Последнее время в Америке и Европе меняется модель использования приложений и все чаще традиционному внедрению информационных систем компании предпочитают аренду приложений. Сегодня одновременно с традиционными услугами коммерческих центров обработки данных приобретают популярность решения, которые предлагают компании — разработчики программного обеспечения на базе собственных продуктов и центров обработки данных.

Примером может служить решение Microsoft для удаленного доступа к приложениям, повышающее эффективность работы с информацией, — Microsoft Business Productivity Online Suite (BPOS). Хотя что в России продукт пока недоступен, на отечественном рынке уже присутствуют аналогичные предложения. Среди них — неплохо зарекомендовавший себя Google Apps (GApps) от компании Google.

Альтернативой подобным решениям является классическое использование собственной серверной инфраструктуры для размещения приложений. В этой статье мы попробуем определить, для каких компаний и при каких условиях использование решений удаленного доступа к приложениям целесообразно. Для этого мы сравним решения удаленного доступа к приложениям и решения, использующие собственную инфраструктуру, по ключевым критериям. В результате сравнения будет определено наиболее экономически выгодное решение для различных компаний.

Помимо уже упомянутых Microsoft BPOS и GApps, в качестве альтернативы решениям удаленного доступа к приложениям мы рассмотрим продукты, использующие платформы собственной серверной инфраструктуры: Microsoft Windows Small Business Server 2008 (Microsoft SBS) и Microsoft Windows Server 2008 с набором необходимых дополнительных служб (Microsoft WS).

Забегая вперед, скажем, что классическое на сегодня решение, когда службы и приложения установлены на оборудовании собственной инфраструктуры, оправданно только для компаний с высокими требованиями к функциональности и числом сотрудников более 70.

Описание решений

Итак, мы оцениваем два типа решений: решения для удаленного доступа к приложениям (схема приведена на рисунке 1) и решения, развернутые на собственной инфраструктуре (схема на рисунке 2).

Microsoft Business Productivity Online Suite

Это онлайн-решение, состоящее из нескольких компонентов, которые предоставляют следующие службы: электронной почты (Exchange Online), совместной работы с документами (SharePoint Online), веб-конференций (Office Live Meeting), мгновенного обмена сообщениями (Office Communications Online). Службы фактически представляют собой те же решения Microsoft, которые могут быть развернуты на собственной инфраструктуре. При этом Microsoft предлагает дополнительные средства администрирования и автоматизации: средство миграции и синхронизации пользователей (E-mail coexistence and migration tools) и средство управления правами доступа (Microsoft Online Services Sign In application).

Подробнее об этом решении рассказано, например, здесь: http://www.microsoft.com/resources/Technet/en-us/MSOnline/bpos/html/99d9ede5‑ce15-476c-9a3f-d42a481d287e.htm.

Google Apps

Это онлайн-решение, обеспечивающее функции электронной почты (Gmail и Google Calendar), обработки и совместной работы с документами (Google Docs & Spreadsheets), мгновенного обмена сообщениями (Google Talk). Администрирование осуществляется для каждого пользователя отдельно, с помощью веб-консоли. Подробнее о решении можно узнать, например, здесь: http://www.google.com/apps/intl/ru/business/index.html.

Microsoft Windows Small Business Server Standart 2008

Это решение размещается на собственной аппаратной инфраструктуре. В исследовании в качестве аппаратной платформы мы рассматривали сервер Hewlett-Packard ML370 T05 (стоимостью около 10 000 долл.). Общая стоимость ПО для 70 пользователей — около 25 000 долл. Решение, в частности, предоставляет следующие функции: электронной почты (Exchange Server), совместной работы с документами (SharePoint Services), защиты сообщений (Microsoft Fore­front Security). Подробнее о данном решении рассказано здесь: http://download.microsoft.com/download/B/8/A/B8A6537E-A709-414C-9F5D-0EAE781A6F6D/SBS%202008_Datasheet.pdf.

