Унылый пейзаж рынка клиентских операционных систем для настольных компьютеров, на котором безраздельно господствовали различные версии Windows, вдруг как-то незаметно стал меняться. И дело вовсе не в происках версий UNIX, вот уже более десяти лет пытающихся отщипнуть хоть немного от мировой доли клиентской операционной системы Microsoft. Просто в категорию устройств, ранее включавшую в себя настольные и мобильные компьютеры с процессорами семейства х86, использовавшиеся для нужд бизнеса и домашнего применения, добавились сверхмобильные планшетные устройства, имеющие в современном аппаратном исполнении все возможности для запуска полноценной операционной системы, без всяких скидок на компактность. Да и требования к полноценной операционной системе в нынешней ситуации претерпевают изменения.
. Попытку нарушить монополию Windows, предпринятую конкурентами на ниве нетбуков, корпорация Microsoft смогла отразить с помощью устаревающей Windows XP, не желая и в то же время продолжая продлевать ее существование. Ведь по логике развития, наблюдавшейся в течение десятилетия, новое поколение компьютеров должно было оснащаться новой операционной системой от Microsoft.
А вот появление планшетных устройств корпорация прозевала. Вернее сказать, пропустила момент готовности этих устройств к завоеванию постоянно растущей аудитории потребителей, уже получивших опыт удобства работы с мобильными телефонами и более интеллектуальными смартфонами. Не уделяя долгое время внимания доработке своей операционной системы Windows Mobile, Microsoft попыталась вскочить в последний вагон уходящего поезда мобильных устройств с помощью Windows Phone 7 и откровенно пропустила удар, нанесенный Apple выпуском iPad. И это для нее должно быть обидно, ведь, если вспомнить, первые устройства планшетного типа начинались именно с Microsoft Windows Tablet PC Edition. Было это в далеком 2002 году, если не ошибаюсь, и продавались такие устройства не слишком успешно, что, вполне возможно, и усыпило бдительность.
Но мобильный бум и новые достижения в аппаратном обеспечении, ну и, конечно же, конкуренция сделали ранее незаметные устройства хитом продаж. И вот мы уже видим не только разные по размерам и возможностям устройства, но и широкий набор работающих на них операционных систем, в то время как операционная система Windows производства Microsoft здесь представлена весьма слабо. Конечно, не одна только Microsoft не смогла оперативно ответить на вызов, брошенный iPad: вот уже более года мы наблюдаем пока еще невнятные попытки представить публике нечто похожее со стороны всех игроков рынка мобильных устройств, операционных систем и приложений для них. Их задача усложняется еще и тем, что, кроме самого устройства, потребители хотят видеть еще и магазин приложений, и музыкальный магазин и прочее, прочее, прочее, что составляет ныне понятие экосистемы устройств конкретного производителя. И для создания такой экосистемы Microsoft придется изрядно потрудиться.