ТфОП — это аббревиатура для обозначения телефонной сети общего пользования (по-английски Public Switched Telephone Network, или PSTN), глобальной телефонной системы. Данное понятие охватывает механизмы, которые мы привыкли использовать, совершая или принимая телефонные звонки как с помощью старинного таксофона на заправочной станции, так и посредством современного мобильного телефона. Одним из коммерческих достоинств Lync Server было то, что он мог использоваться для замены офисных автоматических телефонных станций (АТС). Идея заключалась в том, чтобы убрать дорогостоящие устаревшие АТС и заменить их системой Lync, используя ее для подключения компьютеров и мобильных устройств пользователей к сети ТфОП. Оригинальная версия продукта Lync Online не предусматривала возможность подключения к сети ТфОП. Чтобы обеспечить возможность такого подключения, Microsoft предпринимала попытки сотрудничества с другими производителями, но найденные решения не были удачными ни с коммерческой, ни с технической точки зрения. Впрочем, попытка объединения с поставщиками систем аудиоконференций для предоставления пользователям локальных систем доступа к телефонным конференциям была более успешной.
Когда компания Microsoft анонсировала продукт Skype for Business, предполагалось добавить интеграцию с сетями ТфОП в «облачную» версию, и в ознакомительной версии данного решения соответствующее обещание было выполнено. Официально лицензия для данного решения имеет название Skype for Business Advanced Meeting Add-on, но оно выглядит слишком громоздко.
В 2015 году механизм конференций в сетях ТфОП был доступен только в виде ознакомительной версии. В отличие от компании Google, которая часто открывает полный доступ к решению и только ставит метку «Ознакомительная версия» на сайте, в данном случае речь действительно идет об ознакомительной версии: она доступна лишь ограниченному кругу клиентов системы Office 365. Вам необходим код приглашения, и ваш подписчик должен иметь статус коммерческого подписчика в США. Не поддерживаются ни государственные, ни образовательные подписки, по крайней мере на стадии ознакомления. Я полагаю, что компания Microsoft расширит рамки ознакомительного использования, прежде чем сделать технологию конференций в сетях ТфОП полноценной частью системы, но публичных заявлений об этом, как и о предоставлении доступа к решению в других странах, сделано не было. Поскольку в данный момент решение находится на стадии ознакомительного применения, пользовательский интерфейс, процесс регистрации и набор функций еще могут измениться, следует иметь это в виду.
Начальные требования
Как уже упоминалось, ознакомительная версия механизма конференций в сетях ТфОП доступна только для подписчиков в США. Существуют и другие требования.
- Необходима корпоративная подписка (например, вы не можете использовать план подписки Small Business или любой другой).
- Требуется одна лицензия конференций в сетях ТфОП на каждого пользователя, который будет работать с данной функцией. В ознакомительной версии Microsoft предоставляет 1000 лицензий каждому подписчику, но, как только служба получит статус окончательной версии, вы должны будете приобрести лицензии через любой удобный канал поставки.
- Каждый из выбранных пользователей должен иметь лицензию Skype for Business Plan 2. Эта лицензия может быть частью более крупной лицензии (такой, как лицензия E3) или может применяться отдельная лицензия Skype for Business.
- Организация может задействовать систему Skype for Business в гибридном режиме, но независимо от этого лицензии на использование конференций в сетях ТфОП могут получить только те, кто использует решение Skype for Business Online. А локальным пользователям решения Skype или Lync, если такие есть, придется применять стороннюю систему конференций в сетях ТфОП, развернутую в локальной инфраструктуре.
Больше никаких требований нет. Вашим пользователям не понадобится дополнительное программное или аппаратное обеспечение и не нужно производить дополнительные настройки на клиентских машинах. Как только пользователи будут активированы (процесс я опишу позже), они могут начинать планировать собрания, в которые автоматически будет добавляться информация, необходимая для подключения. При условии соответствия требованиям вы можете перейти на сайт https://www.skypepreview.com/и запросить приглашение. Представители Microsoft не уточняли, как долго будет работать программа ознакомительного доступа или когда она будет расширена.
Активация конференций в ТфОП
Перед тем как начать активировать пользователей или планировать собрания, вы должны включить конференции в сетях ТфОП для своего подписчика. Функция конференций в сетях ТфОП поставляется как дополнительный компонент системы Skype for Business Online. Вместе с приглашением к участию в ознакомительном использовании вы получите уникальный URL-адрес. Необходимо будет открыть этот адрес в браузере, авторизовавшись на портале управления Office 365. Перейдя по ссылке, вы увидите окно, показанное на экране 1.
