В двух предыдущих статьях много внимания уделялось базовым строительным блокам SharePoint, а именно, типу содержимого (Content Type) и столбцам сайта (Site Column). Эти компоненты являются основными строительными блоками для всех решений, встраиваемых в SharePoint, от простых списков и библиотек до сложных решений публикации, таких как общедоступные сайты. В старых версиях SharePoint недоставало возможности определить корпоративную таксономию, которую можно было бы использовать во внутренних и внешних решениях, построенных в SharePoint. В версии SharePoint 2010 и более новых такая функция есть. Но сначала важно усвоить некоторые термины и концепции.
Таксономия (taxonomy) — это иерархическая классификация слов, меток вариантов и терминов, организованных в группы на основе сходства. Определить таксономию и централизованно управлять ею могут один или несколько пользователей.
Фолксономия (folksonomy) — классификация, в которой пользователи совместно применяют слова, метки или термины к содержимому сайта. Подход на основе фолксономии может быть полезен, так как открывает доступ к знаниям и опыту пользователей сайта и создателей содержимого. Классификация содержимого может совершенствоваться в соответствии с потребностями и интересами пользователей.
Набор терминов (term set) — группа связанных терминов. В зависимости от места создания набор терминов может быть локальным или глобальным. Наборы терминов могут быть закрытыми, то есть пользователи не смогут добавлять новые термины, когда вводят значение для столбца, соответствующего набору терминов, или открытыми, то есть пользователи смогут добавлять новые термины в набор, обновляя значение для столбца, соответствующего набору терминов.
Термин (term) — отдельный элемент в наборе терминов. Это определенные слово или фраза, которые могут быть связаны с элементом сайта SharePoint. Термин имеет уникальный идентификатор и может иметь много различных текстовых меток (синонимов). Если вы работаете с многоязычным сайтом, метки могут быть представлены на разных языках.
Существует два типа терминов.
- Управляемые термины. Управляемые термины обычно заранее определены и организованы в иерархический набор администратором хранилища терминов или другим лицом, обладающим разрешениями для работы с управляемыми метаданными.
- Корпоративные ключевые слова. Корпоративное ключевое слово — это слово или фраза, добавляемые к элементам на сайте SharePoint. Корпоративные ключевые слова организованы в единый неиерархический набор терминов в средстве управления хранилищами терминов, именуемый набором Keywords. Обычно пользователи могут добавить любое слово или фразу в элемент как ключевое слово, поэтому корпоративные ключевые слова могут применяться для тегов в стиле фолксономии. Администраторы хранилища терминов могут сделать набор Keywords закрытым, чтобы пользователи не могли вводить новых ключевых слов и были ограничены существующими ключевыми словами.
Группа (group) определяет границы безопасности. Она представляет собой набор терминов с общими требованиями к безопасности. Только пользователи, назначенные ответственными (contributor) для специфической группы, могут управлять наборами терминов, принадлежащими группе, или создавать новые наборы терминов в ней. Организациям следует создавать уникальные группы для наборов терминов с особыми требованиями к доступу или безопасности.
После знакомства с основной терминологией обратимся собственно к хранилищу терминов. Сделать это можно через центр администрирования Central Administration: щелкните Service Applications («Служебные приложения») и выберите Managed Metadata Service («Служба управляемых метаданных»), как показано на экране 1.
Экран 1. Вызов хранилища терминов |
Второй вариант: в текущем семействе веб-сайтов щелкните Site Settings («Параметры сайта»), а затем в категории Site Administration («Администрирование сайта») выберите Term Store Management («Управление хранилищем терминов) (см. экран 2).
Экран 2. Второй вариант вызова хранилища терминов |
После того как будут загружены средства управления хранилищами терминов, вы увидите следующие разделы: поиск терминов, набор терминов и структура терминов, а также администрирование или настройка выбранного узла. Первоначально отображаемая настройка — собственно корень службы управляемых метаданных Managed Metadata Service (см. экран 3).
Экран 3. Корень службы управляемых метаданных Managed Metadata Service |
Если щелкнуть подузел с именем People, который классифицируется как «Группа», то варианты меняются на показанные на экране 4.
Экран 4. Просмотр узла People |
Щелкая далее, развернем People, чтобы увидеть наборы терминов Term Sets (см. экран 5), при выборе которых экран меняется вновь.
Экран 5. Наборы терминов |
Обратите внимание, что на этом уровне отображаются не только свойства, такие как имя, владелец и политика отправки, но и другие элементы меню Intended Use («Предполагаемое использование»). Выбрав этот пункт, вы можете обозначить набор терминов как Available for Tagging (тегируемый) или использовать его как часть механизма навигации (см. экран 6).
Экран 6. Элементы меню Intended Use |
Важно понимать, что таким образом открывается возможность для глобальных перемещений через границу семейства сайтов, которая отсутствовала прежде. Как можно заметить, Term Sets внутри группы People не имеют никаких Terms, которые можно было бы использовать. Поэтому для начала создадим новую группу, набор терминов, а затем несколько терминов (см. экран 7).
Экран 7. Создание новой группы, набора терминов и нескольких терминов |
На экране 8 показаны созданные нами группа, набор терминов и несколько терминов. Кроме того, мы имеем возможность создавать вложенные термины из родительских терминов. Это обеспечивает детальное управление и возможность определить глубокие структуры для таких значений (см. экран 9).
Экран 8. Новая группа терминов, набор терминов и несколько терминов |
Экран 9. Создание вложенности терминов |
Чтобы иметь возможность создать эти типы элементов, необходимы соответствующие разрешения. Настройка разрешений производится в средстве управления хранилищами терминов. Для назначения роли необходим сотрудник с более высоким уровнем разрешений, а сама структура разрешений приведена в таблице. Для назначения этих разрешений достаточно использовать элемент управления разрешениями на каждом уровне (см. экран 10).
Экран 10. Назначение разрешений |
Существует еще одна роль пользователя, не имеющая в действительности ничего общего с разрешениями. Это роль Stake Holder, которую можно назначить термину, чтобы указать, кто является ответственным и кого следует информировать об изменениях на данном уровне.
Поэтому в целом хранилище терминов позволяет добавить централизованно управляемый набор значений, пригодный для повторного использования в различных местах сайта SharePoint.