Ксередине 2010 года Microsoft готовится воплотить ряд пользовательских и бизнес-технологий, в том числе предстоит долгожданный выпуск Windows Live Wave 4 (добавление Wave относится к группе продуктов, которые должны быть выпущены), включающий новые онлайн-услуги, наподобие обновленных приложений Hotmail и Windows; выйдет Office 2010 — традиционный для настольных компьютеров набор приложений плюс новые веб-приложения и приложения для мобильных устройств, и, конечно, ожидается выпуск Windows Phone 7, который мы рассматривали ранее.
Windows Live Wave 4
В этом году Microsoft провела модернизацию пакета приложений Windows Live Essentials, который дополняет Windows 7, и обновила популярную службу Hotmail. Оба продукта очень актуальны, поскольку существующим версиям недостает связи с реалиями сегодняшнего дня.
Разработчики вносят изменения в Hotmail, чтобы сделать эту веб-службу еще более эффективной и удобной для пользователей, а название Windows Live Microsoft связывает с популярным брендом Hotmail. От этого компания не получает большой прибыли, но Hotmail заваливают еще большим количеством спама ежедневно, чем какую-либо другую службу. При модернизации Hotmail в 2010 году Microsoft обратила внимание на «серую» почту — информационные и рекламные письма, составляющие 66% всех легальных сообщений, пересылаемых через эту службу. Hotmail прекрасно интегрируется с веб-приложениями Office, куда входят созданные для работы в Интернете версии Word, Excel, PowerPoint и OneNote.
Кроме того, разработчики Microsoft добавили в Hotmail поддержку Exchange ActiveSync, что позволяет синхронизировать электронную почту, контакты и данные календаря фактически с любым смартфоном. В первую очередь речь идет об Apple iPhone и iPad, Google Android (Nexus One, Droid) и Palm WebOS (Pre, Pixi) и, конечно, о Windows Phone 7.
Почему бы просто не добавить поддержку IMAP? Потому что IMAP работает только с электронной почтой, а специалисты Microsoft хотят, чтобы онлайн-контакты и данные календаря были точно так же доступны.
Что касается Windows Live Essentials, то вы увидите поддержку ленточного интерфейса Ribbon во многих приложениях и усовершенствованный Windows Live Messenger, приложение для мгновенной пересылки сообщений (IM). Messenger станет ключевым элементом стратегии Microsoft в социальных сетях и будет интегрирован с Twitter, Facebook, MySpace, LinkedIn и другими сетями.
Возможности совместного использования ресурсов впечатляют, но больше всего меня воодушевило известие о том, что Microsoft собирается поставлять приложение Windows Live Messenger для iPhone.
Office Web Apps: «облака» так далеки
Говоря об Office Web Apps, я хотел бы повторить еще раз главное: Office Web Apps не обеспечивает производительность или функции, необходимые для замещения созданной для настольного компьютера версии Office. Вероятно, это приведет к поиску альтернатив в компаниях по всему миру.
Я думаю, что предложение веб-приложений с подобной Office 2010 функциональностью является насущной необходимостью, и нынешняя поддержка форматирования документов хотя и не безупречна, но заведомо лучше предложений Google. Однако решение Google Docs от Google, во‑первых, бесплатное, а, во‑вторых, комплексное и уже более известное на рынке.
В целом моя рекомендация состоит в том, что те, кто еще использует Office 2003 или более ранние версии, должны их модернизировать: Office 2010 обеспечивает значительные преимущества, многие из которых привязаны к великолепному интерфейсу Ribbon. Те, кто используют Office 2007 стоят перед более сложным выбором, но преимущества Outlook 2010 могут стать решающим аргументом.
Для Microsoft у меня тоже есть один совет. Комплект Office Web Apps недостаточно хорош в своем нынешнем состоянии. И если компания собирается добиться успеха на рынке, нужно действовать так, как действует Google, — быстро модернизировать его.
Те, кто использует Office, без сомнения, предпочитают его, а не Google Docs, потому что он лучше. Но для нового поколения пользователей Google Docs — это то, что они уже знают, а превосходство предложений Microsoft не доказано.
Office Web Apps должен быть настолько хорошим, чтобы заставить поколение Google задуматься об изменениях. Другими словами, это вопрос времени.
Никаких KIN
Microsoft удивила многих, начав в мае поставлять для потребителей свои первые, основанные на Windows Phone 7 устройства — KIN One и KIN Two — через Verizon Wireless (выпуск в Европе ожидается чуть позже). Но если вы надеялись увидеть релиз Windows Phone 7, придется подождать сентября: да, телефоны KIN — ранее они назывались Pink — предоставляют поддержку Exchange, но они нацелены на пользователей социальных сетей, постоянно обменивающихся текстовыми сообщениями, а не на мобильных бизнес-пользователей. Устройства даже не включают календарь, они стоят особняком со своим набором приложений, и оба кажутся ограниченными для нашего времени.
