Учет компьютеров — рутинная задача, ставшая для многих ИТ-отделов в условиях жесткой экономии и оптимизации расходов одной из актуальных проблем. На рынке существует достаточное количество подобных программ, как зарубежных, так и отечественных производителей, коммерческих и бесплатных, однако сделать выбор не так просто. Если компания серьезно относится к своим активам, к которым, вне всякого сомнения, относится оргтехника и компьютеры, то наиболее выгодным с точки зрения организации учета выглядит создание общей базы данных техники и поддержание ее в актуальном состоянии. Естественно, для реализации подобных решений требуется более сложный механизм для включения в существующую инфраструктуру предприятия — генерируемые отчеты должны создаваться в унифицированной форме как для ИТ-отдела, так и для бухгалтерии, причем по возможности риск «человеческого фактора» желательно свести к минимуму. Это означает, что сотрудники не должны всецело зависеть от «всезнающего» системного администратора, умеющего работать с сервером баз данных, а учет компьютерной техники должен быть максимально автоматизирован, например с помощью сканеров штрих-кодов. Соответственно необходимым условием для внедрения системы учета является поддержка программным обеспечением определенных функций. В этой статье мы рассмотрим решение российской компании Database Harbor Software — систему автоматизированного учета компьютерного оборудования на предприятии Hardware Inspector.
В основе данной программы лежит принцип создания подробной базы данных обо всем оборудовании, принадлежащем компании, то есть не только системных блоках, мониторах и принтерах, но и об установленных аппаратных и программных компонентах (например, сетевых картах или версиях Microsoft Windows). В качестве исходной единицы данных берется паспорт, имеющий уникальный присваиваемый номер и содержащий сведения о типе устройства [интегрированное, фиктивное (например, коробка), расходный материал, внешнее устройство], его текущем местоположении, бухгалтерскую информацию (сведения о покупке, продавце, гарантиях, списании). С базой данных можно работать как в ручном режиме, самостоятельно внося все необходимые сведения — серийные номера, дополнительные параметры (размер экрана, мощность и т. д.), используя справочники производителей, типов и моделей устройств, так и в автоматическом — Hardware Inspector «понимает» отчеты программ для сбора системной информации (поддерживаются ASTRA, ASTRA32, EVEREST). Ввод других немаловажных параметров, а именно рабочих мест и пользователей, осуществляется так же просто: список пользователей (полученный, например, из Active Directory) импортируется из CSV-файла, а внутренняя локальная сеть компании сканируется на предмет наличия подключенных к ней компьютеров и другой офисной техники. Каждое устройство, получившее паспорт, «привязывается» к рабочему месту, за которое, в свою очередь, отвечает определенный сотрудник.
Если перед компанией стоит задача не только учета, но и инвентаризации компьютерной техники, то от подобных программ обычно ждут максимально удобного инструментария для проведения этой процедуры. Так, в Hardware Monitor поддерживается инвентаризация рабочих мест при помощи сканера штрих-кодов. Сотрудники могут сгенерировать и распечатать штрих-код прямо из программы, как на обычном, так и на специальном этикеточном принтере. Следует добавить, что инвентаризация возможна и без доступа к базе данных при помощи специального программного модуля (приложение «Инвентаризатор»).
Информацию об устройствах большая часть существующих программных решений получает на уровне службы WMI (по сути — из реестра Windows), что неприемлемо для профессионального использования (служба может быть отключена в соответствии с политикой безопасности или сетевой экран может блокировать запросы к ней). В Hardware Monitor используется низкоуровневый доступ к оборудованию, позволяющий получить именно точные данные, которые заложены в устройство поставщиком: информация должна быть дискретной, на уровне отдельных устройств, а не являться простым описанием конфигурации компьютера.
Помимо традиционного учета техники (ее состояния, сроков морального и физического износа, списания), в Hardware Inspector предусмотрен учет заявок по обслуживанию компьютеров (для службы поддержки). Не секрет, что производительность работы отдельных сотрудников и целых подразделений предприятия зависит от того, насколько быстро реагирует служба технической поддержки на обращение пользователя. В Hardware Inspector имеется встроенный инструмент для учета и мониторинга заявок, который позволяет автоматически назначать ответственных и следить за своевременностью выполнения. Этот инструмент ориентирован на специалистов службы технической поддержки, поэтому обладает соответствующими функциями. Например, учет заявок происходит в контексте имеющейся базы данных устройств, и при регистрации обращения специалист сразу просматривает данные на неисправное устройство и может оперативно локализовать проблему. Помимо этого, учет заявок в Hardware Inspector обладает мощным фильтром поиска по разнообразным параметрам. Среди них: фильтрация по ответственным сотрудникам, ответственным группам и обслуживаемым группам, которые позволяют организовать бесперебойное сервисное обслуживание даже в условиях, когда ИТ-отдел работает посменно или в организации имеется несколько ИТ-отделов. Кроме того, зарегистрированные заявки могут использоваться для составления отчета о работе компьютерных специалистов в компании. Это позволяет реально оценивать как работу всего отдела, так и отдельных сотрудников, что, в свою очередь, может помочь оптимизировать расходы на ИТ.
Другой важный аспект учета компьютеров, ради чего и устанавливаются подобные программы, — составление отчетной документации. В Hardware Inspector с этой целью используются наборы шаблонов по различным спискам в базе данных — ответственных лиц, устройств, программного обеспечения, инвентарных номеров, стоимости рабочих мест, истории перемещений оборудования — всего 22 шаблона плюс возможность создания пользовательских. Кроме того, отчеты, представляющие статистические данные о выдаче расходных материалов, позволяют избежать злоупотребления ресурсами организации некоторыми сотрудниками, а с другой стороны, распланировать покупки расходных материалов с учетом реальной потребности.
В начале статьи мы говорили о том, что обычные ИТ-специалисты не должны полностью зависеть от главного системного администратора. Для этого в Hardware Inspector предусмотрена возможность гибкого разграничения доступа как на уровне основных функций (например, сохранение или изменение данных в базе), так и на уровне доступа к информации (можно создать различные маски доступа для разных пользователей). Таким образом, решается задача оперативного доступа к данным сотрудниками организации при условии сохранения секретности данных.
Помимо обычной версии программы, Hardware Inspector имеет и специальную клиент-серверную — Hardware Inspector Client/Server. Основная функциональность в этих продуктах совпадает, отличие второй версии состоит в несколько ином подходе к работе с базой данных. В отличие от распространенных и весьма громоздких программ, использующих серверы MySQL или Microsoft SMS (что подразумевает установку и настройку соответствующего программного обеспечения), в Hardware Inspector Client/Server взаимодействие клиентской и серверной частей выполнено по TCP/IP. Это означает, что развернуть продукт можно практически везде, где уже настроена локальная сеть, а доступ к базе данных из внешних сетей позволит соединить филиальную сеть компании через Internet.
Михаил Демидов (friedrichputrid@mail.ru) — ИТ-журналист