье мы рассмотрим готовые к использованию и поддерживаемые возможности SharePoint 2013.
- службы Excel;
- PerformancePoint;
- службы отчетов;
- Power View;
- службы Business Connectivity Services.
Перечисленные центральные компоненты обеспечивают способ использовать данные, опрашивать или просто визуально представлять их. Но бизнес-аналитика не только предоставляет диаграммы или панели мониторинга.
В Википедии можно найти следующее определение бизнес-аналитики:
«Бизнес-аналитика (BI) часто описывается как набор методов и инструментов для преобразования необработанных данных в осмысленную и пригодную для анализа информацию. Термин data surfacing связан с функциями бизнес-аналитики. BI-технологии позволяют обрабатывать большие массивы неструктурированных данных, чтобы помочь обнаруживать, развивать и создавать новые стратегические бизнес-возможности. Цель бизнес-аналитики — упростить интерпретацию больших объемов данных».
Если это так, то инструменты, составляющие SharePoint Business Intelligence, должны обеспечить простую интерпретацию используемых данных и позволить другим сотрудникам принимать взвешенные решения на основе этих данных. Поэтому рассмотрим доступные службы и выясним, что можно сделать с их помощью.
Службы Excel реализованы в SharePoint давно. Они располагают четырьмя основными интерфейсами:
- Веб-часть Outlook Web Access позволяет просматривать и взаимодействовать с динамической рабочей книгой с использованием браузера.
- Веб-службы Excel для программного доступа.
- Объектная модель ECMAScript (JavaScript, JScript) для автоматизации и настройки.
- API-интерфейс передачи репрезентативного состояния (REST) для доступа к частям рабочей книги напрямую через URL-адрес.
Эти интерфейсы составляют базовую систему, которой вы можете воспользоваться. Внутренние службы Excel гораздо более сложные. Компоненты служб Excel Services разделены между ролями приложения и веб-сервера внутри SharePoint (см. рисунок). Следует учесть, что эти службы удалены из версии SharePoint 2016 и добавлены в новый Office Online Server.
Рисунок. Компоненты служб Excel Services |
Включая необходимые функции, важно понимать, где находятся основные компоненты. Если обратиться к центру администрирования SharePoint, то внутри приложений-служб можно увидеть, что мы располагаем страницами администрирования для настройки основных параметров (см. экран 1).
Экран 1. Страница администрирования |
Эти параметры позволяют указать, будут ли функционировать те или иные элементы. Одно из преимуществ служб Excel — возможность отображать файлы Excel непосредственно в браузере. В библиотеке документов можно включить режим браузера, выбрав нужный параметр, как показано на экране 2.
Экран 2. Включение режима просмотра файлов Excel в браузере |
На самом деле этот параметр активен по умолчанию, поэтому любые загружаемые файлы Excel должны успешно загружаться в браузере. Теперь, после установки Office Web Apps, положение изменится, как показано на экране 3.
Экран 3. Просмотр в Office Web Apps |
Если у нас имеется работающий файл Excel, не нужно, чтобы все открывали его для просмотра контента. Можно добавить веб-части служб Excel на страницу, а затем загрузить части файла Excel. Просто отредактируйте страницу, а затем выберите Insert («Вставить») и Web Part («Веб-часть»). Если при просмотре вы не видите никаких веб-частей служб Excel, следует включить нужную функцию в коллекции сайтов, как показано на экране 4.
Экран 4. Включение веб-частей Excel Services |
После того как эта функция будет включена, вы должны увидеть категорию Business Data, обеспечивающую множество веб-частей (см. экран 5).
Экран 5. Категория Business Data |
Для данного примера мы просто добавим веб-часть Excel Web Access. После того как веб-часть добавлена, необходимо присоединить ее к электронной таблице, использованной ранее (см. экран 6). Щелкните ссылку, чтобы увидеть панель инструментов (см. экран 7). Откроется панель инструментов с двумя элементами выбора в верхней части, как на экране 8.
Экран 6. Присоединение веб-части |
Экран 7. Открытие панели инструментов |
Экран 8. Панель инструментов |
Сначала выберем рабочую книгу (Workbook), которую предстоит использовать (см. экран 9). Завершив выбор, примените этот параметр, и веб-часть будет отображать данные из электронной таблицы, а затем на панели инструментов станут доступными различные параметры, как показано на экране 10.
Экран 9. Выбор рабочей книги |
Экран 10. Параметры панели инструментов для таблицы |
Благодаря выбору этих параметров вид дисплея изменится на желаемый. После отмены выбора нескольких параметров веб-часть будет выглядеть примерно так, как показано на экране 11.
Экран 11. Измененная веб-часть |
В зависимости от настроек вид веб-части может немного меняться. Например, если созданы именованные диапазоны, то можно сделать так, что второй элемент выбора будет показывать только эти значения (см. экран 12).
Экран 12. Именованные диапазоны |
Как мы видим, использование простых возможностей Excel позволяет добавлять к SharePoint функции в стиле панелей мониторинга, создавая диаграммы и таблицы данных в Excel, а затем выдавая их в веб-частях SharePoint.
В следующей статье мы более подробно рассмотрим службы Excel, а также другие компоненты бизнес-аналитики для SharePoint.