. Развитие сетевых технологий, казалось бы, должно только радовать, но у компаний есть поводы более внимательно отнестись к доступности высокоскоростного Интернета без ограничений объема трафика. Отсутствие перспективы «вызова на ковер» к директору по поводу размера итоговой суммы в счете от провайдера приводит к тому, что сотрудники зачастую используют глобальную сеть далеко не в рабочих целях. Тем не менее на все рабочие станции компании в большинстве случаев приходится один интернет-канал.
«Безлимитный Интернет чаще всего все-таки условно ограничен стоимостью закачанного мегабайта. А вот пропускная способность интернет-канала ограничена всегда, — комментирует Дмитрий Румянцев, директор по эксплуатации компании Softkey. — И если в организации нет четкой политики использования сотрудниками Интернета, то они же в первую очередь и испытывают от этого неудобства: кто-то вынужден подолгу ждать открытия необходимого для работы ресурса, в то время как коллега за соседним столом спокойно просматривает ролики на YouTube».
«Если канал ’забить’ скачиванием, например мультимедийного контента, не имеющего отношения к работе, то он будет плохо справляться с нужными компании функциями, такими как доступ к удаленным корпоративным ресурсам, онлайн-конференции, обмен почтовыми сообщениями, резервное копирование, — поддерживает Дмитрия Павел Баруткин, директор по развитию бизнеса в Западной Сибири, компания Softline. — Поэтому можно либо расширять канал, а это стоит дополнительных денег, а иногда и вовсе невозможно по техническим причинам, либо умерять аппетиты сотрудников».
Об актуальности проблемы свидетельствуют и результаты анализа особенностей использования Интернета сотрудниками российских компаний, опубликованные Entensys в марте этого года (http://usergate.ru/news/news_detail.php? ID=3254; см. рисунок). С тех пор ничего существенно не изменилось.
Приведенные на рисунке данные взяты с официального сайта компании Entensys — www.usergate.ru.
Безлимитные тарифы значительно уменьшают производительность труда работников тех компаний, в которых политика использования Интернета никак не регламентирована. Если раньше развлечения сотрудников в офисе обычно ограничивались раскладыванием пасьянса из стандартного набора игр Windows, то сейчас работники успевают и пообщаться в социальных сетях, и провести несколько поединков в «Бойцовском клубе», и т. д. Процентное соотношение времени, затраченное на каждое из занятий, разнится для каждого частного случая. Постоянно одно — на 100% на работе не выкладывается никто.
Не стоит забывать о безопасности. Рост числа ресурсов, посещаемых сотрудником, приводит к увеличению вероятности того, что сайт окажется зараженным. Вирусов в Интернете с каждым годом меньше, увы, не становится.
Возникает вечный вопрос — «что делать?».
«Интернет в рабочее время только для работы — вот единственное ограничение использования Сети, которое мы приемлем в нашей компании», — делится секретом успешной деятельности Дмитрий Румянцев.
В части организаций подобная политика реализуется без вмешательства системных администраторов, так сказать на словах и на доверии. В большинстве же компаний руководство достигает озвученного результата исключительно с помощью ИТ-отдела. Системные администраторы вынуждены ограничивать объемы внешнего трафика, уменьшать пропускную способность для части направлений, блокировать доступ к определенному набору ресурсов. Подобные задачи решаются посредством использования proxy-серверов и DNS-фильтров.
«Появление безлимитных тарифов на больших скоростях дало психологическую свободу сотрудникам компаний, успокоив, наверное, больше их совесть, нежели страх перед начальством. Когда ты платишь определенную сумму, которая не зависит от объема потребляемого трафика, то перестаешь обращать внимание на характер ресурсов и тяжесть контента. Это характерно как для домашних пользователей, так и для сотрудников офиса. Интернет поглощает время, а в случае с сотрудниками — рабочее время, — замечает Дмитрий Курашев, директор компании Entensys. — Наши программные решения UserGate Proxy & Firewall и GateWall DNS Filter позволяют несколько ограничить свободу использования Сети».
Таким образом, безлимитный Интернет — палка о двух концах. С одной стороны, снизились расходы организаций на оплату счетов от провайдеров, с другой же — появилась вероятность уменьшения производительности труда работников компаний, руководство которых не использует никакие виды ограничений использования сотрудниками сети Интернет.
Одним из путей решения проблемы является привлечение ИТ-отдела и программных решений в области информационной безопасности, другим — воспитание в работниках корпоративного духа, их мотивация. Второй подход приведет к тому, что сотрудники априори будут склонны тратить свое время на решение исключительно рабочих вопросов, в том числе средствами Интернета.
Алексей Кищенко (kas@usergate.ru) — специалист по PR и маркетингу, компания Entensys