Который год вчитываюсь в название своей должности (если честно, то третий) и продолжаю открывать для себя что-то новое. «Руководитель направления по взаимодействию с ИТ-сообществом»… Моя задача, как гласит должностная инструкция, — обеспечивать эффективный диалог между Microsoft и ИТ-профессионалами и предоставлять всю необходимую информацию, чтобы специалистам по ИТ было проще справляться со своими задачами. Сразу возникает вопрос, а что действительно нужно ИТ-специалистам от Microsoft? Чем мы реально можем помочь? Здесь как раз приходит на помощь Global Relationship Survey — регулярный опрос сотен тысяч клиентов корпорации во всем мире и в том числе нескольких десятков тысяч — в России. В этом полугодии в опросе приняли участие более 15 тысяч российских ИТ-специалистов. И вот на базе результатов этого опроса мы и строим планы на следующий год. По своему опыту знаю, что для русского менталитета поверить в то, что корпорация прислушивается к твоему мнению, сложно… Но для меня и моих коллег мнение ИТ-сообщества действительно является основным приоритетом. И, пользуясь случаем, хочу сказать большое спасибо всем, кто высказал свое мнение и поделился конструктивными предложениями!
Так чего же российский ИТ-специалист ожидает от Microsoft в это непростое время? Вот основные пожелания от ИТ-сообщества:
-
Простое, прозрачное лицензирование (и желательно — бесплатные лицензии).
-
Безопасное и надежное ПО.
-
Обоснование ценности ПО (и ИТ вообще) для бизнеса.
Человеку со стороны может показаться странным, что первый и третий пункты — вовсе не технологические. Но в нашей стране ИТ-специалист должен быть «универсальным солдатом», чтобы знать ответы на все вопросы, в том числе от бухгалтерии — «как ЭТО поставить на учет/баланс?» и от директора — «какой возврат инвестиций мы ожидаем по окончании этого проекта миграции?». Итак, по порядку:
Лицензирование. Прежде всего, мы с удовольствием принимаем конкретные пожелания, как через упомянутый выше опрос, так и в форумах TechNet (см. раздел лицензирование, http://www.microsoft.ru/forums). И, учитывая все вопросы с вашей стороны, запустили в этом году такую инициативу, как «Шаг навстречу». Процитирую ее описание на сайте: «Шаг навстречу» — общероссийская программа, задача которой — обеспечить организации малого и среднего бизнеса поддержкой в вопросах лицензирования ПО, управления лицензиями как активом предприятия, а также подтверждения правомерности использования лицензионного ПО Microsoft. Программа «Шаг навстречу» предоставляет пользователям следующие ресурсы: горячую линию 8-800-200-80-01, специализированный сайт www.microsoft4you.ru, обучающие тренинги для руководителей организаций, корпоративных юристов и ИТ-менеджеров, а также бесплатные консультации». Подчеркну, пожалуй, слово «бесплатные». Что касается бесплатных лицензий, они у нас тоже есть! Так напомню, что Dream Spark предоставляет всем студентам бесплатное ПО Microsoft — и это только один из примеров. Так что мы работаем над лицензированием по всем обозначенным направлениям. Верю, что сможем продолжить эту работу и в будущем году.
Безопасность. Разработка безопасного софта — первый приоритет для Microsoft. Предоставление оперативной и достоверной информации для обеспечения информационной безопасности — тоже. Увы, мы совместно с ИТ-сообществом теперь противостоим не отдельным хакерам, а целой криминальной индустрии. Ведь основной целью злоумышленников стала банальная финансовая выгода… Но, похоже, как в технологическом отношении, так и со стороны законодательства мы с вами потихоньку начинаем брать верх. Только не выключайте Firewall, антивирус и, пожалуйста, регулярно устанавливайте обновления! A Кстати, интересную статистику можно обнаружить в регулярном отчете Microsoft Security Intelligence Report, который, по вашим просьбам, с этого года включает данные и по нашей российской специфике угроз. Ну, а если говорить о целенаправленной защите информации, то в этом году в России стали широко доступны решения Microsoft для обеспечения безопасности — семейство Microsoft Forefront. Это, кстати, тоже было сделано на базе вопросов, которые нам часто задавали ИТ-специалисты, привыкшие работать с последними версиями ОС и серверов (есть среди нас и такие гурманы A). И их основной вопрос заключался в том, что, например, вроде бы уже и вышел новый Ecxchange Server, а защищать-то его и нечем, так как пока антивирусные партнеры не выпустили решений именно под эту версию. Боюсь, что безопасность — слишком обширная тема, чтобы подвести итоги за год в одном абзаце. Но в следующей волне проекта TechDays.ru вопросам безопасности будет уделено гораздо больше внимания.
Обоснование ценности ИТ для бизнеса. Вот тут начинается самое интересное. Ведь, как ни странно, у нас настал кризис A. И наряду с традиционными приоритетами ИТ-служб все больше стали выделяться два: снижение затрат, с одной стороны, и предоставление новых возможностей для бизнеса — с другой. И сейчас, в ситуации экономических трудностей, некоторые руководители компаний могут превратить «снижение затрат» в «урезание бюджетов». Если «новые возможности бизнеса» — приоритет для руководства вполне осознанный и понятный, то «снижение затрат» чаще воспринимается как «экономить на ИТ», а не «экономить с помощью ИТ». Microsoft прилагает максимум усилий, чтобы объяснить руководителям бизнеса важность ИТ и ИТ-специалистов. К тому же мы хотим делиться этими аргументами с вами, чтобы у вашего начальника никогда даже и не возник вопрос о том, насколько важны информационные технологии для его компании и важны вы сами как сотрудник. Так, на «Платформе 2009» Биргер Стен, генеральный директор Microsoft в России, поделился несколькими выводами, с помощью которых возможно донести до руководителя то, что мы с вами понимаем и так. Приведу только один из них: «Грамотные инвестиции в ИТ могут в самые короткие сроки принести прибыль и позволят сократить расходы на сумму куда большую, чем можно сэкономить, просто урезав бюджет ИТ». И, если говорить о решениях Microsoft, то связка ИТ-специалисты -> проекты -> выгода для компании становится совсем прозрачной (см. доклад Биргера Стена на www.platforma2009.ru).
Собственно, те, кто читает колонку регулярно, наверняка опять заметят небольшой отход от классического формата. Я в прошлый раз не успел рассмотреть новости из блогосферы и обещал в следующем номере поделиться выводами исследования, которое мы заканчивали как раз на момент выхода предыдущего. И еще обещал вернуться к обзору постов коллег. С первой частью обещания я справился (и если вдруг не до конца, то буду рад ответить на вопросы в своем блоге). Но вот на пути второй части встала неожиданная проблема, планетарного масштаба, которая в очередной раз не позволит мне охватить все посты коллег… Как только мы ее решим, обещаю исправиться окончательно и не только предоставить полный дайджест блогов, но и раскрыть некоторые корпоративные секреты и рассказать о той задаче, которая отвлекла меня от написания колонки.