Постоянное резервное копирование важных файлов и данных — «проклятье» многих ИТ-специалистов. Некоторые решения лучше других, но, я думаю, многие читатели согласятся, что чем незаметнее, автономнее и надежнее механизм резервирования, тем лучше.
. Поставщики услуг резервирования, предоставляющие внешние хранилища, также не теряли времени зря, обеспечивая важный дополнительный уровень защиты для локальных резервных копий.
Резервное копирование и «облако»
Существует несколько причин, по которым «облачное» резервное копирование может стать полезным решением для вашей компании, и очевидно, что потребность в таких службах возрастает. По версии недавнего опроса Forrester Research только 5% предприятий малого и среднего бизнеса на данный момент пользуются интернет-службами резервирования, удаленными службами резервирования или «облачными» службами резервирования. Тот же опрос показал, что 38% респондентов планируют начать использовать службы резервирования в течение двух лет, то есть темп роста составляет 660. Рост интереса к резервному копированию файлов и данных в «облако» вызван признанием потребителями интернет-решений резервирования, таких как Mozy, Crashplan и Carbonite. Миллионы людей уже используют средства Windows Live SkyDrive, DropBox, Amazon Cloud Drive в качестве «облачных» файловых хранилищ, а также работают с различными возможностями хранения, предоставляемыми Google Docs, Google Picasa и другими службами Google. Недавние анонсы iCloud компании Apple также дают основания надеяться на принятие «облака» потребителями.
Разработчики корпоративного программного обеспечения также предлагают «облачные» службы резервирования. Компания CA недавно объявила, что будет предоставлять услуги «облачного» резервирования посредством Windows Azure. Решение Symantec Backup Exec.cloud находится в стадии бета-версии. Руководитель научно-исследовательских работ компании Gartner Адам Кутюр специализируется на освещении корпоративного рынка резервирования, и, по его словам, известные бренды, такие как Seagate i365, Barracuda Backup Service, IBM SmartCloud Managed Backup и Terremark Backup and Restore, хотя формально и не предлагают услуги «облачного» резервирования, являются главными игроками на рынке внешнего резервирования и, скорее всего, также вступят в борьбу за рынок «облачного» резервирования.
Кутюр обратил внимание на то, что сегодня существует множество мелких поставщиков услуг резервирования, которые предоставляют пользователям решения «внешнего» резервирования. «Без преувеличения можно сказать, что есть сотни поставщиков услуг, которые приобретают лицензии на программное обеспечение и технологии резервирования у других производителей, таких как Asigra, Terremark и HP, и делают на этом бизнес, — комментирует он. — Существует всего около 10 отдельных технологий резервирования, но их используют сотни поставщиков услуг».
Одним из крупнейших поставщиков услуг резервирования является компания Asigra, чье решение Asigra Cloud Backup предлагают сторонние поставщики услуг. В этом году компания Asigra объявила о том, что более 400 тыс. клиентских сайтов используют технологию Asigra Cloud Backup, предоставленную сторонними поставщиками услуг.
Одним из таких поставщиков является Backup My Info! (BUMI), небольшая компания, которая специализируется на предоставлении услуг резервирования клиентам в северо-восточной части США, преимущественно в области, связывающей три штата. Компания BUMI добилась успеха как поставщик услуг резервирования главным образом для финансовой отрасли: банков, хедж-фондов, адвокатских контор, агентств недвижимости и некоммерческих организаций. «Мы стараемся развивать более близкие отношения с нашими клиентами, — говорит генеральный директор BUMI Дженнифер Волзер. — Мы надеемся стать тем ценным партнером/консультантом, к которому будут обращаться клиенты, когда им потребуется поставщик услуг для внешнего резервирования. Мы хотим расширить список их внутренних ресурсов».
Исполнительный вице-президент компании Asigra Эран Фараджан одобряет подход Волзер к предоставлению услуг резервирования и советует сторонним поставщикам услуг резервирования, таким как BUMI, иметь в виду, что у некоторых клиентов есть заблуждения относительно «облачного» резервирования. «Облако — это новая технология, у которой уже были провалы, получившие широкую огласку, но она в конечном счете будет доведена до совершенства и к ней будут относиться так же, как к другим широко используемым услугам инфраструктуры, — считает Фараджан. — Неудачи иногда случаются: падает напряжение, обрываются телефонные линии, перекрываются дороги из-за аварий. В целом «облако» может быть очень надежным, но даже самые надежные системы иногда дают сбой».
Выбор решения «облачного» резервирования
Оценивая поставщиков услуг «облачного» резервирования перед тем, как сделать выбор, следует учесть несколько ключевых моментов. Ниже я приведу несколько рекомендаций, которые стоит учитывать менеджеру по ИТ, если в его компании планируется использовать «облачное» резервное копирование.
Учитывайте опыт работы. Как отметил Кутюр из компании Gartner, поставщики услуг резервирования бывают очень разные — от крупных международных корпораций до контор с ограниченными ресурсами и низкими ценами, где может работать всего один человек. «Любой подросток-программист может скомпилировать пару строк кода, используя общедоступное «облако» от Amazon, и начать продавать услуги «облачного» резервирования, — поясняет Кутюр. — Ищите поставщиков, имеющих многолетний опыт работы и обладающих ресурсами, позволяющими решить все ваши задачи резервирования».
