Персональные компьютеры действительно испытывают серьезные трудности, однако слухи об их кончине несколько преувеличены. ПК не остались в прошлом. Если чему и пришел конец, то стабильности доходов от их реализации. Поэтому производители переключаются на телефоны и планшеты, это более выгодно.
У персонального компьютера три основные проблемы. Во-первых, рынок ПК характеризуется жесткой конкуренцией, и продавцы стремятся привлечь покупателей, постоянно снижая цены. Это создает жесткие условия для производителей, которые зачастую вынуждены передавать производство тому, кто запрашивает наименьшую цену, что неизбежно порождает разочарование пользователей, когда компьютер не работает как надо.
Во-вторых, производители все чаще вместо продажи потребителям предпочитают продавать свои компьютеры третьим фирмам, которые видят в этом идеальный способ навязать свое программное обеспечение владельцам кошельков. Наглядный пример продажи компанией своих клиентов третьей стороне с целью увеличения прибыли — недавний скандал со шпионским программным обеспечением Superfish на компьютерах Lenovo.
Третья и самая крупная проблема персональных компьютеров обусловлена тем, что полнофункциональные компьютеры потребителям чаще всего не нужны. Для большинства конечных пользователей ПК слишком сложные и мощные. Все, в чем нуждается средний потребитель, — это возможность пользоваться электронной почтой, обрабатывать фотоснимки и видеоролики, играть в игры и просматривать занимательные картинки онлайн. Поэтому неудивительно, что пользователи часто считают персональные компьютеры слишком обременительными, тем более что производители рассматривают их поддержку как неоправданные затраты и, что еще хуже, потенциально способны навязать вредоносное или «мусорное» программное обеспечение. Вполне естественно, что компьютеры Mac (по определению некоторых, «ПК в закрытой экосистеме») продолжают находить позитивный отклик у пользователей, особенно при наличии такого удобного варианта поддержки, как Genius Bar.
Почему ПК еще жив
Однако даже при наличии серьезных проблем я все же не верю в кончину персональных компьютеров. Действительно, продажи снизились, но, я полагаю, это отчасти из-за того, что персональные компьютеры (несмотря на все недостатки) в своем развитии вышли на уровень, на котором они живут дольше и работают лучше, чем когда-либо. Двадцать лет назад новый ПК был предметом роскоши, стоил дорого и ощущался надежной «рабочей лошадкой» на протяжении 8–12 месяцев с момента покупки. Сегодня большинство компьютеров достаточно мощны, чтобы жить три-пять лет, особенно если их не используют для всего на свете и перекладывают некоторые вычислительные функции на планшеты или другие устройства.
Наконец, даже если принято считать сегодняшнего пользователя «потребителем контента», все же кто-то должен создавать этот контент, что обычно предполагает работу на персональном компьютере, даже при том, что это все чаще делается на оборудовании Apple. Однако на каждого приверженца MacBook, делающего красивые картинки (или сайты для их размещения), найдется целый ряд традиционных компаний, где персональные компьютеры используются изо дня в день, так что идея неактуальности ПК просто смешна.
Microsoft и Surface 3
Как ни странно, в то время как понятие «персональный компьютер» неотделимо от Microsoft и Windows, компания Microsoft продолжает сражаться за внимание потребителя, одновременно игнорируя его первоочередные потребности. Другими словами, при том что типичному пользователю требуется устройство для решения «простых» вычислительных задач, таких как работа с электронной почтой, просмотр веб-страниц и обработка фотоснимков и видеороликов, трудно представить более неудобную платформу для редактирования фото и видео, чем Windows. При практически полном отсутствии поддержки манипуляций с фото- и видеофайлами в Windows 7 и более новых версиях операционной системы пользователи вынуждены перебирать сомнительные решения, что порождает все усиливающееся разочарование и неприятие Windows. И все это из-за того, что разработчики Microsoft не хотят затруднять себя написанием добротных редакторов фото и видео или платить за лицензии.
Поэтому неудивительно, что многие потребители переключаются с продуктов Microsoft на устройства Apple, обладающие превосходными встроенными средствами редактирования фото и видео. Однако я могу сказать, что, выпуская Surface 3, Microsoft начинает исправлять свои ошибки. По крайней мере, сегодня компания правильно позиционирует это устройство как гибрид планшета и ноутбука, высокопроизводительный и простой в применении. По сути, есть лишь два эффективных способа представления выводимых на рынок продуктов: показать потребителю, кем или чем он станет, приобретя данный продукт (что Apple превосходно умеет делать), или убедить его, что данное изделие лучше, чем предложения конкурентов.
При несомненных достоинствах аппаратного обеспечения и превосходных возможностях единственным реальным недостатком Surface 3 остается цена. Конечно, в сравнении с iPad и MacBook она кажется более или менее конкурентоспособной. Другими словами, цена, назначенная устройствам Surface, примерно укладывается в диапазон устройств iPad и MacBook. Однако, если Microsoft хочет отвоевать свои позиции на рынке, продажа Surface по максимально высокой цене, которую может выдержать рынок, — плохой способ взять реванш, особенно учитывая, что компания Apple настойчиво завоевывает внимание и доверие рынка. Другими словами, Microsoft, во-видимому, намного больше заботится о доходах (и их максимально долгом сохранении), чем о завоевании рынка, либо играет (и проигрывает) с производителями, подобными HP, Dell и т. д., пока те соревнуются в снижении цен на рынке ПК.
Поясню, что, если Microsoft создаст 8-дюймовый планшет Surface, я встречу его с восторгом, даже невзирая на цену. Не сомневаюсь, что он даст сто очков вперед iPad mini, и я буду ценить его даже больше, чем свой Dell Venue Pro 8.
MacBook Retina
Если говорить о погоне за прибылью, то нет удачнее примера, чем MacBook Retina 2015 — устройство небольшого веса с великолепным дисплеем. Будем, однако, честны: это не более чем разрекламированный нетбук с упрощенным мобильным процессором (то есть таким процессором, которой сегодня должен быть у нетбука стоимостью около 300 долл.). Вот только у Apple цена на эти нетбуки начинается с 1299 долл. Мы еще не живем в идеальном мире, где все периферийные устройства беспроводные, поэтому решение, созданное инженерами Apple, забывшими прорезать на MacBook 2015 порт USB и остальные, выглядит просто абсурдным. Совершенно логично назвать это новое устройство нетбуком с завышенной ценой, призванным принести акционерам Apple побольше денег.
Однако потребители, скорее всего, будут активно покупать новое изделие Apple. Это доказывает, что, хотя ПК не умер, значительно более доходными сегодня являются легкие и не столь мощные устройства, больше подходящие среднему потребителю. Неудивительно, что именно на них делается акцент на рынке.