Интеграция Microsoft Lync Server 2013 и Microsoft Exchange Server 2013 значительно изменила существовавшую прежде картину. Прошли те времена, когда вы могли указать Lync на определенный сервер Unified Messaging, шлюз Public Switched Telephone Network (PSTN) или АТС и приказать ответить на все звонки, пришедшие на голосовую почту. .
Тема Unified Messaging в Exchange 2013 – одна из самых сложных. Сегодня я остановлюсь на двух ее аспектах:
- архитектура Unified Messaging Exchange 2013;
- поток вызовов Lync 2013 и Exchange 2013.
Архитектура Unified Messaging Exchange 2013
В Exchange 2013 изменился способ управления службами системы унифицированного обмена сообщениями, по сравнению с предыдущими версиями. Раньше использовалось пять отдельных ролей сервера: Client Access, Hub Transport, Unified Messaging, Mailbox и Edge Transport. Компания Microsoft заставила Exchange 2013 похудеть с пяти сразу до двух ролей: Client Access server и Mailbox server. Однако необходимые функции Unified Messaging Exchange 2013 по-прежнему на месте — они лишь установлены на разных серверах. Перечислим их:
- служба Microsoft Exchange Unified Messaging Call Router;
- служба Microsoft Exchange Unified Messaging;
- Microsoft Exchange Unified Messaging Worker Process.
Сервер Client Access запускает службу Unified Messaging Call Router. Он отвечает за прием трафика с сервера Lync, когда голосовое сообщение предназначено для службы Unified Messaging.
Сервер почтовых ящиков запускает службу Unified Messaging и Unified Messaging Worker Process. Сервер почтовых ящиков отвечает и за прием media-трафика — а именно трафика протокола реального времени Real-Time Protocol (RTP) и безопасного протокола передачи данных в реальном времени Secure Real-Time Transport Protocol (SRTP) со шлюза VoIP, Session Border Controller (SBC) или PBX.
Поскольку сервер Client Access Exchange 2013 не принимает медиатрафик со шлюза VoIP, SBC, АТС или даже с сервера Lync (медиасервер Mediation может быть совмещен с внешним сервером), сервер клиентского доступа Client Access переадресовывает весь медиатрафик серверу почтовых ящиков конечного пользователя. Затем сервер почтовых ящиков принимает трафик непосредственно со шлюза VoIP, SBC, PBX или с сервера Lync.
Поток вызовов Lync 2013 и Exchange 2013
Поток вызовов Lync 2013 и Exchange 2013 уникален тем, что звонки для службы Unified Messaging теперь проходят через сервер клиентского доступа Exchange Client Access. Здесь предусмотрено варианта:
- Входящий вызов направляется через PSTN на сервер Lync Mediation, затем на внешний сервер Lync.
- Входящий вызов перемещается на внешний сервер Lync (Mediation сервер совмещается с внешним сервером) и маршрутизируется в соответствии с процессом маршрутизации вызова, называемым логикой входящей маршрутизации, на внешнем сервере Lync, и далее идет звонок клиенту Lync.
- Если конечный пользователь Lync не отвечает на звонок после определенного количества гудков, логика маршрутизации голосовой почты на внешнем сервере Lync определит, есть ли у пользователя Lync почтовый ящик Unified Messaging. Если это так, то Lync направит вызов на сервер клиентского доступа. Отмечу, что в Lync процесс маршрутизации не отвеченного вызова на голосовую почту эквивалентен маршруту Ring-No-Answer или Cover в некоторых телефонных АТС.
- Когда сервер клиентского доступа Client Access получает приглашение SIP от внешнего сервера Lync, служба Unified Messaging Call Router переадресовывает входящий вызов на сервер почтовых ящиков Exchange Mailbox. Трафик, который направляется к пользователю сервера Mailbox, – это медиа-трафик (RTP и SRTP). На приведенном рисунке показана схема прохождения вызовов.
Рисунок. Схема обработки вызовов |
Изменения маршрутизации сохраняют «свежесть продуктов»
Некоторых пользователей раздражают перемены, так как они хотят, чтобы в первую очередь не нарушались привычные процессы. Изменения в процессе маршрутизации голоса поначалу могут вызвать такие же чувства у администраторов, которые придают большое значение тому, чтобы процесс не был нарушен. Тем не менее, изменения не обязательно означают разрушение старого. Во многих случаях перемены оптимизируют налаженный процесс. Лично мне изменения в маршрутизации голоса кажутся интригующими. Процесс не был нарушен. Скорее, изменения были обусловлены волновым эффектом. Поскольку в Exchange 2013 сократилось количество ролей сервера, в Lync в период интеграции Lync и Exchange изменился и способ перенаправления вызовов на голосовую почту. Как подметил автор бестселлеров Пол Хаукен, «все взаимосвязано и ни одна вещь не изменяется сама по себе».