Microsoft Windows Server 2008 с набором необходимых дополнительных служб

Это решение, размещаемое на собственной аппаратной инфраструктуре. В исследовании в качестве аппаратной платформы мы рассматривали один сервер Hewlett-Packard ML370 T05 и три сервера Hewlett-Packard ML350 T05 (общей стоимостью около 18 000 долл.). Общая стоимость ПО для 340 пользователей — около 205 000 долл. Решение, в частности, предоставляет следующие функции: электронной почты (Exchange Server 20008), совместной работы с документами (SharePoint Online), организации веб-конференций и отправки мгновенных сообщений (Office Communications Server Enterprise), доступа в Интернет (ISA Standard 2006) и антивирусной защиты (Forefront Security)

Описание методики тестирования

Тестирование проводилось по двум направлениям, в соответствии с выбранными критериями:

  • функциональность;
  • стоимость.

Функциональность оценивалась по трехбалльной шкале — в зависимости от спектра используемых возможностей решения. Итоговая оценка функциональности каждого решения складывалась из оценок функциональности его компонентов. Другими словами, мы изучали доступный набор типовых действий по каждому компоненту решения:

  • электронная почта;
  • служба мгновенного обмена сообщениями;
  • средства совместной работы и документооборота;
  • средства проведения конференций в реальном времени;
  • создание и обработка текстовых, табличных документов и презентаций.

Финансовая сторона вопроса, едва ли не самая важная в условиях кризиса, также была тщательно изучена. В качестве критерия оценки была выбрана совокупная стоимость владения по каждому решению за 5 лет. При этом в затраты включали сразу несколько компонентов:

  • стоимость программного обеспечения АРМ (офисный пакет);
  • стоимость программного обеспечения серверов (операционные системы и дополнительные программные компоненты);
  • стоимость оборудования;
  • стоимость первоначального конфигурирования;
  • стоимость обслуживания;
  • стоимость лицензий «на пользователя» (единовременно);
  • стоимость ежегодных лицензий «на пользователя» (лицензии на антивирус и антиспам).

Отметим, что для решений удаленного доступа к приложениям затраты на программное обеспечение для серверов и оборудование отсутствуют.

При оценке первоначальной настройки мы исходили из того, что для собственной инфраструктуры трудоемкость пусконаладочных работ по одному физическому серверу составляет около 24 рабочих часов и выполняется одним специалистом. А для решений удаленного доступа к приложениям трудозатраты первоначального конфигурирования составляют 20 рабочих часов плюс час на 10 пользователей. Оплата рабочего часа обслуживающего персонала рассчитана из оклада в 2000 долл. в месяц, то есть 12 долл. в час.

В свою очередь, стоимость обслуживания для серверов собственной инфраструктуры принята равной удвоенной цене решения за срок владения (CO = Стоимость решения × 2), где стоимость решения складывается из стоимости оборудования и программного обеспечения. Для обслуживания пользователей расчет производился с учетом одного обращения пользователя в месяц. Время выполнения обращения принималось равным одному часу (СО = Количество АРМ × Стоимость часа работы администратора × 12 × 5). Наконец, цена за лицензии «на пользователя» формировалась на основе особенностей лицензирования решений и обеспечения функциональности по направлениям.

Полученные результаты

Функциональное тестирование компонентов решения позволило получить общую оценку функциональности каждого решения. Результаты приведены в таблице 1.

На основании спецификаций программного обеспечения и оборудования, а также используя изложенную выше методику, мы получили зависимость совокупной стоимости владения для каждого решения. Результаты расчетов совокупной стоимости решения приведены в таблице 2.

Выводы

В результате расчета ТСО всех решений были получены зависимости совокупной стоимости владения от количества пользователей. График зависимости совокупной стоимости владения от количества пользователей приведен на рисунке 3.

На основании данных графика были определены диапазоны количества пользователей для выбора решения:

  • до 55 пользователей;
  • от 55 до 75 пользователей;
  • более 75 пользователей.

Окончательные итоги исследования позволяют определить, какой продукт наиболее выгодно использовать в зависимости от требований к функциональным возможностям и количества сотрудников компании. Продукт можно выбрать с помощью таблицы 3.

Полученные результаты означают, что решения удаленного доступа к приложениям уже сейчас могут использоваться компаниями любого размера для выполнения большинства офисных операций. При этом применение решений, построенных на собственной инфраструктуре, обосновано при повышенных требованиях к функциональности и гибкости, например в случае интеграции бизнес-приложений и сетевых служб, таких как служба единого каталога. Приведем основные выводы по каждому решению.

