Office 365 — это новый Exchange... Что может означать подобная фраза? Особенно в устах главного управляющего Microsoft. И особенно когда он выступает на конференции Gartner ITExpo в Орландо перед аудиторией, которую я без колебаний назвал бы толпой почитателей. Кто-то уподобит такое сравнение очередному боевому кличу и сочтет его призывом немедленно перенести почтовые ящики в «облачную» среду. Но многие попытаются проанализировать послание — прочитать, что называется, между строк и разобраться в том, что эта фраза на самом деле означает.
В прозвучавшем на недавней конференции Gartner комментарии, который меня, по крайней мере, совсем не удивляет, главный управляющий Microsoft Сатья Наделла заявил, что Office 365 — это новая ипостась системы Exchange, и один из этих продуктов утвердится за счет «раскулачивания» другого. И добавил: «Ключевой вопрос в том, чтобы обеспечить для пользователей Exchange возможность перехода на новую систему на их условиях».
Это замечание точно отражает сегодняшнюю ситуацию на рынке, хотя рыночный процесс порой искусственно ускоряется, поскольку представители Microsoft пытаются достичь своих корпоративных целей по переводу клиентов на Office 365 в самые сжатые сроки. Так что для них вполне естественно представлять Office 365 как реинкарнацию Exchange. В конце концов, такое уже бывало. В свое время версия Exchange 4.0 стала первым разработанным инженерами Microsoft серверным приложением, наглядно показавшим, что Windows NT (в то время это была версия NT 3.51) может функционировать на уровне предприятия. То же можно сказать и о пакете Office 365, поскольку для многих компаний, особенно из сферы малого и среднего бизнеса, перенос почтовой нагрузки в «облако» — просто первый шаг на пути программного обновления.
Но, как это бывает при анализе любой аналогии, обстоятельства, повлиявшие на заявление Наделлы, заслуживают более пристального внимания. Вернемся на несколько лет назад. Версии от Exchange 4.0 до 5.5 представляли собой первое поколение упомянутого приложения и выполнялись под управлением операционной системы Windows NT. Надо признать, что на первых порах сервер не был особенно успешным, но он быстро развивался и набирал обороты на раздробленном и неустойчивом рынке, где почтовые серверы на базе PC LAN, такие, как Lotus cc:Mail, соперничали с мэйнфреймами типа IBM PROFS. И лишь после выхода в свет версии Windows 2000 система Exchange переместилась со скромной позиции сервера рабочих групп на место сервера уровня предприятия, причем даже после этого некоторое время ушло на то, чтобы компоненты типа Active Directory обрели определенную стабильность.
Первое поколение разработанных специалистами Microsoft «облачных» служб тоже не отличалось совершенством. Мало кому пришелся по душе продукт с неуклюжим названием Business Productivity Online Services (BPOS), а его надежность вызывала множество вопросов. Но здесь опять-таки надо сказать, что разработчики BPOS попытались взять серверы и программные компоненты, предназначенные для развертывания внутри корпоративных центров обработки данных, и превратить их в образцовых обитателей «облака», так что остается лишь удивляться тому, что этот продукт служил столь большому числу потребителей в течение столь длительного времени.
Сегодня в состав комплекта Office 365 входят компоненты второго поколения. В основу продуктов первого поколения, выпуск которых начался в июне 2011 года, были положены решения поколения Wave 14 Office, такие, как Exchange 2010. К тому времени инженеры набрались опыта, работая с BPOS, и знали, как добиться функционирования Exchange в качестве «облачной» службы, но они не имели достаточного времени для выполнения всей этой работы. Однако компоненты Office 365 первого поколения оказались настолько более эффективными и надежными, что разработчики BPOS не могли и мечтать о таких показателях. К тому же новые продукты доказали приверженность Microsoft «облачной» стратегии. Мы достигли той точки, где клиенты могли в массовом порядке переходить на новую платформу.
Обновленная платформа Office 365 базируется на продуктах Wave 15 Office, таких, как Exchange 2013, и растет, что называется, не по дням, а по часам. Exchange 2013 представляет собой результат многолетнего труда инженеров, стремившихся создать надежную и мощную «облачную» службу, построенную на экономичной платформе. Он оснащен такими средствами, как Managed Availability, позволяющими эффективно масштабировать систему Exchange Online, которая сейчас обеспечивает взаимодействие с более чем 100000 серверов.
Наряду с этим стоит отметить, что сегодня Office 365 все чаще используется в качестве стартовой площадки для реализации такой новой и перспективной технологии, как Office Delve. Exchange Online постоянно обретает новые возможности, причем все они доступны через приложение Outlook Web App (OWA), а не через отстающую в развитии программу Outlook. Новая служба строится на основе целой экосистемы Office 365, которая все сильнее отличается от платформы, используемой приверженцами локальных решений.
Я думаю, что определение Наделлы вполне уместно. Office 365 действительно является новой ипостасью Exchange. За время эксплуатации в течение последних трех лет эта платформа доказала свою надежность и развеяла многие сомнения и страхи, которые потребители испытывали в связи с появлением «облачных» служб. Комплект Office 365 как таковой обеспечил для клиентов возможность перемещения в «облако» многих дополнительных рабочих нагрузок, точно так же, как это сделала система Exchange в то время, когда ее компоненты первого поколения доказали, что Microsoft и в самом деле может создавать программное обеспечение уровня предприятия.
Слуба Office 365 инициирует растаскивание по частям систем Exchange, установленных на локальном оборудовании, и сейчас уже поглотила порядка 10% старых почтовых ящиков. Что ж, это вполне разумно и логично, ибо с точки зрения многих компаний гораздо удобнее не размещать электронную почту на собственных серверах, а обрабатывать ее в «облаке», особенно если у них в штате нет специалистов, способных обслуживать новые серверы. Система Exchange 2013 сложнее, чем Exchange 2003, поскольку она более функциональна.
Как справедливо указывает Наделла, главная проблема Microsoft состоит в том, чтобы обеспечить переход клиентов Exchange на новое программное обеспечение на их условиях. Кто-то перейдет на «облако» в ближайшее время, чем немало порадует торговых агентов Microsoft. Кто-то организует в своей компании гибридную среду и переместит в «облако» лишь часть рабочих нагрузок. А некоторые клиенты перейдут на Exchange 2016 и продолжат использовать редакцию этого продукта для локального оборудования, ибо оно больше всего подходит для реализации их коммерческих потребностей. Представителям Microsoft важно помнить одно: предоставить клиентам возможность перейти на программное обеспечение, устанавливаемое на локальном оборудовании, на условиях этих клиентов — это столь же ценный выбор, как и возможность перейти в «облако». Добиться равновесия в этом деле непросто: придется учитывать массу нюансов и проблем. Но ведь никто и не говорил, что путь совершенствования информационных технологий будет приятной прогулкой.