Тема мониторинга мне особенно близка, поскольку меня постоянно спрашивают: «А для чего наблюдать за работой Lync?». Этот вопрос обычно возникает, когда администраторы задумываются о том, какие первоначальные роли Lync Server 2013 нужно развернуть и организация прилагает все усилия для того, чтобы сократить число серверов, которые подлежат развертыванию. Версия Lync Server 2013 имеет важное преимущество: в ней более не предусмотрена отдельная роль Monitoring Server, а средства Lync Monitoring размещаются на внешнем сервере. Иными словами, администратору достаточно активировать функцию Monitoring на внешнем сервере вместо того чтобы устанавливать роль Monitoring Server отдельно на другом сервере или на собственном сервере, как это приходилось делать при работе с предыдущими версиями продукта. Чтобы понять, почему необходимо вести мониторинг, давайте рассмотрим следующие темы:
- Какие вопросы вам могут задать в случае развертывания средств корпоративной голосовой связи Lync Enterprise Voice?
- Какие новые возможности открывает перед нами функция Lync Monitoring?
- Встроенные отчеты.
Вопросы, которые вам могут задать при развертывании средств Lync Enterprise Voice
В процессе развертывания средств Lync VoIP вам понадобится знание некоторых сетевых терминов. Назовем лишь некоторые из них: дрожание (jitter), потеря пакетов (packet loss), задержка (latency) и средняя экспертная оценка разборчивости речи (Mean Opinion Score, MOS). Как правило, администраторы Lync не имеют опыта мониторинга и сбора такого рода данных на стороне Lync. Вот здесь-то и может пригодиться функция Lync Monitoring. Представьте себе следующую картину. Вы только что развернули Lync Server 2013 с функцией Enterprise Voice. И тут в офис входит ваш начальник и задает, скажем, такие вопросы:
- В какое время суток у нас проводится наибольшее число телеконференций?
- Использовал ли вызывающий абонент при осуществлении такого-то вызова канал VPN или он находился внутри организации?
- Какой кодек использовался при проведении определенной конференции?
- Каково среднее значение задержки обмена пакетами в обе стороны при использовании средств Lync?
Наверняка вам не хочется оказаться в ситуации, когда у вас не будет ответов на эти вопросы.
Чем может помочь функция Lync Monitoring
Перечисленные выше вопросы задают люди, которых интересует количество и качество конференций, проводящихся в среде Lync. Функция Lync Monitoring, обеспечивающая возможность получения отчетов ежечасно, ежедневно, еженедельно и даже ежемесячно, весьма ценна как инструмент для выявления тенденций, проведения анализа и даже для определения причин неполадок в работе средств Enterprise Voice.
Если все ваши средства Lync Monitoring размещаются на внешнем сервере, вам не нужно беспокоиться о том, чтобы разместить их еще на одном сервере или о том, где бы найти дополнительный сервер для этой функции. Вам необходимо сделать следующее:
- Убедиться в том, что службы отчетов SQL Server Reporting Services (SSRS) установлены на том же сервере баз данных, где размещается база данных SQL Server, за функционированием которой вы собираетесь наблюдать.
- Активировать и настроить функцию Monitoring на внешнем сервере.
- Установить модуль Lync Server 2013 Monitoring Reports на сервере базы данных, где установлены службы SSRS.
Встроенные отчеты
По завершении установки модуля Lync Server 2013 Monitoring Reports вы получаете доступ к более чем 30 встроенным отчетам. К примеру, отчет на экране 1 показывает число конференций, проведенных за 24-часовой период. Как вы можете убедиться, наибольшее число конференций проводилось в этот день между 8 и 10 часами утра и в 1 час пополудни. Определив, какое число конференций проходит каждый день, вы можете заключить, требуются ли дополнительные серверы для их проведения.
Экран 1. Число конференций за 24-часовой период |
На экране 2 представлен медиа-отчет об одной конференции, проведенной в течение обычных рабочих часов. Назначение этого отчета в том, чтобы определить, находились ли вызывающий и вызываемый абоненты внутри организации (не удаленные абоненты) или вне ее (удаленные абоненты), а также использовали ли они VPN. В данном случае отчет показывает, что оба абонента находились внутри организации и не использовали виртуальную частную сеть. Кроме того, отчет показывает, каким протоколом (UDP или TCP), они пользовались в ходе обмена данными (в данном случае это был протокол UDP), а также какой маршрут для связи друг с другом избрали клиенты (в данном случае равноправная связь была прямой).
Экран 2. Media-сеанс между двумя клиентами Lync |
На экране 3 представлен отчет о конференции между двумя конечными точками Lync. В отчете указаны сведения об использованном кодеке (в данном случае речь идет о модели G722), о дрожании, потере пакетов и о средней экспертной оценке разборчивости речи. Подобные отчеты полезны при определении качества конференций, включая все выявленные проблемы в работе сети. Примерный отчет на экране 3 позволяет заключить, что качество звука в ходе данной конференции было довольно высоким. Одним из ключевых показателей качества аудио была экспертная оценка разборчивости речи (MOS), составлявшая 3,19 балла. Значения этой оценки колеблются в пределах от 1 до 5, при этом 1 соответствует самому низкому качеству аудио, а 5 — самому высокому.
Экран 3. Конференция между двумя конечными точками Lync |
Зачем отказываться от мониторинга?
. Так что когда ваш директор захочет узнать, есть ли претензии к работе системы Lync Enterprise Voice, вы сможете со всей определенностью ответить на его вопросы.