Экран 1. Начало работы |
Важно понимать, что вам нужна именно лицензия Advanced Meetings Add-on: вы добавляете ее к своей подписке при нажатии кнопки Yes, add it to my account. Хотя на стадии ознакомительного использования лицензия предоставляется бесплатно, компания Microsoft не озвучивает никаких подробностей относительно того, сколько будет стоить данная лицензия на дополнительный компонент после выхода окончательной версии. После нажатия кнопки вы увидите экран подтверждения, на котором необходимо подтвердить свое решение присоединиться к программе ознакомительного использования, а также бланк поступления заказа. На данной стадии бланк поступления заказа будет содержать информацию о том, что вы добавили одну лицензию для дополнительного компонента. В действительности компания Microsoft предоставляет подписчикам, вступившим в программу ознакомительного использования, по 1000 лицензий на использование конференций в сетях ТфОП. На стадии ознакомительного использования число лицензий нельзя изменить. После выхода окончательной версии вы сможете приобретать и назначать лицензии для данной функции, подобно тому, как вы приобретаете лицензии для других дополнительных компонентов, таких как PowerBI или Active Directory Rights Management Services. Каждый из администраторов организации, работающих с вашей подпиской, получит подтверждение по электронной почте.
После того как вы добавите к подписке новый компонент и активируете для пользователей функцию участия в конференциях в сети ТфОП (как именно, будет описано ниже), объекту пользователя будут присвоены два новых атрибута: номер телефонного подключения, используемый по умолчанию, и личный идентификационный номер (PIN), который можно использовать для аутентификации в качестве организатора собрания. Телефонный номер и PIN конференции автоматически добавляются в приглашения на собрания, отправляемые пользователями с активированным механизмом конференций, при работе клиентских приложений OWA или Outlook с подключаемым модулем Skype for Business. PIN организатора собрания должен храниться в тайне. Относитесь к нему как к паролю.
Вскоре после активации данной функции вы заметите некоторые новые возможности, появившиеся в центре администрирования Skype for Business. Если вы перейдете в него, новая функция Dial-in conferencing появится в навигационной панели слева. Если щелкнуть по ней мышью, вы увидите полный набор инструментов, необходимых для управления настройками телефонных конференций.
Настройка соединения с ТфОП
Первая закладка в этом разделе, в данный момент имеющая подпись Microsoft bridge (preview), содержит список телефонных номеров, доступных для вашего подписчика, в зависимости от того, в какой стране вы находитесь. Какие конкретно номера вы увидите, зависит от того, какие данные компания Microsoft предоставляет для вашей учетной записи. По этой причине я удалил номера с экрана 2. Вы не можете добавлять, изменять или удалять номера, хотя Microsoft может в любое время добавить или удалить номера из списка доступных. Можно с уверенностью предположить, что за время ознакомительного периода будут добавляться новые номера. К сожалению, когда я ввел существующие номера в строку поиска ресурса phonespell.org, оказалось, что в них не было скрытых сообщений или зашифрованных слов — упущенная возможность, на мой взгляд.
Экран 2. Список телефонных номеров, доступных для подписчика |
У каждого подписчика есть один номер конференции в сети ТфОП, используемый по умолчанию, который задается с помощью ссылки Set as default, появляющейся при выборе одного из номеров. Вы также можете настроить языки, которые абоненты смогут выбирать из списка, с помощью ссылки Set languages. Каждая конференция с уникальным номером может предложить абонентам на выбор до четырех языков, которые можно отобрать из достаточно большого списка, как показано на экране 3.
Экран 3. Выбор языка конференции |
Сейчас вкладка Microsoft bridge settings (preview) содержит только три настройки.
- Вы можете воспроизводить звук уведомления, когда участники присоединяются к собранию или покидают его.
- Вы можете требовать от участников, чтобы они называли и записывали свои имена при подключении к собранию. После этого, когда они присоединяются к собранию, будет воспроизводиться записанное имя.
- Вы можете контролировать длину номера PIN собрания, добавляемого в приглашения. При этом возможности менять сам PIN пока нет.
Если вы знакомы с политиками телефонных конференций, используемых системами Lync или Skype for Business в локальных окружениях, вы почувствуете себя в привычной обстановке, так как они остались практически без изменений. Единственное исключение состоит в том, что в локальных средах у клиентов есть некоторые инструменты управления, которые на данный момент еще не включены в «облачную» службу (см. экран 4).
Экран 4. Настройки соединения |
На вкладке Third-party providers вы можете выбрать совместимую стороннюю систему конференц-связи вместо инфраструктуры конференций, предоставленной компанией Microsoft. Сразу после добавления компонента к подписке на этой странице нет ничего, кроме ссылки, позволяющей увидеть список поставщиков конференц-связи, в котором пока только два поставщика. Здесь же находится ссылка на мастер импорта и экспорта, который используется в два этапа. Сначала вы готовите файл со списком пользователей, которым хотите предоставлять доступ через инфраструктуру конференц-связи, после чего получаете обратно файл с телефонными номерами и номерами PIN, предназначенными для этих пользователей.