Microsoft BPOS

Позволяет работать с большим (> 1000) количеством пользователей. Как в случае со всеми решениями компании Microsoft, сопровождение не вызовет особых трудностей благодаря большому количеству профильных специалистов на рынке. В то же время в регионе EMEA продукт не предлагается, и его вывод на рынок региона планируется только в 2010 г. Еще один недостаток — отсутствие встроенных средств создания и обработки текстовых, табличных документов и презентаций. В целом же компоненты решения полнофункциональны и продукт отвечает стандартным требованиям. Его эксплуатация целесообразна при количестве пользователей системы до 55 и более 75.

Google Apps

Обладает встроенными онлайн-средствами создания и обработки текстовых, табличных документов и презентаций. Однако отсутствие возможностей полноценной работы с электронной почтой и календарем, с использованием клиентского ПО, отрицательно сказывается на восприятии продукта. Ограничена и работа с большим (> 50) количеством пользователей при стандартных или расширенных требованиях к функциональности. Также и средства работы с документами обеспечивают исключительно простейшие манипуляции с данными.

Тем не менее решение имеет наименьшую стоимость и его эксплуатация целесообразна вне зависимости от количества пользователей системы при минимальных требованиях к функциональности.

Microsoft SBS

Данное решение предоставляет расширенную функциональность, в том числе средств создания и обработки текстовых, табличных документов и презентаций. При этом в системе ограничено количество автоматизированных рабочих мест (максимально 75), а для ее работы понадобится собственный парк серверного оборудования.

Эксплуатация целесообразна при количестве пользователей системы до 75 человек при расширенных требованиях к функциональности и в диапазоне 55–75 человек при стандартных требованиях к функциональности.

Microsoft Windows Server

Решение во многом сходно с предыдущим, однако его отличительной особенностью является отсутствие ограничений по масштабированию. Высокая стоимость эксплуатации делает продукт экономически выгодным только при высоких требованиях к функциональности и количестве пользователей более 75.

Завершая исследование, необходимо сказать, что оно проводилось исходя из ряда предположений, изменение которых, безусловно, может оказать влияние на окончательные выводы (см. врезку «Дополнительные материалы»). Однако уже сейчас руководителям компаний и персоналу по ИТ при выборе решений необходимо рассматривать решения, альтернативные классической схеме.

Вероятно, выход на отечественный рынок решения Microsoft Business Productivity Online Suite не изменит ситуацию в значительной мере, но рост доли решений, использующих удаленный доступ к приложениям и концепцию SaaS, не за горами.

Владислав Епишкин (Vladislav.Epishkin@optima.ru) — начальник управления сетевых платформ в компании Optima services

Евгений Горбунов (ges@optima.ru) — ведущий инженер отдела экспертного администрирования управления сетевых платформ в компании Optima services. Имеет сертификаты MCSE, AIS — HP BladeSystem, AIS — HP ProLiant ML/DL Servers 

Дополнительные материалы

Одним из важных аспектов, на основании которых были сделаны выводы нашего исследования, — лицензирование всего программного обеспечения. Однако ни для кого не секрет, что в действительности не во всех российских компаниях используется только лицензионное программное обеспечение. По оценкам Microsoft, уровень использования нелицензионного программного обеспечения за 2008 год составил 68% (http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20091208151537.shtml).

Очевидно, что в такой ситуации финансовые оценки при выборе решений осуществляются в большей степени по другим статьям…

Как же изменятся результаты анализа в случае использования нелицензионного программного обеспечения?

Решение от Google остается вне конкуренции по стоимости. А вот онлайн-решение от Microsoft становится дороже, чем решение на собственной инфраструктуре, уже для 85 пользователей. В этих же условиях SBS «побеждает» BPOS уже на количестве 33 пользователя.

Это означает, что отсутствие эффективных мер противодействия пиратству ставит под угрозу развитие служб доступа к приложениям на отечественном рынке. Это особенно актуально в секторе небольших предприятий, где лицензионной политике уделяется меньше внимания, чем в крупных компаниях.

Совокупная стоимость решений

Зависимость совокупной стоимости владения от количества пользователей