.

Требования со стороны социальных сетей

Назначение социальных сетей состоит в том, чтобы предоставлять сведения о людях. Эти сети помогают находить нужных людей и необходимые информационные источники, с помощью которых достигаются бизнес-цели.

Часто поиск нужных людей осуществляется в рамках «экспедиции за новыми знаниями», участники которой опираются на социальные связи, существующие между людьми, а также на опыт и знания, которыми те обладают. В больших организациях часто приходится сталкиваться с такой проблемой: связи между людьми сплошь и рядом имеют неформализованную природу; кроме того, нет таких четко определенных источников, где регистрировались бы навыки, которыми обладают работники или практический опыт, который они приобрели.

Разработчики SharePoint Server 2010 проектировали данную версию, учитывая этот социальный аспект совместного использования информации. Продукт наделен целым набором средств, которые могут использоваться для поиска нужных людей, способных надлежащим образом выполнить ту или иную задачу. Он помогает относиться к сотрудникам как к важному интеллектуальному активу и ставит их в центр любой модели сотрудничества.

Для того чтобы получить данные о людях, включая сведения о том, кого они знают и какими навыками обладают, как правило, достаточно одного щелчка мышью. Я говорю «как правило», потому что для создания такой социальной сети, которая в конечном итоге приносит прибыль, недостаточно просто установить SharePoint. Для этого требуется поддержка всех сторон — от высших администраторов до ИТ-специалистов и конечных пользователей — поддержка, позволяющая поставить на службу общему делу все ресурсы организации.

Максимальную отдачу от подобной системы вы сможете получить лишь при том условии, что она охватит все сегменты организации и будет рассматриваться как «сердце» социальной сети. Но когда к решению этой задачи относятся «спустя рукава», пользователи, как правило, испытывают чувство неудовлетворения и не верят, что от работы с системой может быть какой-то прок.

Поэтому архитекторам и администраторам SharePoint необходимо продумать вопрос о том, как будут фиксироваться сведения о кадрах и как будет обеспечиваться их актуальность, чтобы система не устаревала и точно отражала «интеллектуальный багаж» всей организации. Если сбор и управление данными осуществляются надлежащим образом, от этого выигрывает вся организация.

Важность профиля пользователей

Чтобы получить возможность рассматривать кадры в качестве информационных ресурсов, необходимо иметь универсальное центральное хранилище, способное обеспечить хранение данных, касающихся сотрудников организации. Данные для такого хранилища следует собирать из различных источников, потому что в соответствии с широко распространенной практикой различные типы сведений, касающихся сотрудников, хранятся в специализированных репозиториях. К примеру, информация о проектах, в работе над которыми принимал участие тот или иной человек, может фиксироваться в одной базе данных, сведения организационного плана — в другой, а если говорить о практическом опыте сотрудников и об их интересах, вполне возможно, что данные на этот счет имеются лишь у самих сотрудников.

Профиль пользователей — это, образно говоря, сердце реализованных в SharePoint Server 2010 средств для работы в виде социальных сетей; именно в нем хранится большая часть информации, касающейся кадров. Приложение «служба профилей пользователей» User Profile Service, управляемое с помощью центра администрирования SharePoint Central Administration, контролирует работу многих ориентированных на обработку данных по кадрам средств, таких как средства обслуживания записей в профиле пользователей, средства синхронизации профиля с другими репозиториями, а также настройки персонального сайта My Site (о них речь пойдет в третьей статье серии).

На экране показана страница управления службой пользовательских профилей. Отмечу, что на ней отображаются также некоторые средства управления профилями организаций; однако этой функции я не касаюсь, поскольку в продукте SharePoint 2010 она реализована не полностью.

 

Управление службой профилей пользователей
Экран. Управление службой профилей пользователей

Когда приложение «служба пользовательских профилей» инициализируется в первый раз, создаются три основные базы данных, в которых будут накапливаться сведения о людях и социальная информация.

