.
Первый вариант корзины Active Directory появился в Windows Server 2008 R2. Была реализована возможность восстанавливать случайно удаленную учетную запись пользователя, компьютера или подразделения (OU). Однако работать с корзиной Active Directory можно только с помощью средств PowerShell, что может оказаться сложным, особенно для тех, кто незнаком с этой командной оболочкой. Кроме того, для поиска удаленных объектов существуют определенные ограничения.
Команды PowerShell могут быть довольно длинными. Для примера ниже приведена команда активации корзины Active Directory:
Enable-ADOptionalFeature «Recycle Bin Feature» -server ` ((Get-ADForest -Current LocalComputer).DomainNamingMaster) ` -Scope ForestOrConfigurationSet ` -Target (Get-ADForest -Current LocalComputer)
Следующая команда позволяет выполнить поиск по всем удаленным объектам в корзине Active Directory:
Get-ADObject -filter 'isDeleted -eq $true' ` -and name -ne «Deleted Objects»' -includeDeletedObjects ` -property * | ft msds-lastKnownRdn,lastKnownParent -auto -wrap
Команда восстановления учетной записи пользователя JohnMarlin выглядит следующим образом:
Get-ADObject -Filter 'samaccountname -eq «JohnMarlin»' ` -IncludeDeletedObjects | Restore-ADObject
Можно заметить, что команды довольно сложны. Поймите меня правильно: я вовсе не даю негативную оценку корзине Active Directory в Server 2008 R2, но лишь обращаю ваше внимание на то, что работа с ней может оказаться непростой задачей.
Руководствуясь отзывами пользователей, разработчики Microsoft сделали корзину Active Directory частью центра администрирования Active Directory в Windows Server 2012. Теперь использовать ее стало намного проще.
Установка корзины Active Directory
Как и ранее, в Server 2012 корзина Active Directory не включена по умолчанию и требует функционального уровня леса Server 2008 R2 или более новой версии. Для активации корзины откройте центр администрирования Active Directory, щелкните на имени домена и в меню Tasks выберите Enable Recycle Bin. Этот же элемент можно выбрать в контекстном меню, открываемом правым щелчком на имени домена. Оба варианта показаны на экране 1.
Экран 1. Активация корзины |
После выбора элемента Enable Recycle Bin открывается окно подтверждения активации корзины (см. экран 2).
Экран 2. Запрос подтверждения активации корзины |
Данное окно содержит предупреждение о том, что однажды активированную корзину впоследствии уже нельзя будет выключить.
Активируя корзину, следует помнить о том, что размер базы данных AD (Ntds.dit) увеличится. Дисковое пространство, используемое корзиной, будет продолжать расти по мере пополнения новыми удаленными объектами и их атрибутами. Поэтому необходимо заранее обеспечить достаточный объем системы хранения, особенно если вам приходится постоянно удалять объекты AD. Следует заметить, что доступ к корзине открыт только членам группы администраторов предприятия.
После нажатия кнопки OK в окне подтверждения активации корзины выдается сообщение с напоминанием о том, что корзина станет полнофункциональной только тогда, когда это изменение будет реплицировано на все остальные контроллеры домена (DC). В полнофункциональной корзине удаленный объект хранится в соответствии со значением атрибута msDS-deletedObjectLifetime. Этот атрибут, впервые появившийся в Server 2008 R2 и определяющий срок поддержания возможности восстановления удаленного объекта, задается в контейнере CN=Directory Service,CN=Windows NT,CN=Services,CN=Configuration,DC=COMPANY,DC=COM.
По умолчанию атрибут msDS-deletedObjectLifetime устанавливается в соответствии с атрибутом tombstoneLifetime, впервые появившимся в Windows 2000. Его значение по умолчанию ранее составляло 60 дней, но в Windows Server 2003 SP1 было увеличено до 120 дней, каковым и остается до сих пор. Атрибут tombstoneLifetime задается в контейнере CN=Directory Service,CN=Windows NT,CN=Services,CN=Configuration,DC=COMPANY,DC=COM.
Число элементов, отображаемых в корзине, ограничено. По умолчанию установлен предел в 20 000. Эту установку можно изменить (до 100 000) с помощью элемента Management List Options в меню Manage (см. экран 3).
