Компания Microsoft придерживается некоего сложного курса между успешными, но традиционными продуктами прошлого — Windows, Office и другими — и «облачным» будущим, проглядывающим в таких продуктах, как Windows Azure, Office 365 и Windows Intune («облачной» службе управления компьютерами). В переходный период компания должна по-прежнему обновлять и обслуживать решения, размещаемые у клиентов, одновременно деликатно подталкивая потребителей к более экономичным и масштабируемым «облачным» решениям.
Ситуация благоприятна для потребителей, так как Microsoft часто предоставляет интересные комбинации традиционных и «облачных» решений. При этом выбор пользователя расширяется. Наряду с традиционными продуктами для офиса, такими как Microsoft Office, существуют хостируемые версии Office Web Apps и дополнительные решения, в частности SharePoint, также представленные традиционными и хостируемыми версиями. Эти и другие решения сочетаются в различных комбинациях, поэтому потребитель может разместить часть инфраструктуры Exchange у себя, а часть — в «облаке», соединив компоненты в федерацию для управления и интеграции.
Office — отличный образец, поскольку это одна из основных линеек продуктов Microsoft и важнейший источник дохода. Например, в 2010 финансовом году поступления от Office составили 30% общих доходов компании (62,5 млрд долл.) — столько же, сколько от Windows. Появление Office 2010 совпало с окончанием финансового 2010 года, и, по сообщениям Microsoft, розничные продажи пакета идут успешнее, чем предшествующих версий.
Но мы живем в переходное время. В этот период положение компании Microsoft уязвимо, так как пользователи могут предпочесть другие службы офисных приложений в «облаке». Основной конкурент — Google Docs и Google Apps. Данные решения не получили широкого распространения в крупных компаниях, и этого не произойдет, пока они не станут более зрелыми. Но они предоставляются бесплатно и поэтому привлекательны для индивидуальных пользователей и малых компаний.
Конечно, Google не стоит на месте. Приняв к сведению, что потребители знают и даже любят Microsoft Office, в последние годы компания подготовила различные средства интеграции, устраняющие разрыв между бесплатными и недорогими интерактивными службами и программами для Microsoft Windows. В конце февраля компания выпустила инструмент Google Cloud Connect для продвижения своих продуктов на этом рынке: Google будет работать с программами, которыми клиенты пользуются сегодня, но постарается увести их от Office в будущем.
Удачная идея! Она должна была встревожить Microsoft. Чтобы понять причины беспокойства, необходимо изучить отличия подходов Google Cloud Connect и Microsoft. В сущности, компонент Google Cloud Connect, устанавливаемый на клиентских компьютерах, — это подключаемый модуль, представленный панелью инструментов в Microsoft Word, Excel, PowerPoint 2003, 2007 и 2010. Пользователь должен зарегистрироваться в учетной записи Google, а затем выбрать режим синхронизации (автоматический или ручной). В выбираемом по умолчанию автоматическом режиме каждый создаваемый и изменяемый документ Office автоматически сохраняется, или синхронизируется, в репозитории Google Docs в процессе работы. Это, в сущности, обеспечивает резервное копирование документов в удаленном хранилище.
Google Cloud Connect также располагает основными функциями коллективной работы для одновременного редактирования несколькими пользователями документов поддерживаемых типов. Любопытно, что делать это можно только из программ Microsoft Office. Нельзя использовать собственный «облачный» инструмент компании Google Docs для совместной работы с обладателями Office.
На самом же деле Google Docs нельзя применять вообще: синхронизированные документы хранятся на серверах Google в форматах Microsoft. Их можно преобразовать в другие форматы, распознаваемые программами Google, но результаты преобразования обычно никуда не годятся, и форматирование нарушается даже в самых простых документах Word 2010.
Подобно большинству решений Google, Cloud Connect трудно назвать удобным для применения в компаниях. Клиентский компонент необходимо вручную устанавливать на каждом компьютере. Таким образом, он ориентирован на индивидуальных пользователей и малый бизнес, как и другие продукты Google.