  1. База данных ProfileDB — содержит информацию о профилях сотрудников и организаций.
  2. База данных SocialDB — содержит социальные теги и заметки, создаваемые пользователями с помощью дополнительного модуля SharePoint; каждый тег и каждая заметка связаны с записью в профиле пользователей; в результате мы знаем, какой пользователь создал данный тег или заметку.
  3. База данных SyncDB — содержит сведения о конфигурации и о стадиях для синхронизации данных профилей из внешних источников, таких как Active Directory (AD).

Профиль пользователей можно представить в виде специализированного списка SharePoint, который выполняет функции каталога для хранения данных о сотрудниках. Его содержимое можно пополнять посредством синхронизации из ряда источников, таких как AD, другие LDAP-совместимые источники, а также службы Microsoft Business Connectivity Services (BCS).

Разработчики также могут использовать различные методы для того, чтобы сделать возможными обновления профилей из других приложений, а конечным пользователям можно дать санкцию на обновление их собственных записей в каталоге из личного сайта пользователя My Site. Широко распространено ошибочное представление о том, что профиль пользователей необходим или каким-то образом задействован в процессе предоставления доступа к сайту SharePoint. На самом же деле необходимости реализовывать профиль при санкционировании доступа к содержимому SharePoint нет.

Профиль пользователей определяется в терминах свойств пользователей. Вы можете модифицировать применяемый по умолчанию набор свойств, добавляя другие релевантные свойства, которые помогут пользователям установить более тесные связи. Обычно добавляемые свойства включают в себя данные, которые можно либо вводить и обрабатывать в автоматическом режиме, либо предоставить их обслуживание заботам конечных пользователей. В последнем случае успеха можно добиться лишь при условии понимания пользователями того, с какой целью в профиль включено то или иное свойство; тогда они смогут вводить в базу данных адекватные данные. В конечном счете все сказанное сводится к следующему: включение в профиль новых свойств не имеет смысла, если только вы не имеете твердого убеждения, что это свойство будет удобным в использовании и обслуживании, полезным, а также будет способствовать получению дополнительной прибыли. Чтобы получить от реализованных в SharePoint функций социальных сетей максимальную отдачу, необходимо добиться, чтобы хранимые в профиле пользователей данные отличались разносторонностью, релевантностью, актуальностью, а также — и это самое важное — включали сведения по каждому сотруднику организации.

Подтипы пользователей

В отличие от предшествующих версий SharePoint, в версии SharePoint 2010 вы можете работать с несколькими типами профиля пользователей. Это достигается с помощью подтипов User Subtypes. В сущности, подтип «пользователь» включает в себя подмножество всех принимаемых по умолчанию, а также определяемых пользователем свойств. Вы можете формировать столько подтипов «пользователь», сколько необходимо; это средство позволяет сохранять различные данные, касающиеся разных типов сотрудников.

Все стандартные и специализированные свойства первоначально присваиваются всем подтипам «пользователь». Подтип «пользователь», формируемый без предварительной настройки, именуется применяемым по умолчанию подтипом профиля пользователей Default User Profile Subtype. Это значит, что, когда вы создаете новый подтип «пользователь», ему автоматически присваиваются все существующие свойства. Затем вам нужно удалить все существующие свойства, применение которых в данном подтипе вы считаете нецелесообразным.

При создании новых свойств можно указать, к каким существующим подтипам пользователей эти свойства должны применяться; по умолчанию автоматически выбирается применяемый по умолчанию подтип профиля пользователей. Возьмем такой пример. Допустим, вы решили добавить новый подтип пользователей для служащих, занятых неполную рабочую неделю, а затем добавили новое свойство, содержащее данные о рабочих днях этих сотрудников. Далее вы примените это новое свойство только к подтипу сотрудников, занятых неполную рабочую неделю.

