Изучение финансовых результатов деятельности крупной корпорации — занятие весьма интересное. Недавно опубликованные данные по итогам работы Microsoft за квартал содержат некоторые весьма любопытные сведения, в том числе прогноз по прибыли от развития «облачных» услуг, которая к июлю 2015 года достигнет отметки в 5,5 млрд долл. А из этого следует, что за прошедший год платформа Office 365 записала на свой счет несколько миллионов новых клиентов. Во всяком случае, по моим оценкам.
В документе с данными за второй квартал 2015 финансового года читаем: «С учетом выручки от реализации таких продуктов, как Office 365, Azure и Dynamic CRM Online, доходы от «облачных» операций выросли на 114% и сейчас составляют в пересчете на годовой основе 5,5 млрд. долл».
Внутри этой суммы специалисты Microsoft не указывают отдельных позиций, так что мы не можем заключить, в каких пропорциях выручка распределилась между Office 365, Azure и Dynamics Online CRM, но по моим оценкам, существенная часть поступлений приходится на платформу Office 365.
Учитывая динамику внедрения Office 365 на местах, а также число историй успеха, рекламируемых корпорацией Microsoft в блоге, посвященном этой платформе, могу предположить, что, вероятнее всего, годовой доход от продажи Office 365 составит к концу финансового года Microsoft (то есть к 30 июня 2015 года) 4 млрд долл., иначе говоря, за год увеличится на 1,5 млрд долл.
К тому же надо сказать, что Microsoft не публикует каких-либо статистических данных по оплаченным подпискам на Office 365. В прошлом году я пытался проанализировать соответствующие данные и пришел к заключению, что в то время данной услугой пользовалось порядка 29,7 млн подписчиков. Новые данные указывают на то, что этот показатель ныне составляет порядка 46,2 млн оплачивающих услугу подписчиков плюс большое число клиентов, не вносящих плату (обладатели пробных версий, сотрудники академических учреждений, школ, самой корпорации Microsoft и т.д.). Общее число пользователей, подключающихся к средствам Office 365, на сегодня может составлять порядка 80 млн.
Но это при том, что я не могу гарантировать точность приведенных показателей. Все они базируются на годовых прогнозах и на множестве догадок. Однако все признаки указывают на то, что в условиях, когда компании переводят рабочие нагрузки из производственных помещений в «облако», Office 365 продолжает двигаться по восходящей траектории.
В октябре 2014 года главный управляющий Microsoft Сатья Наделла заявил на конференции Gartner: «Office 365 — это новая ипостась системы Exchange, и один из этих продуктов утвердится за счет «раскулачивания» другого. Ключевая задача в том, чтобы обеспечить для пользователей Exchange возможность перехода на новую систему на их условиях». Exchange — это «стартовый наркотик» для перехода в «облако», во многом потому, что сейчас так просто перемещать рабочие нагрузки. Вложения Microsoft в разработку интегрального продукта окупились; то же можно сказать и об усилиях многих сторонних поставщиков программных продуктов, разработавших средства миграции, которые позволяют перемещать почтовые ящики из Exchange и многих других почтовых систем на платформу Office 365. Когда речь заходит о миграционных проектах, часто приходится слышать названия таких компаний, как Binary Tree, BitTitan MigrationWiz и Skykick, но можно назвать и множество других. И, разумеется, особого упоминания заслуживает бесплатная служба Office 365 FastTrack Onboarding, ориентированная на потребителей, которым предстоит переместить относительно несложные структуры почтовых ящиков.
В прошлом году я подсчитал, что платформа Office 365 захватила почти 10% общего парка установленного оборудования Exchange. Теперь, похоже, ее доля увеличится еще на 5%. Большинство пользователей все еще работают с программами, устанавливаемыми и управляемыми внутри организаций, но их число сокращается, а почтовые ящики таких пользователей перемещаются в «облако». Я продолжаю считать, что наибольшего доверия заслуживает прогноз Перри Кларка, вице-президента компании, курирующего вопросы разработки Exchange, который в интервью в декабре 2013 года согласился со мной в том, что «около 40% от общего числа пользователей будут, скорее всего, по-прежнему работать на локальном оборудовании по меньшей мере в течение нескольких лет». Разумеется, «около» — понятие растяжимое. Это может быть и 45% или, что более вероятно, 35%, если принять во внимание сегодняшнюю динамику развития ситуации.
Клиенты Exchange Online будут весьма довольны тем, что они получили в прошлом году. Высокая доступность (несмотря на сбой в электроснабжении 24 июня) и множество новых функций (Clutter, People View, Office 365 Groups, а также широкие возможности оптимизации Outlook Web App) — весьма убедительные аргументы. Остается надеяться, что пользователи, предпочитающие работать на локальном оборудовании, будут приятно удивлены, когда в конце текущего года на рынок поступит версия Exchange 2016. Это было бы превосходно.