Мой совет: игнорировать KIN и подождать Windows Phone 7 либо присмотреться к Apple iPhone или Google Android. Обе платформы великолепны.
Веб-стандарты и функции
Microsoft внимательно присматривается к ситуации, которая сложилась вокруг более содержательных веб-стандартов, таких как HTML 5 и Cascading Style Sheets (CSS), и планирует их внедрение в Internet Explorer (IE) 9 — свой следующий браузер.
Если вы немного в курсе дела и даже интересуетесь разработками, вы понимаете, что «веб-стандарт» и «IE» — это понятия, которые не всегда стоят рядом. Но если вы избавитесь от предубеждений, то согласитесь не только с тем, что Microsoft на верном пути, но и с тем, что план по «фиксации» веб-стандартов разумен.
Конечно, Microsoft планирует реализовать ряд конкурентных преимуществ для IE 9, которые распадаются на несколько категорий, таких как аппаратное ускорение (видео, графики и текста) и полноценное отображение. А пока я думаю, что эти аспекты разработки компании будут широко копироваться в процессе конкуренции, но меня это пока не сильно тревожит.
Меня беспокоит то, что текущий набор веб-тестов стандартов — Acid3, SunSpider и т. д. — на данный момент противоречит развитию веб и что идея «такого же форматирования» Microsoft может быть выходом.
Поясню. Прямо сейчас производители браузеров хвастаются соответствием различным частям технических спецификаций, таких как HTML и CSS, но нет никаких правил относительно того, как эти технические спецификации должны быть реализованы. Представьте, что компьютер, сделанный компанией Dell, будет визуализировать приложения Windows не так, как компьютер, созданный HP или Gateway. Это как раз то, что происходит в Web, а популярность мобильных браузеров осложняет ситуацию.
Согласно идее Microsoft, если браузер поддерживает спецификацию, он должен реализовывать ее стандартным способом. То есть каждый браузер должен генерировать один и тот же код HTML или CSS соответственно. Сейчас это не так, даже между браузерами, основанными на одном и том же движке рендеринга, и это нервирует веб-разработчиков.
Убедить других производителей браузеров обратить внимание на этот план будет трудно. Но у Microsoft есть голос в комитете стандартов W3C, и компания представила на рассмотрение тысячи простых тестов для оценки. К тому времени, когда IE 9 выйдет на рынок, — я думаю, это произойдет в начале 2011 года — большая часть производителей обдумает этот план.
HP и Palm
Компьютерный гигант HP удивил практически всех 1,2‑миллиардной покупкой разоряющегося производителя смартфонов Palm в начале мая. С таким наследством начинает казаться, что HP стремится к тому, чтобы отхватить свою долю от стамиллиардного рынка смартфонов.
Начнем с малого. HP до покупки Palm присутствовала на рынке смартфонов со своим небольшим семейством устройств iPaq, на которых работала старая версия Windows Mobile и которые были нацелены на бизнес-аудиторию. Купив Palm, HP сделала шаг на другой рынок и стала владельцем отличной с технической точки зрения платформы, называемой webOS.
Однако я думаю, что стратегия HP более долгосрочная. Налицо успех Apple iPad — этих устройств продано один миллион за первый месяц; этот продукт, по существу, утвердил новую категорию компьютеров. Я думаю, что HP хочет утвердить себя как игрока, подобного Apple, который предлагает полный пакет предложений, со своей собственной аппаратной платформой, программным обеспечением и онлайн-услугами.
Это означает конкуренцию и в мире планшетов, и на рынке смартфонов. Я думаю, что HP планирует задействовать и компьютеры для игры на этом рынке.
Представьте себе подобное Mac предложение от HP, запускаемое на обычном настольном и портативном компьютерах, с хранилищем приложений и другими «облачными» службами. И все это было бы полностью от HP, от и до, и HP не нужно было бы платить за лицензию ни Microsoft, ни какой-либо другой компании. И все эти компьютеры соседствовали бы с подобным же образом сконструированными смартфонами и планшетами — все запускаются с той же самой операционной системой.
Да, пока это все только попытка прогноза, но я жду, что HP будет потихоньку пробираться на этот рынок, где Microsoft будет и крупным партнером и еще более крупным конкурентом.
Однако, если компьютерный рынок изменится столь кардинально, как верят некоторые, HP могла бы стать единственной компанией, способной составить конкуренцию Apple, в то время как все остальные еще только готовятся вступить в борьбу. Правда, это в любом случае — теория.
Поль Тюрро (thurott@win2000mag.com) — редактор новостей в Windows IT Pro. Готовит еженедельные выпуски Windows IT Pro Update, а также ежедневные выпуски новостей WinInfo