Для современной экономической обстановки неудивительно, что нетбуки — это единственный растущий сегмент компьютерной отрасли: маленькие легкие устройства обычно продаются по цене менее 12 тыс. рублей. Удивляет то, что недорогие нетбуки могут стать жизнеспособной альтернативой ноутбукам, составляющим основной парк компьютеров в компаниях малого и среднего бизнеса, а возможно, и на крупных предприятиях.

Для того чтобы определить, целесообразно ли использовать нетбуки в той или иной среде, надо сначала понять, что такое нетбук, насколько он соответствует основному направлению развития компьютерного рынка, в какой мере его цена соответствует длительности использования и управляемости для систем бизнес-класса. Еще следует проверить, соответствует ли задачам бизнеса производительность нетбуков, которые, как правило, поставляются с дешевыми микропроцессорами и другими компонентами.

История нетбуков

Первый нетбук — портативный компьютер ASUS Eee — появился в конце 2007 г. В том году компания ASUS не была заметна на рынке США как розничный продавец, поэтому она стремилась выйти из своей традиционной роли поставщика материнских плат и компонентов для компьютеров и занять место среди лидеров в производстве необычных компьютеров, таких как Sony и Apple.

Оригинальная модель Eee PC стала самым популярным продуктом на рынке электроники в 2007 г. благодаря очень низкой цене (обычной по нынешним временам, но на тот момент неслыханной) и необычному дизайну. В этот маленький корпус ASUS вместила процессор Intel с ультранизким напряжением класса ULV (ultra low-voltage), оперативную память 512 Мбайт или 1 Гбайт, твердотельный диск SSD с емкостью 2–8 Гбайт вместо жесткого диска и широкоэкранный дисплей в 7 дюймов с разрешением 800×400. Модель обладала и другими возможностями ноутбука: беспроводной связью Wi-Fi, полной (хотя и маленькой) клавиатурой и традиционной раскрывающейся конструкцией.

Несмотря на оригинальность конструкции для рынка вычислительной техники, модель Eee PC стала популярнее ноутбука, созданного в рамках инициативы One Laptop per Child (OLPC), который также стоил фантастически дешево. Модель Eee PC не была заявлена как нетбук — этот термин придумали другие компании и производители компьютеров, чтобы отличать данный класс устройств от ноутбуков.

Модель Eee PC стала популярной, и другие производители мгновенно наладили производство подобных портативных машин. Первыми почувствовали «направление ветра» Everex и MSI, а теперь и все основные производители компьютеров предлагают как минимум одну модель нетбука.

Успех нетбуков был одной из причин неудач на рынке системы Microsoft Windows Vista, поскольку Eee PC и другие нетбуки не функционировали под этой версией, зато работали с Linux. Причиной выбора пользователей была цена: Linux — бесплатная операционная система. Популярность нетбуков на Linux заставила Microsoft пересмотреть концепцию развития своих продуктов и предложить производителям компьютеров недорогую версию Windows XP, которая могла бы работать на Eee PC. Это продлило существование XP и, возможно, вопреки ожиданиям способствовало популярности системы по мере роста рынка нетбуков.

В то же время Microsoft смогла предотвратить угрозу, которая исходила от Linux. Хотя изначально с середины 2008 г. все нетбуки продавались с системами типа Linux, современные подобные устройства поставляются почти повсеместно с XP.

Продажа нетбуков росла экспоненциально с момента их появления на рынке. По отчетам аналитиков, в 2009 г. было продано более 35 млн нетбуков. Это увеличило число продаж портативных компьютеров приблизительно на 20%. Однако почти все нетбуки были проданы индивидуальным пользователям, а не корпоративным.

Что такое нетбук?

В рамках ценовой политики сначала XP, а теперь Windows 7 производители компьютеров должны были при производстве нетбуков согласовать несколько спецификаций. Речь идет об использовании более мощных версий Windows и еще о дополнительном тесте: цена на уровне покупателя. В результате современные нетбуки имеют многочисленные стандартные функции, которые выделяют их на фоне недорогих портативных компьютеров.

Почти все нетбуки, продаваемые в конце 2009 г., имели такие характеристики: процессор 1,3, 1,6 или 1,66 ГГц Intel Atom; оперативная память 1 Гбайт, жесткий диск 160 Гбайт (или менее) и дисплей 10,1 дюйма (или менее). Как и ноутбуки, нетбуки имеют складную конструкцию и сетевые функции для проводной и беспроводной связи, два (или более) порта USB, VGA-порт, полную клавиатуру и другие стандартные характеристики. Некоторые нетбуки предусматривают беспроводное 3G-подключение; причем некоторые устройства теперь субсидируются через поставщиков беспроводной связи уже с тарифными планами и очень напоминают смартфоны. Нетбуки не поставляются с оптическими накопителями — этот недостаток может затруднять установку программ.

Процессор Intel Atom ограничен 32‑разрядными операциями и может адресовать только оперативную память емкостью 2 Гбайт. По существу, большинство нетбуков можно обновить до 2 Гбайт, что обеспечивает превосходную работу Windows 7.