Резервирование имеет значение. Волзер из компании BUMI подчеркивает, что разумным требованием к поставщикам услуг «облачного» резервирования — в дополнение к хранению данных вне сети компании в центре обработки данных поставщика «облака» — будет поддержка, а в идеале и обеспечение возможности размещения резервной копии файлов локально (вне «облака»). «Необходимо взять лучшее из обоих миров, — полагает Волзер. — Имея и «облачную», и локальную резервную копию, вы будете подготовлены к возможному сбою, и ваше предприятие будет продолжать работать даже в случае повреждения «облачной» или локальной резервных копий».
Поддержка 24х7. Любой опытный ИТ-специалист подтвердит, что отказы серверов или коллапсы сети редко случаются в удобное время, и это означает, что вам может понадобиться выйти на связь с поставщиком услуг резервирования в нерабочее время, включая праздники, выходные и очень ранние часы. Если для вашей организации недопустимы простои в работе, то обязательным условием при выборе поставщиков услуг «облачного» резервирования должно быть предоставление поддержки 24 часа 7 дней в неделю 365 дней в году.
Ответственность в соглашениях об уровне обслуживания. Соглашение об уровне обслуживания (SLA), которое вы заключаете с поставщиком услуг «облачного» резервирования, содержит перечень обязанностей вашей компании и компании поставщика, а также регламентирует ответственность компаний в случае невыполнения обязательств в период до окончания срока действия соглашения. «Некоторые поставщики услуг оценивают свои услуги довольно низко, — отмечает Волзер — Часто в таких ситуациях вы получаете только то, за что платите, и у многих поставщиков услуг с низкими ценами очень слабые сценарии восстановления потерянных данных. Вам нужно соглашение более жесткое — поставщик должен знать, что невыполнение своих обещаний обойдется ему дорого».
Способность передавать информацию. Беспокойство у ИТ-специалистов вызывает то, что данные находятся «под замком» у поставщика «облачных» услуг только до тех пор, пока поставщик не уйдет из бизнеса или его не поглотит более крупный конкурент: существует множество ситуаций, в которых данные исчезают из рук владельца. Обязательно убедитесь, что данные можно легко переместить в хранилища другого поставщика услуг. Кроме того, следует изучить содержание соглашений об ответственном хранении программных продуктов, которые позволят вам получить доступ к исходному коду любого программного обеспечения, которое используется для работы с вашими данными.
Безопасность и шифрование. Убедитесь, что выбранный поставщик услуг «облачного» резервирования обеспечивает уровень безопасности и шифрования, необходимый для защиты хранимых данных и соблюдения любых сторонних норм, которым подчиняется ваша компания. Например, если ваши механизмы защиты данных должны соответствовать федеральному стандарту обработки информации (FIPS) Publication 140–2 (так называемый FIPS 140–2), следует убедиться, что ваш поставщик услуг обеспечивает соблюдение норм данного стандарта. Убедитесь, что данные шифруются в хранилищах, при перемещении (если это необходимо) и что до поставщика доведена вся необходимая информация, касающаяся вопросов безопасности, аудита и совместимости.
Наведите справки и изучите работающих в отрасли поставщиков. «Лучше всего следовать рекомендациям клиентов, работающих в одной с вами промышленной отрасли, — подчеркивает Фараджан. — Известность бренда ничего не значит, как и относительный размер компании, предоставляющей услуги. Возможно, вас заинтересуют поставщики услуг, которые получают хорошие рекомендации именно в вашей отрасли (например, банковское дело, производство), так как они, скорее всего, лучше осведомлены о нуждах предприятий, подобных вашему».
Облачно, возможны осадки
Давление на тех, кто предоставляет услуги «облачного» резервирования, исходит от дешевых поставщиков услуг, которые используют недорогое программное обеспечение и общедоступную инфраструктуру «облака» от Amazon. Ценовое давление привело к тому, что компания Iron Mountain ушла из бизнеса «облачного» резервирования, а EMC забросила обслуживание своего продукта Atmos.
«Облачное резервное копирование станет частью работы с мобильными устройствами и придет на смену существующим способам ведения бизнеса, — уверен Фараджан. — Данные уже существуют в «облаке», и, кроме того, они будут все быстрее распространяться на мобильных устройствах. Возможности ’облачного’ резервного копирования будут расширены, что позволит их использовать для обслуживания мобильных устройств».
Фараджан считает, что «облачное» резервное копирование станет стандартной функцией во многих приложениях, и этот шаг повысит удобство использования данной технологии благодаря высокой степени интеграции. Пользователи раз за разом заходят в меню File, чтобы сохранить изменения, и Фараджан убежден, что создавать резервные копии можно будет так же быстро и просто. Недавние анонсы указывают на более цельный и интегрированный подход к использованию «облака» в будущем.
Джефф Джеймс (jjames@windowsitpro.com) — старший редактор журналов Windows IT Pro и SQL Server Magazine. Специализируется на виртуализации и терминальных службах