Экран 3. Изменение числа элементов, отображаемых в?корзине |
Применение корзины Active Directory
Чтобы открыть корзину Active Directory, в центре администрирования Active Directory выберите элемент Deleted Objects под именем домена. По умолчанию на экране отображается пять столбцов: Name, When Deleted, Last known parent, Type и Description. При желании добавьте столбцы, для чего выберите нужные категории из списка, который открывается щелчком правой кнопки на колонке (см. экран 4).
Экран 4. Добавление колонок |
Число объектов в корзине постоянно растет, и зачастую их прокрутка занимает длительное время, поэтому предусмотрена возможность применения фильтров, что позволяет сузить диапазон поиска. К примеру, предположим, что по ошибке была удалена учетная запись, в имени которой присутствует фрагмент John. Точно неизвестно, какую именно учетную запись требуется восстановить, поскольку она была удалена непреднамеренно, однако имеется следующая информация о пользователе:
- работает в офисе в Далласе, шт. Техас;
- является сотрудником отдела бухгалтерского учета;
- не регистрировался в системе на протяжении последних 10 дней;
- во время последней регистрации срок действия его пароля должен был истечь через 2 дня.
Если в поле фильтра указать John, то в ответ будет выдан список всех учетных записей, имена которых содержат этот фрагмент. Но что если таких учетных записей не одна сотня? Чтобы сузить диапазон поиска, можно задать критерии с помощью кнопки Add criteria. Как показано на экране 5, существует широкий выбор критериев.
Экран 5. Критерии для?сужения диапазона поиска |
На основании имеющейся информации о пользователе выбираем соответствующие критерии и вводим данные, как показано на экране 6. Как мы видим, учетная запись, которую требуется восстановить – John23.
Экран 6. Ввод данных для поиска учетной записи пользователя John в соответствии с выбранными критериями |
Для восстановления объекта John23 в меню, открываемом щелчком правой кнопки, выбираем Restore (восстановление в исходном OU) или Restore To (восстановление в другом OU). Эти два элемента также имеются в меню Tasks.
Можно восстанавливать не только один, но и сразу несколько объектов, а также OU. К примеру, предположим, что в компании работает группа временных сотрудников, у которых срок действия контракта истекает в пятницу вечером. Как старший администратор, вы отвечаете за удаление OU (группы временных сотрудников) и всех учетных данных временных пользователей по истечении срока действия контракта. На следующей неделе вы уходите в отпуск, поэтому заблаговременно в четверг составляете сценарий удаления объектов, который должен запуститься в пятницу вечером.
В пятницу вечером руководство принимает решение оставить временную группу еще на неделю. Вам отсылается по электронной почте сообщение с указанием повременить с удалением объектов, но вы его не получаете. Вечером в пятницу сценарий запускается и удаляет учетные данные для этого временного подразделения и все относящиеся к нему учетные записи.
Утром в понедельник временные сотрудники не могут зарегистрироваться в системе. Другой администратор открывает корзину, чтобы восстановить удаленные учетные записи. Однако ему неизвестно об удалении OU; кроме того, он не знает имен пользователей.
Открыв корзину, администратор добавляет критерии поиска (см. экран 7) и получает список удаленных учетных записей.
Экран 7. Ввод данных для поиска учетных записей временных сотрудников |
Однако при попытке восстановления первой учетной записи появляется сообщение об ошибке (см. экран 8). В нем говорится, что временное подразделение (OU) было удалено. Учетная запись не может быть восстановлена в несуществующее OU, а новое OU не создается. Администратору приходится выполнить новый поиск, чтобы найти удаленное OU и восстановить его. Затем вновь выполняется предыдущий поиск для вывода списка удаленных объектов. Все подлежащие восстановлению учетные записи выбираются и восстанавливаются с помощью простой операции (см. экран 9). Теперь временные сотрудники вновь могут зарегистрироваться в системе.
Экран 8. Сообщение об ошибке |
Экран 9. Восстановление всех пользователей одной операцией |
Вы, вероятно, знаете, что у AD есть несколько разделов. Корзина может управлять только разделами домена. Объекты, удаленные из разделов Configuration, Domain DNS или Forest DNS, не могут быть восстановлены с помощью этого инструмента.
Палочка-выручалочка
Корзина Active Directory может выручать в тех случаях, когда проблему не решает простое повторное создание учетной записи, либо если требуется восстановить всю AD или ее большие фрагменты. В случае необходимости пользуйтесь этим простым и удобным инструментом.