Принято считать, что основной причиной использования нелегальных копий программного обеспечения являются: дороговизна лицензий, общий низкий уровень правовой культуры граждан, несовершенство действующего законодательства в области авторского права и безнаказанность пиратов. Но ситуация на российском рынке тиражного программного обеспечения говорит и о колоссальном дефиците квалифицированных консультантов по выбору программного обеспечения на всех его уровнях и во всех сегментах. Причем в регионах ситуация усугубляется. Чтобы не быть голословным, приведу результаты небольшого эксперимента: в поисках специалиста, способного оказать помощь в лицензировании и проконсультировать в таком несложном вопросе, как управление лицензиями, я зашел на официальный ресурс компании Microsoft.
Представим на секунду, что по данному адресу обратился житель удаленного от Москвы регионального центра, которому необходимо срочно навести порядок в небольшой организации со штатом в 50 человек, соответствующим количеством компьютеров и горой установленного «софта». Решив начать с программных продуктов Microsoft, он пытается пригласить к себе специалистов для проведения аудита, дальнейшего внедрения решений и сопровождения. В итоге выясняется, что ресурс таких партнеров предложить не может. Экспертов необходимо выписывать из другого областного центра. Таким образом, фактически представители бизнеса в российских областных центрах для наведения порядка в своих активах вынуждены искать квалифицированных специалистов по всей территории страны. А какая ситуация складывается в небольших городах, можно только догадываться. Причем это совсем не означает, что в этих городах негде купить программное обеспечение.
И все это происходит в то время, когда в стране ведется широкомасштабная кампания под названием «Легализация ПО». Казалось бы, за три года все, кто хоть как-то причастен к рынку программ и услуг, связанных с ними, должны осознать, насколько понимание механизмов рынка является необходимым условием для успешного ведения бизнеса. Но в реальности этого не происходит. И уже сейчас ясно, что при сохранении нынешнего положения вещей не произойдет. Потому что схемы лицензирования крупных поставщиков действительно сложны, и, чтобы постичь, к примеру, азы политики Microsoft, надо пару полных рабочих дней провести на специальном семинаре. При этом уровень подачи информации подразумевает довольно серьезную подготовку слушателей: человек непосвященный большую часть информации на таком мероприятии просто не воспримет. В итоге мы имеем дикий полуграмотный рынок, который не торопится становиться цивилизованным.
Ответ на вопрос, каким же путем следует идти, очевиден: вслед за прогрессивной мировой общественностью, путем создания информационных ресурсов, способных объединить всех участников рыночной системы. На Западе, например, существует популярный проект partnerpedia.com, созданный с единственной целью: объединить продавцов программного обеспечения для дальнейшего улучшения условий и качества их работы. Чтобы дать им возможность выходить на региональные рынки, узнавать друг о друге, планировать совместную активность и так далее. И отрадно, что на просторах Рунета появился отечественный проект, очень похожий по идее и назначению. IT4 All (http://it4all.ru/) — социальная сеть для участников рынка программного обеспечения и предприятий, готовых оказывать связанные с ним услуги (см. экран). Этот проект должен стать тем заветным местом, где наконец-то встретятся сразу и продавец, и разработчик, и клиент. В системе существуют четыре группы пользователей: производители, поставщики, покупатели и независимые эксперты.
В систему, в которой представлены сертифицированные и обученные производителями эксперты, а также сами разработчики, приходит клиент. Для него у IT4 All есть главный инструмент: большая желтая кнопка с надписью «заказать решение экспертам». Обозначив здесь свой любимый вопрос: «Мне нужен Office, Windows и cервер» и ответив на ряд уточнений, покупатель получит квалифицированные ответы пяти экспертов. Пять поставщиков, чей совокупный рейтинг по указанным в запросе областям знания (резервное копирование, например) наиболее высок в регионе, в котором ведет свой бизнес клиент, смогут доставить ему нужные продукты. Рейтинг экспертов и поставщиков высчитывается автоматически на основе оценок остальных участников системы. В итоге эти пять экспертов под наблюдением производителя «бьются» за клиента, предлагая ему свои услуги, решения и специалистов. Вы скажете, это идиллия? Нет, реальность.
Илья Кичигин — руководитель отдела по работе с дилерами в компании «Софткей»