В сущности, подтип «пользователь» применяется в качестве фильтра для определения отображаемых свойств; ведь в принципе все свойства профиля пользователей на практике ассоциируются с каждой записью в данном профиле пользователей. Это означает, что если вы измените подтип «пользователь», с которым связана та или иная запись в профиле пользователей, а затем вернетесь к первоначальному подтипу, исходные свойства, ассоциированные с данным подтипом пользователей, вновь получат свои значения. Понятно, что именно такой механизм будет задействован в случае, если свойства пользователей могут быть ассоциированы с более чем одним подтипом «пользователь».

Свойства и атрибуты

Когда вы создаете настраиваемые свойства пользователей (или модифицируете свойства, применяемые по умолчанию) с помощью модуля управления свойствами пользователей Manage User Properties, необходимо рассмотреть вопрос об атрибутах, которые будут применяться к данному свойству. Эти атрибуты определяют, где и каким образом применяется данное свойство пользователя.

Атрибут Type определяет тип данных, которые будет содержать данное свойство пользователей. Существует множество применимых типов данных, включая текстовые данные, данные, представляющие даты, а также других пользователей. Последний из упомянутых типов данных предполагает, что любые данные, ассоциированные с определенным свойством, должны быть ссылкой на другой профиль пользователя.

С помощью новой службы Managed Metadata атрибут Term Set обеспечивает согласованность данных, которые содержатся в том или ином свойстве. К примеру, вы можете создать набор интервалов, содержащий дни недели. В нем будут храниться возможные значения для составления графика работы служащих с неполной занятостью, речь о которых шла выше.

Настройки политик определяют, каким образом используется соответствующее свойство, а именно: требуется ли для него какое-либо значение, может ли пользователь переопределить то или иное значение, а также задают настройки конфиденциальности. О действии настроек конфиденциальности я расскажу в третьей статье серии.

Настройки конфиденциальности определяют, кто из пользователей имеет право на просмотр данного свойства. Для этих настроек можно выбрать одно из следующих значений: только я; мой менеджер; моя группа; мои коллеги; все пользователи.

Еще одна настройка политики определяет, является ли то или иное свойство репродуцируемым (то есть будет ли его значение тиражироваться в подробных сведениях о пользователе, которые содержатся в семействах сайтов, определенных в ферме SharePoint). Свойство может тиражироваться лишь в том случае, если пользователь не имеет права переопределять его значение (дабы избежать несогласованности данных) и если для его политики конфиденциальности установлена настройка «Все пользователи» (поскольку средства для ограничения круга лиц, имеющих право просматривать детальные сведения о пользователе в семействе сайтов, не предусмотрены).

Настройки отображения определяют, отображается ли данное свойство. В третьей статье серии я расскажу об одной интересной настройке, определяющей возможность отображения обновлений значения свойства в канале новостей пользователя. Канал новостей — newsfeed — подобен RSS-подписке на информацию о действиях пользователя, позволяющей лицам, имеющим доступ к этому каналу, следить за тем, что затевают остальные.

Настройки синхронизации определяют, сопоставлено ли то или иное свойство с внешним источником данных с целью импорта и экспорта информации. О настройках синхронизации я расскажу во второй статье серии.

Варианты заполнения профиля пользователя

Первоначальное заполнение данными профиля пользователя может осуществляться различными методами. Выбор конкретного метода зависит от масштабов организации, а также от того, имеются ли в системе каталоги других сотрудников, которые могут содержать окончательные данные.

Профили пользователей можно добавлять вручную с помощью Центра администрирования SharePoint. Кроме того, их можно создавать динамически, когда обладающие достаточными полномочиями пользователи впервые обращаются к своим персональным сайтам My Site. Как я уже отмечал, среди прочих вариантов заполнения профиля следует упомянуть программный метод с использованием объектной модели или веб-службы User Profile Service. Наконец, заполнение профиля можно осуществлять посредством синхронизации со службой AD (о чем пойдет речь во второй статье), с другими LDAP-совместимыми репозиториями, а также с внешними источниками через службы BCS.

Кевин Лаахс (kevin.laahs@hp.com) — специалист по стратегическим технологиям в HP Enterprise Services