Предоставление пользователям услуг конференц-связи
Последняя вкладка раздела Dial-in Conferencing портала администрирования Skype for Business называется Dial-in Users. У только что подключенного подписчика данная вкладка пуста и, что удивительно, отсутствует очевидный способ добавлять пользователей в окружение конференций в сетях ТфОП. Дело в том, что эта страница просто показывает, какие пользователи активированы, а также отображает их телефонные номера и назначенные номера PIN. Пока вы не активируете возможность работы с конференциями по крайней мере для одного пользователя, эта вкладка будет оставаться пустой.
Поскольку работа с конференциями в сетях ТфОП является функцией, использующей лицензию дополнительного компонента, вы можете активировать ее для пользователей теми же методами, с помощью которых предоставляете им лицензии для других решений. Вы можете выбрать отдельного пользователя на портале управления пользователями Office 365 и задействовать ссылку Edit license, которая появляется в панели навигации справа (см. экран 5), или выбрать несколько пользователей и применить механизм пакетного редактирования для массовой выдачи лицензий. Кроме того, если вам удобно работать с оболочкой управления Active Directory Windows Azure, вы можете выполнить пакетную активацию пользователей с помощью команды Set-MsolLicenseOptions.
Экран 5. Выделение лицензии пользователю |
Вы можете управлять настройками конференций для каждого пользователя с его личной страницы настроек Skype for Business. Однако отсюда вы сможете лишь сбросить номер PIN пользователя или выбрать другой телефонный номер для его конференций из пула доступных номеров. В ознакомительной версии пользователи не получают ни копии своего PIN, ни уведомления о том, что для них активирована поддержка конференций. Вам придется передавать эту новость и номер PIN по другим каналам. Представители Microsoft заявили, что компания собирается предоставить такую возможность в ближайшем будущем, и этот шаг облегчит процесс развертывания для администраторов.
Если вам удобно использовать оболочку PowerShell для управления подпиской Office 365, рад сообщить, что почти все функции управления конференциями в ознакомительной версии доступны через набор команд PowerShell. Вам необходимо будет подключиться к службе с помощью команды Connect-MsolService и установить сеанс управления Skype for Business с помощью команды New-CsOnlineSession. После установки сеанса вы можете задействовать команды для управления настройками коммутатора службы конференций (*-CsOnlineDialInConferencingBridge), номерами коммутатора (*-CsOnlineDialInConferencingServiceNumber) и пользователями (*-CsOnlineDialInConferencingUser). Судя по всему, компания Microsoft будет добавлять новые команды для управления дополнительными функциями службы.
Интерфейс пользователя
Одно из основных достоинств механизма конференций в сетях ТфОП состоит в том, что он практически не требует обучения пользователей. Когда пользователь организует новое собрание с помощью подключаемого модуля Skype для приложения Outlook либо с помощью веб-планировщика собраний (https://sched.lync.com), пользователи, для которых активирована работа с конференциями, увидят, что текст собрания, который создается автоматически, теперь содержит телефонный номер и PIN собрания, как показано на экране 6.
Экран 6. Сообщение о собрании |
Как только собрание начинается, дальнейшее взаимодействие происходит, как обычно при подключении к телефонной конференции: вы набираете номер телефона и вводите идентификатор конференции. Вам будет предложено записать свое имя, если того требуют настройки Skype, а затем система воспроизведет звук (если включен соответствующий режим), чтобы объявить о вашем подключении к конференции. Для тех, кто присоединяется к конференции со своего компьютера, используя клиент Skype for Business, порядок работы меняется незначительно. При подключении к собранию вы можете выбрать: использовать свои колонки и микрофон для воспроизведения звука, позвонить на указанный номер конференции или дать команду системе Skype for Business позвонить вам на указанный номер, чтобы подключить вас к собранию.
Во многих организациях пользователям предоставляется возможность создавать повторяющиеся встречи на протяжении длительного периода. Ни подключаемый модуль в клиенте Outlook, ни приложение OWA не позволяют вручную изменить текущее собрание с поддержкой Skype и добавить в него данные, необходимые для того, чтобы обеспечить интеграцию с телефонными конференциями. Вместо этого Microsoft предлагает использовать инструмент миграции собраний, который будет перебирать собрания, организованные вами в календаре, отбирать любые собрания, которые отмечены как собрания Skype, и обновлять их, добавляя данные телефонных конференций. Поскольку собрания сначала обновляются в вашем локальном экземпляре приложения Outlook, обновления автоматически отправляются всем участникам собрания.
Во время моих тестов служба конференций работала безупречно. Качество звонков было отличным, а возможность присоединиться к собранию с помощью клиента Skype, позволяющего организовать обратный звонок на выбранный номер телефона, или позвонив непосредственно на коммутатор конференций — большой шаг вперед по сравнению с первой версией службы Skype for Business Online. Трудно предположить, какую плату Microsoft назначит за использование службы, но, если это будет разумная стандартная цена (сравнимая с общей стоимостью лицензий Office 365, позволяющих использовать дополнительные компоненты), я думаю, что компанию ждет большой успех, когда она выпустит окончательную версию данного решения для всех пользователей.