Достоинство Google Cloud Connect — безупречная интеграция с резервным копированием в облаке. Даже если вы не намерены использовать Google Docs в будущем, это хороший способ перенести все документы в «облако», пусть даже только для резервного копирования. Надежность прикладных программ оставляет желать лучшего (за прошлую неделю Word подвел меня несколько раз), но в целом решение приемлемое.
У компании Microsoft собственные планы по развитию «облака» офисных приложений. Функциональность Office Web Apps не столь полна, как у традиционных продуктов (они даже недоступны в автономном режиме), но в качестве промежуточного шага компания предоставляет потребителям полезные возможности интеграции мощного клиентского комплекса Office с различными облачными службами.
Итак, что же предлагает Microsoft? Есть ли у компании реальная альтернатива Cloud Connect?
SharePoint — превосходное хранилище документов и решение для совместной работы, предназначенное для компаний с достаточными финансовыми возможностями, а в 2011 году появится более доступная версия Office 365, размещаемая на серверах поставщика соответствующих услуг. Но пока этого не произойдет, возможности SharePoint избыточны для рынка, на который ориентируется Google. Обратимся к существующим продуктам Microsoft для индивидуальных пользователей и малых компаний. Имеется бесплатное решение SharePoint Foundation, размещаемое на компьютерах потребителя, но для него необходимы Windows Server и серверное оборудование, а устанавливать и администрировать его приходится самостоятельно.
Индивидуальные пользователи могут установить Windows Live Mesh, чтобы получить возможности синхронизации, похожие на Cloud Connect, как с хост-службой (в данном случае Windows Live SkyDrive), так и с другими компьютерами. Я регулярно пользуюсь Live Mesh и рекомендую эту службу; в отличие от Cloud Connect она совместима с файлами практически любых типов. Однако у нее нет встроенных функций коллективной работы.
При этом пользователи, сохраняющие документы в SkyDrive, могут редактировать их и совместно работать в Office Web Apps. Картина смешанная: в Excel Web App допускается одновременное редактирование двумя пользователями, но эта программа — исключение. В Word и PowerPoint такие возможности отсутствуют.
Основная идея Google Cloud Connect: использование традиционного комплекса Office в сочетании с «облачной» службой. Что противопоставляет Microsoft? В Office 2010 входит удобная функция Save To Web, похожая на привычную Save, но с сохранением документа в службе SkyDrive. Аналогично, есть и функция Save to SharePoint. Но это не синхронизация, а просто сохранение: в Интернете будет сохранен один экземпляр документа. С другой стороны, для этого решения не требуется устанавливать подключаемый модуль.
Форматирование документов Office остается в неприкосновенности, независимо от места их хранения; впоследствии с ними можно работать как в традиционных программах Office, так и в Office Web Apps. Это очень удобно, и, хотя то же относится к документам на серверах Google, при открытии в Google Docs форматирование почти всегда нарушается.
При этом полноценная интегрированная синхронизация отсутствует. Поэтому приходится обращаться к службе Live Mesh, которая, хотя и представлена подключаемым модулем, все же устанавливается отдельно.
Ни один из подходов не обеспечивает всех возможностей другого, и именно это обстоятельство вызывает особый интерес… и досаду. Microsoft слишком резко ответила на появление нового инструмента Google, выпустив видео, интересное и содержащее ошибку, по крайней мере в одном утверждении (о том, что автоматическая синхронизация документов включена по умолчанию). Такая реакция компании понятна, но лучше было бы полностью выбить почву из-под Google Cloud Connect, усовершенствовав собственный продукт.
Поль Тюрро (thurrott@windowsitpro.com) — редактор новостей в Windows IT Pro. Готовит еженедельные выпуски для Windows IT Pro Update (www.windowsitpro.com/email) и ежедневные выпуски новостей Wininfo