Большинство модификаций нетбуков теперь различаются по стилю и времени работы от батарей. Обычный нетбук середины 2009 г. мог бы работать от батареи около четырех часов, а MSI, Toshiba и другие поставляют нетбуки с непрерывной работой 8 часов и более — вполне приемлемо для работы в течение целого дня.

Итак, что такое нетбук, понятно, однако его положение на рынке все же неопределенно. Современные производители компьютеров поставляют широкий спектр портативных устройств, в том числе традиционные нетбуки различных размеров, планшетные компьютеры, сенсорные планшеты, ноутбуки с сенсорными экранами и даже смартбуки, которые занимают место между смартфонами и нетбуками по размерам и назначению. Предыдущее поколение смартбуков часто называли UMPC (Ultra-Mobile PC — ультрамобильные компьютеры).

Однако не за горами появление новой генерации нетбуков с более быстрыми процессорами и большими объемами оперативной памяти. Некоторое увеличение габаритов и экраны в 11–12 дюймов сделают работу более удобной. Таким образом, нетбуки займут достойное место на рынке: их возможности растут, а цена становится лишь немного выше. Со временем можно ожидать увеличения объема продаж таких устройств.

Целесообразность применения в бизнесе

Экономия — главная забота любого бизнеса, особенно во времена кризиса. Глядя на новую ветвь нетбуков в отрасли производства компьютеров, можно представить себе их роль в деловых применениях, особенно если учесть, что продолжительность времени работы от батареи увеличивается. Конечно, и тут есть свои за и против.

Неизбежность наступления эры нетбуков обусловлена тем, что большинство пользователей применяют компьютер для работ, которые можно выполнять на недорогих машинах. Если нетбук имеет достаточные размеры для комфортной работы, то на нем можно работать с любым офисным приложением, включая Microsoft Office, веб-браузер, видеоредактор и почтовый клиент. Характеристики системы существенны для пользователей, которым нужны компьютеры с высокой производительностью, например для видеоредакторов и любителей игр, в отличие от обычного пользователя.

Поэтому вопрос о производительности для нетбуков не имеет большого значения. Но есть и причины, снижающие привлекательность нетбуков для бизнеса. Небольшие экраны (и ТВ‑формат) не годятся для Microsoft Excel и PowerPoint. Отсутствие оптического накопителя затрудняет установку программ в малых, менее управляемых средах. Поскольку большинство нетбуков продают с недорогой версией Windows 7, понадобится обновление системы до уровня типа Windows 7 Professional или Enterprise.

Существенное значение имеет длительность непрерывной работы, независимо от конструкции или модели. Производители пытаются выиграть на компонентах, которые они используют, что позволяет продавать эти устройства в любых магазинах, торгующих электроникой. Есть массовые ноутбуки с новшествами, реализующими важные для бизнеса достижения в технологии надежности, типа ударопрочной рамы, системы приостановки жесткого диска, возможности регистрации по отпечатку пальца. Ни одна модель нетбука тех же производителей не имеет таких возможностей. Нетбуки поставляются в дешевых пластиковых корпусах, которые плохо переносят поездки. По информации исследователей этого рынка, большинство нетбуков предназначено исключительно для домашнего пользования.

Хуже всего то, что нельзя найти нетбук, который бы соответствовал задачам бизнеса, то есть имел бы приемлемые для бизнеса характеристики. Причем речь идет не только о больших предприятиях, но и о малом бизнесе. Компания Lenovo, например, выпускает линейку различных ноутбуков ThinkPad, планшетников Tablet PC и портативных рабочих станций для бизнеса. Но среди нетбуков Lenovo можно остановиться только на семействе IdeaPad, подходящем для пользователя.

Компании, заинтересовавшись нетбуками, заметят, что стоимость обслуживания этих систем перекроет кажущуюся экономию из-за простоев в эксплуатации, наращивания возможностей программно-аппаратных средств.

Итак, нетбуки не годятся для деловой среды? Не совсем так. Сотрудники предприятий часто работают вечером и в выходные дни дома, и здесь нетбуки более уместны, чем традиционные ноутбуки и настольные компьютеры. Дело в том, что дома меньше риск вывести их из строя, как в дороге. А доступность вполне обеспечивает популярность нетбука среди пользователей.

Рекомендации

Для использования в бизнесе нетбуки пока не подходят: овчинка выделки не стоит. Но место им на рынке есть — в малом бизнесе и для пользователей, работающих дома.

Если уж вы решитесь приобрести нетбук, то выбирайте модель от крупного производителя. Время работы от батарей — не единственная проблема для домашних пользователей, которые предпочитают работать «без привязи». Интересно, что семейство самых новых версий ASUS Eee PC все еще популярно и соответствует современным требованиям. В целом лучшей рекомендации заслуживают нетбуки от Dell, HP, Lenovo, Samsung и Toshiba.

Поль Тюрро (thurott@win2000mag.com) — Редактор новостей в Windows IT Pro. Готовит еженедельные выпуски Windows IT Pro Update, а также ежедневные выпуски новостей WinInfo